КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффективное планирование и постановка целей
Начинаем планировать жизнь и ставить перед собой цели
Победители фокусируются, лузеры распыляются. Эдвин Блисс, «Сделать это сейчас»
Даже самые дисциплинированные и организованные люди, чтобы не сбиться с верного курса и избежать искушения отложить неприятную или трудную задачу на потом, пользуются различными методами и инструментами управления временем. Прикинуть, сколько дел вы способны сделать за день и, следовательно, более реалистично оценить свои силы, помогает ежедневный план с указанием четких временны́х рамок. При наличии письменного плана трудно сбиться с пути. Цели направляют нашу деятельность в нужную сторону и отвлекают наше внимание от повседневных, малозначительных дел, не позволяя нам забывать о самом важном в жизни. Самые эффективные планы основываются на долгосрочных целях. Те, у кого нет планов и целей, обнаруживают, что бессмысленно дрейфуют по жизни изо дня в день, из года в год. Они распыляют свою энергию, потому что у них нет одной по-настоящему важной, значимой цели. Подобно путешественнику, забредшему в дикую местность без компаса, они отправляются в каждый новый день наобум, пробуют разные пути и маршруты, отклоняются от нужного курса и нередко заходят в тупик. Только спокойно посидев, подумав и составив план действий, можно определить верное направление и достичь главной цели.
• Составляете ли вы план на каждый день? • Составляете ли вы этот план в письменном виде? • Включаете ли вы в этот план те виды деятельности, которые со временем приведут вас к достижению долгосрочных целей?
Если вы ответили отрицательно хотя бы на один из вопросов, вам будет полезно попробовать использовать некоторые простые, но чрезвычайно эффективные инструменты управления временем. А может, вам просто претит идея четкой повестки каждого дня? Может, вы предпочитаете спонтанность, чтобы все события разворачивались непредсказуемо, а вы только наблюдали за ними со стороны? В этом случае важно понять, что даже самый простой план, если он правильно составлен, даст вам намного больше свободы и значительно больше времени на те занятия, которые вам действительно нравятся и доставляют удовольствие.
Упражнение 1
Начните с постановки личных целей – как долгосрочных (на три-пять лет), так и краткосрочных (на год или меньший срок). Определите отдельные этапы, которые необходимо пройти для их достижения. Обязательно сформулируйте цели в письменном виде и повесьте листок на видном месте, чтобы вы могли видеть и обдумывать их каждый день. При этом поразмыслите, почему они для вас так важны. Приведу пример:
Гвен, менеджер розничного магазина, привыкла начинать свой день с составления списка обязательных дел, плотно «утрамбованного» самыми разными рутинными задачами: обзвонить клиентов, купить продукты, посетить тренажерный зал и т. п. Раньше она автоматически старалась успеть сделать за день как можно больше. Теперь же, приступая к составлению дневного списка, она всегда помнит о своей долгосрочной цели – добиться повышения по службе. Ради этого Гвен решила прежде всего стать более пунктуальной как при приходе на работу, так и при реализации более сложных проектов. Ей отлично известно, что, если сделать дневное расписание слишком уж плотным, она рискует в какой-то момент позабыть о своей главной цели. Поэтому теперь, составляя план на день, Гвен всегда помнит о важнейшей долгосрочной цели своей жизни и выделяет на повседневные дела и задачи больше времени, чем раньше.
Упражнение 2
Составляйте план на день, основываясь на долгосрочных целях. «Но зачем мне вообще план, если у меня есть список дел?» – спросите вы. Объясняю: у многих такие списки не слишком тщательно продуманы, они напоминают не реалистичный план, а случайный перечень дел и задач, не обоснованный никакими временны́ми рамками, приоритетами и долгосрочными целями. Давайте рассмотрим пример неправильно составленного списка. Вот типичный список дел менеджера по продаже компьютерных программ. Его зовут Билл, и он составляет такое расписание каждый день. • Подготовить и подать коммерческое предложение Kline & Co. • Составить отчет о продажах. • Встретиться с Мэри Джонс, чтобы обсудить возобновление контракта. • Позвонить Тому Смиту, чтобы обсудить распределение зон обслуживания. • Подготовиться к презентации для компании Abbott. • В 15.00 провести презентацию для компании Abbott. • Позвонить Джейн Доуз из XYZ для обсуждения коммерческого предложения. • Заехать в химчистку. • Сходить в тренажерный зал. • Купить маме подарок на День матери. • Зайти на почту и отправить маме подарок. • 19.00 – деловая встреча в Торговой палате.
В большинстве случаев Билл подходил к составлению своих списков с большим энтузиазмом и оптимизмом. Он весьма решительно и амбициозно вносил в них все, что хотел бы успеть сделать за день, упуская при этом три чрезвычайно важных момента: 1. Не распределял задачи по приоритетности. 2. Не прикидывал, сколько времени займет выполнение той или иной конкретной задачи. 3. Под влиянием двух первых ошибок Билл нередко переоценивал свои способности и вносил в список слишком много дел, поэтому выполнял в первую очередь то, что вполне могло и подождать. Так, например, он обычно начинал с простых и менее важных задач, скажем с составления отчета по продажам, а сложную и ответственную подготовку к презентации оставлял на потом. А когда момент презентации неумолимо приближался, Билл начинал понимать, что выделил на подготовку к ней недостаточно времени, и в конце концов делал это в спешке, в самую последнюю минуту.
А вот если бы Билл распределял дела по уровню приоритетности и важности, он первым делом выполнял бы наиболее трудные и важные задания. По сути, один из фундаментальных принципов эффективного управления временем заключается именно в том, чтобы делать сложные и значимые дела утром, когда вы еще полны сил и энергии. А уже потом, к концу дня, когда вы устали и не так внимательны, можно сосредоточиться на мелких бытовых хлопотах, которые обычно не отнимают много сил. Начинайте каждый день с перечисления дел, которые хотите сделать. Обязательно продумайте, сколько приблизительно времени займет выполнение каждой задачи, и первыми впишите в расписание самые важные и ответственные дела. Приведу пример правильно составленного дневного плана уже знакомого нам Билла.
8.15–9.15. Выпить кофе и одновременно проверить электронную почту и автоответчик; ответить на письма и звонки. 9.15–10.15. Подготовиться к презентации для компании Abbott. 10.15–11.00. Свободное время; перерыв на кофе. 11.00–11.45. Подготовить и подать коммерческое предложение Kline & Co. 11.45–12.45. За обедом встретиться с Мэри Джонс, чтобы обсудить возобновление контракта. 12.45–13.45. Купить маме подарок на День матери, зайти на почту и отправить его. 13.45–14.45. Позвонить Джейн Доуз из XYZ для обсуждения коммерческого предложения. 14.45–16.45. Провести презентацию для компании Abbott. 16.45–17.45. Составить и подать отчет о продажах. 17.45–18.00. Заехать в химчистку. 18.00–19.00. Сходить в тренажерный зал и перекусить. Завтра. Позвонить Тому Смиту, чтобы обсудить распределение зон обслуживания.
Составляя расписание на день таким образом – с учетом приоритетов и указанием приблизительного времени выполнения задач, – Билл сразу понимает, на что у него не хватит времени, поэтому решает перенести на завтра одно из дел. И помните: список дел на день непременно нужно составлять в письменном виде. В этом случае вы четко понимаете, что для вас важнее всего, и уже ничто не сможет сбить вас с нужного курса.
Упражнение 3
Руководствуйтесь правилом: «Готовность, готовность и еще раз готовность». • Перезвоните, чтобы подтвердить все встречи, назначенные на завтра. • Найдите нужные адреса, номера телефонов и маршруты и включите их в соответствующие пункты списка. • Если предстоит встреча или собрание, заранее подготовьте все, что может понадобиться. Не забудьте ручку, блокнот, ноутбук, брошюры и прочие необходимые мелочи.
Повторяйте: «Надо все проверить и перепроверить». Никогда не забуду один случай, который произошел со мной в процессе подготовки к этой книге. На понедельник, на одиннадцать утра, я запланировала анкетный опрос студентов факультета психологии местного университета. Мне самой совсем недавно удалось избавиться от проблем с пунктуальностью, и я, изрядно гордясь собой, прибыла за пятнадцать минут до назначенного времени. Не желая никому мешать, я ждала до без трех минут одиннадцать и только после этого открыла дверь в аудиторию, где должны были собраться будущие психологи. К моему удивлению, там никого не оказалось. Я побежала в деканат узнавать, куда подевались студенты. Оказалось, что я ошиблась аудиторией, и нужная мне находилась в противоположном конце университетского городка. Я помчалась мимо зданий, по коридорам и, опоздав на десять минут, все же провела среди студентов анкетный опрос – о ирония судьбы! – посвященный проблемам пунктуальности. Из этого случая я извлекла очередной важный урок: всегда нужно готовиться и заранее проверять и перепроверять все факты: даты, время, место встречи, как до него лучше доехать, часто ли бывают пробки по маршруту – словом, все, что может привести к опозданию, которого вы так хотите не допустить.
Упражнение 4
В течение следующего месяца практикуйтесь жить строго по графику. Люди, склонные к опозданиям, «славятся» привычкой отклоняться от выбранного курса, так что будьте готовы к подобному искушению. Помните, что выработка привычки к пунктуальности сродни обучению игре на пианино. Не ждите успеха, если будете заниматься раз в неделю. Чтобы привычка стала второй натурой, практиковаться нужно каждый день, постоянно. Ведь, как мы уже говорили, для этого нужно ослабить старые нейронные связи и создать новые.
Упражнение 5
Воспользуйтесь помощью друга. Представьте, как замечательно, когда кто-то становится вашим партнером, помогает вам мотивировать себя, поддерживает в стремлении измениться к лучшему. И несмотря на все эти преимущества, в личной жизни большинство из нас стараются решать свои проблемы сами, без посторонней помощи. Выберите друга, родственника или коллегу, который тоже работает над такой же задачей, и объедините с ним усилия, поддерживайте и мотивируйте друг друга. Поставьте перед собой краткосрочные и долгосрочные цели и регулярно встречайтесь с этим человеком лично либо общайтесь по телефону. В результате совместных «мозговых штурмов» вы сможете вырабатывать поистине бесценные идеи. Научившись контролировать себя, свои желания и поступки, вы приобретете очень полезный навык, который необходим не только для того, чтобы перестать опаздывать; он поможет вам во множестве других жизненных ситуаций. Вот что советует нам автор бестселлера «Эмоциональный интеллект»[5]Дэниел Гоулман:
В основе любых достижений лежит самоконтроль, отсроченное вознаграждение и отказ от импульсивности. Люди с такими навыками, как правило, более продуктивны и эффективны в любых делах и начинаниях.
Регулярно выполняя описанные в этой главе упражнения, вы очень быстро обнаружите, как укрепилась ваша сила воли. А потом, когда вам уже станет казаться, что вы окончательно и твердо встали на верный путь, вполне возможно, процесс застопорится. Не отчаивайтесь. Может, вы и привыкли получать все сразу и без особых усилий, но помните, что на решение таких задач, как повышение самоконтроля, требуется время. Силу воли может развить каждый, нужно просто практиковаться и быть готовым всегда идти к своей цели.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |