Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование хронологических знаний и умений учащихся




на уроках истории в 5 – 6 классах

Изучение древнего мира невозможно без понимания счета лет до нашей эры, поэтому необходимо максимально использовать возможности, которые предоставляются параллельным изучением курсов «История древнего мира» и «История Древнего Казахстана» в 5-6 классах. Первое знакомство с календарями, лентой времени, счетом лет в истории происходит уже на втором уроке истории Казахстана в 5-ом классе (§ 2. Историческая мера времени.). На этом уроке учащиеся знакомятся с такими понятиями, как ход времени, исчисление времени сутками, месяцами, затем годами. Далее учащиеся знакомятся с принципами современного летосчисления и лентой времени. Приемы работы с лентой времени подробно рассматривает в методических пособиях по истории древнего мира Г. И. Годер.

Тема летосчисления в курсе «История древнего мира» в 5-м классе только одиннадцатая. И в этот промежуток – 8 уроков – на уроках истории Казахстана необходимо обращаться к счету лет, что позволит сформировать простейшие умения и навыки по счету лет. Каждый урок можно уделять время для решения одной - двух хронологических задач по типу:

1) Сколько лет назад произошло событие?

2) На сколько лет одно событие произошло раньше – позже другого?

3) Сколько лет продолжалось событие?

4) В каком году произошло событие, если это случилось … лет назад? Сперва, нужно предлагать учащимся более легкие задачи, а затем постепенно их усложнять. Для сильных учащихся, которые быстрее разбираются в принципах решения хронологических задач, целесообразно давать индивидуальные задания, более сложные. Это будет поддерживать интерес учащихся к данному виду учебной деятельности, а так же, возможность получения оценки (на первых порах стоит выставлять только хорошие) служит дополнительным стимулом. Учитель же сможет уделить больше внимания слабоуспевающим учащимся, объяснить еще раз и решить задачи у доски.

Таким образом, при изучении темы «Система летосчисления» в курсе «История древнего мира», учащиеся уже обладают определенными знаниями, и целью учителя должно стать расширение кругозора учащихся по данной теме: учащиеся пополняют свои знания о солнечном и лунном календарях, о счете лет в Древнем Египте, Вавилонии, Центральной Америке. Узнают о составлении юлианского и григорианского календарей и о том, почему мы используем григорианский календарь. Если по вопросу «Первые понятия о времени» можно провести беседу с учащимися, то вопросы «Календари Древнего Востока», «Юлианский календарь», «Григорианский календарь» целесообразно использовать в качестве опережающего задания.

После заслушивания рассказов учащихся, класс задает им вопросы. Далее следует работа с лентой времени и совершенствование навыков решения хронологических задач. Слабые учащиеся продолжают решать задачи под руководством учителя, сильные же получают возможность работать самостоятельно (задачи 1 – 4 на стр. 59 учебника).

На следующем уроке (§12. «На стыке эпох») начинается формирование таких важнейших понятий, как век (столетие), тысячелетие, эпоха. Учащиеся должны научиться соотносить год и век, век и тысячелетие, уметь определять начало, середину, конец века и тысячелетия. Задачи на стр. 63 учебника учащиеся начинают решать в классе и оставшиеся получают в качестве домашнего задания. На следующем уроке проводится письменная работа на 15 – 20 минут с целью проверки умения решать хронологические задачи. Учитель сможет сделать выводы о формировании хронологических знаний и умений учащихся, а также наметить дальнейшие пути их совершенствования.

В дальнейшем, при изучении истории первобытного общества и истории Древнего Казахстана, необходимо продолжать данную работу. При введении новых дат следует постоянно обращаться к линии времени, отмечая на ней новые даты, определяя продолжительность периодов, дальность изучаемых событий от настоящего времени. Таким образом, учащиеся привыкнут работать с датами, у них будут вырабатываться временные представления.

В 6-м классе значение работы с хронологией не уменьшается. Это объясняется огромной длительностью изучаемого исторического периода, что ведет к редкости хронологической канвы и сложности установления временных отношений между фактами в истории одной и особенно разных стран и счетом лет до нашей эры. Поэтому желательно на каждом уроке выделять время для формирования временных представлений.

В новых учебниках нет заданий по хронологии, но учитель может сам составить необходимые задачи. Типы задач могут быть следующими:

1. Сколько лет (веков, тысячелетий) назад произошло событие?

2. В каком веке (в какой половине века, в начале или в конце века) произошло событие?

3. Какое из двух событий было раньше? На сколько раньше?

4. Какой год предшествовал такому-то до нашей эры? Какой год следовал за ним?

5. Что произошло в … (следует название страны), когда в … (следует название другой страны) происходило такое-то событие?

6. Сколько лет длилось событие (тот или иной исторический период)?

Хронологические задачи нужно решать не только в классе, но и использовать в качестве части домашнего задания (с последующей проверкой в классе). Также при изучении новой темы необходимо давать учащимся задание наносить все новые даты на «ленту времени». Для развития интереса и творческих способностей учащихся хорошо давать задания на составление хронологических задач самостоятельно, провести конкурс на самую интересную задачу или большее количество составленных (и правильно решенных!) задач. В контрольные и проверочные работы так же могут включаться хронологические задачи, что позволит учителю контролировать процесс формирования хронологических знаний и умений учащихся.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.