КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Речевая деятельность. Функции речи и ее мозговая организация
Память и второй функциональный блок мозга. Амнестический синдром. Системное строение ВПФ. Первичные и вторичные симптомы ВПФ – сложное системное образование качественно отличное от других психических явлений. Они представляют собой «психологические системы». Основные характеристики ВПФ – опосредованность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества. ВПФ как система обладает большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными в них являются исходная задача и конечный результат. По мере формирования ВПФ происходит превращение внешних средств осуществления во внутренние, психологические (интериоризация). В процессе развития ВПФ постепенно свертывается, автоматизируется. На первых этапах формирования ВПФ представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы. Одновременно изменяется и психологическая структура ВПФ. Первичные нейропсихологические симптомы – нарушение ПФ, непосредственно связанные с нарушением определенного фактора. Вторичные нейропсихологические симптомы – нарушение ПФ, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по закону системной взаимосвязи с первичными нарушениями. - привести пример. Модально- специфически нарушения памяти. (при поражении 2 и 3 функциональных блоков). Нарушения памяти, которые распространяются только на раздражители, адресующиеся определенному анализатору. Гипомнезии. Возможность компенсации, например, благодаря синестезии. Сужение объема памяти (при амнезиях – нет). В стимульном материале появляются парафазии – стимулы, ассоциированные не с опытом больного, а с конструкцией речевой деятельности. Ложно припоминаются стимулы, кот. относятся к той же модальности. При поражениях 2 функционального блока хорошо запоминаются предложения, фразы, смысловые отрывки. Левое полушарие: Наиболее изучены нарушения слухо-речевой памяти, которые лежат в основе акустико-мнестической афазии. Нарушения зрительно-речевой памяти (оптико-мнестическая афазия). Правое полушарие: расстройства неречевого слуха (амузия); нарушения зрительной памяти по отношению к конкретным невербализуемым объектам (агнозия на лица); нарушения пространственное и цветовой памяти.
Речь – средство общения, сложная и специфически организованная форма сознательной деятельности, в кот.участвует субъект, формулирующий высказывание, и субъект, принимающий высказывание. Речь как ВПФ содержит: планирование, операциональное обеспечение, контроль. М.б. активной – конструироваться в зависимости от текущей задачи; и реактивной – стереотипной. - Выготский (синкреты-комплексы-понятия) Нарушения речи приводят к нарушениям других психических функций (память, внимание и проч.). Речь полифункциональна. - коммуникативная - сообщение, передача информации - обобщение - номинация - регуляция Функции речи формируются в онтогенезе по законам гетерохронности – т.е. становление разных аспектов речи происходит в разное время в процессе индивидуального развития. 1. Экспрессивная речь: Мотив высказывания (общая мысль)à с помощью внутр.речи кодируется в речевые схемы à на основе генеративной грамматики трансформируется в развернутую речь. 2. Импрессивная речь. Восприятие потока речиàанализ, выделение существенных элементовàречевая схемаàобщая мысль, мотив. (Процесс декодирования). Речь – орудие мышления (отвлечения, обобщения), средство регуляции собственных психических процессов. Операциональная (исполнительная) организация речи. 1) Дискретные единицы – фонемы (звуковая сторона речи); Фонемы организованы в опред.систему, кот.зависит от фонематической системы языка и для того чтобы различить эти звуки речи, необходимо кодировать их соответственно этой системе. 2) Лексико-семантическая организация, овладение лексико-морфологическим кодом языка (превращение образов или понятий в их словесные обозначения) Слово, предложение, высказывание (переход от мысли к речи на основе семантических кодов языка). Фонема (звуки, несущие в себе смыслоразличение)àлексемаàпонятиеàфраза
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |