Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика сенсорных способностей




Диагностика психомоторных способностей.

Моторные тесты направлены на измерение точности и скорости движений, ловкости движений пальцев рук, координации и темпа двигательных реакций, точности распределения мышечного усилия при решении двигательных задач. Большинство из них диагностируют движения рук, но некоторые и движения ног. Поскольку многие тесты могут быть выполнены только под контролем зрения и при наличии хороших пространственных представлений, то их часто называют психомоторными или сенсомоторными тестами.

Моторные тесты разрабатываются в 2х формах: аппаратурные и бланковые. Корреляции между печатным вариантом теста и требующим использования аппаратуры чаще всего незначительны или отсутствуют.

Свое основное применение моторные тесты находят в промышленности, военном ведомстве и спорте.

Широкоиспользуемый тест для оценки движений рук, не требующий специальных инструментов Доска Пурдье он диагностирует 2 типа движений:

1) Грубые движения кистей рук, пальцев рук в целом;

2) Точные движения кончиков пальцев.

На западе наиболее известны и применяеми тесты тест ловкости пальцев О’Коннора, тест ловкости Стромберга, Миннесотский тест скорости манипулирования.

Тесты сенсорных способностей в основном применяются в промышленности и военном ведомстве для отбора и рационального распределения по рабочим постам. Поскольку от состояния сенсорики зависят многие трудовые показатели(кол-во и качество продукции,производственный травматизм,кол-во брака) в ряде профессий, тесты применяются как составные части многих батарей, ориентированных на разные виды трудовой деятельности. Наиболее распространены тесты диагностирующие зрительные и слуховые фенкции.

Среди особенностей зрительного восприятия, которые чаще всего измеряются с помощью тестов,-острота зрения, мышечный баланс глаз, цветоразличие, восприятие глубины. Известные американские тесты шкала Снеллена,тестОрто_рейтера,зрительный тест, проверка зрения.

В тестах на слуховое восприятие чаще всего имеряются острота слуха, дифференциация громкости, тембра, высоты звуков, выделение сигнала из фона, наполненного шумами. Для диагностики остроты слуха используется не только звуковой сигнал, но и человеческий голос, произносящий цифры, слова и предложения. Это связано с тем, что в ряде профессий именно различие речевых стимулов имеет первостепенное значение.

Один из наиболее известных и качественных тестов тетст меры музыкальной одаренности К.Сишора его применяют для индивидов, начиная с учащихся 4класса.

17. Сложные способности - индивидуально психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения отдельных конкретных видов деятельности (музыкальной, математической, организаторской и т.д.)

Сложные способности:
-сенсорные
-моторные
-технические
-профессионализированные

Тесты сложных способностей - тесты, напарвленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности.

Основные тесты для измерения сложных способностей:

Сенсорные способности
Тесты сенсорных способностей - тесты, предназначенные для измерения и оценки особенностей сенсорной сферы психики (ощущений и восприятия)
Измеряемые показатели: Острота зрения, различительная чувствительность, восприятие глубины, цветоразличение.
Острота слуха (или измерение абсолютных порогов), выделение сигналов из шумового фона, различение громкости, высоты, тембра звуков
Тесты: Таблица Снеллена, Метод Орто–Рейтера, Тест проверки зрения, Тест зрительного восприятия, Тест музыкальной одаренности Сишора

Моторные способности
Тесты моторных способностей - тесты, предназначенные для измерения и оценки моторных характеристик, таких как точность и скорость движений, ловкость движений, координация и темп двигательных реакций, точность распределения мышечного усилия при решении двигательных задач.
Измеряемые показатели: Скорость, темп и точность движений, зрительно-моторная координация, ловкость движений пальцев и рук, тремор, точность мышечного усилия
Тесты: Тест Линкольна–Озерецкого, Тест ловкости пальцев О'Коннора, Тест ловкости Стромберга, Тест ручной ловкости Пурдье, Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда

Технические способности
Тесты технических способностей - тесты, направленные на измерение и оценку психологических особенностей, проявляемых в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами. Чаще всего под этими особенностями подразумеваются техническое мышление и техническая осведомленность.
Измеряемые показатели: Общая техническая одаренность или технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, пространственные представления и техническое понимание.
Тесты: Тест Беннета на техническое понимание, Тест технического понимания Пурдье, Миннесотский тест на восприятие пространства, Тест пространственных взаимосвязей

Профессионализированные способности
Тесты профессионализированных способностей - тесты, выявляющие индивидуально-психологические особенности, способствующие успешному выполнению определенных видов деятельности (художественной, музыкальной, канцелярской и пр.)
Измеряемые показатели: Способности, необходимые в разных видах труда (художественные, музыкальные, артистические, конторские и пр.)
Тесты: DAT, GATB, Тест суждений об искусстве Мейера, Опросник художественных способностей Хорна.

18.Основные подходы к диагностике интеллекта.

1. способность обучаться;

2.способность оперировать абстракциями;

3.способность адаптироваться к новым условиям.

 

Понимание интеллекта как способности обучаться распространено в зоопсихологии, где сравниваются интеллектуальные возможности разных видов живых организмов на основе особенностей их обучения.

Интеллектуальные способности проявляются в умении перенести навык решения одних задач на другие, подметив их сходство. Кроме того, интеллект, проявляющийся в способности к обучению, рассматривается современными психологами как более сложная хар-ка по сравнению с прежними представлениями. Это не только усвоение знаний, умений,навыков, но и выработка стратегий как программ решения разных задач, а также способность к переносу усвоенного в новые ситуации.

Обучение представляет собой сложную деятельность, и его успешность зависит от многих факторов, а не только от уровня интеллекта (мотивация, черты хар-ра и пр., тип учебного заведения,методы преподавания и пр.).

 

Понимание интеллекта как способности оперировать абстрактными отношениями и символами. Р.Торндайк представлял, что интеллект зависит от абстрактного мышления и проявляется в умении опираться на абстрактные признаки при решении проблем.

Однако понимание интеллекта как способности к абстракции не может устроить психологов, так как ограничивает сферу интеллектуальных способностей, исключая из них перцептивную и моторную области. Кроме того, получившая широкое признание концепция практического интеллекта не предполагает обязательного оперирования абстракциями. Такое определение указывает на одну из сторон в проявлениях интеллекта, на один из механизмов его осуществления – вербальный, оставляя в стороне вопрос о его сущности.

 

Понимание интеллекта как способности адаптироваться к новым условиям.

Популярность определений интеллекта, указывающих на его приспособительный хар-р, объясняется тем, что в них выявляется его функциональное значение.но указание функции, цели использования интеллекта не тождественно выяснению его сущности. Вместе с тем сам термин адаптация тоже многозначен и неодинаково понимается психологами. В частности можно привести следующие интерпретации:

Ø Г.Спенсер обозначал им специфические, связанные с расовыми различиями приемы приспособления к жизни;

Ø В.Штерн называл адаптацией деятельность, соответствующую цели;

Ø Ч.Спирмен рассматривал адаптацию как постижение истины, эффективного действия в данных условиях.

Широкая трактовка термина адаптация еще больше затрудняет возможность использования его в качестве определяющего сущность интеллекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.