Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения




Техника выполнения концентрационных упражнений

Если вы заметили, уважаемые читатели, ме­тодика выполнения комплекса релаксационных упражнений основана на поочередном сосредоточении внимания на отдельных частях тела. Иными словами, вы целенаправлен­но сосредоточивались на чем-то одном. Такая локальная кон­центрация - лучший способ освоения релаксации. Релаксация и концентрация неотъемлемы друг от друга, как две части единого целого. Неумение сосредоточится, способствует «разбазариванию» внутренней энергии и, как следствие - физическому и психическому истощению организма.

Когда вы овладеете предлагаемыми здесь упражнениями, вы сможете создавать в своем сознании яркие образы и представления.

Предлагаемые концентрационные упражнения вы може­те выполнять, где и когда угодно в течение дня.

Сядьте на табуретку или обычный стул - только бо­ком к спинке, чтобы не опираться на нее. И еще одно усло­вие - стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиде­ньем, иначе эффективность упражнения снизится. Итак, сядьте как можно удобнее, в любой позе - главное, чтобывы могли находиться неподвижно в течение определенного (не такого уж короткого) времени. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до конца упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы — ни­какой визуальной информации). Дышите через нос спокойно, не напряженно.

1) Концентрация на счете.

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточь­тесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредото­читься на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут;

2) Концентрация на слове.

Выберите какое-нибудь короткое (лучше всего двуслож­ное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Если слово двусложное, то мысленно про­износите первый слог на вдохе, второй - на выдохе. Сосре­доточьтесь на «своем» слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации. Такая концентрации приводит к желаемому побочному результату - релаксации всей мозговой деятель­ности, Выполняйте релаксационно - концентрационные упраж­нения в течение нескольких минут. Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша, откройте глаза и потянитесь.

3) Упражнение «Пульс».

Упражнение позволяет развивать и совершенствовать психические функции: регулирование объема внимания, его концентрацию и переключение. Умение перемещать внимание с одной части тела на другую, является базовым при овладении техникой саморегуляции.

Для выполнения упражнения нужно удобно сесть, сосредоточить свое внимание на определенной части тела (например, на большом пальце правой руки) и постараться ощутить в ней толчки пульса. Через одну-две минуты переместить пульс в другую руку, затем его можно переместить в большой палец правой и левой ноги и даже в кончик носа. Время задержки на каждом участке – одна–две минуты.

4) Упражнение «Термометр».

Цель упражнения (см. упр. 3), кроме этого оно помогает развивать воображение и представление.

Сидя в удобном положении, закрыть глаза и попытаться вызвать ощущение тепла поочередно в правой и левой руках. Вызвать это ощущение можно, например, представив, что вы опускаете руку в теплую воду. Могут быть и другие варианты, что зависит от вашего желания.

5) Упражнение с секундной стрелкой часов.

Способствует развитию сосредоточенности внимания. Надо взять часы с секундной стрелкой и проследить за ее движением, не отрывая внимания, столько секунд, сколько удается. Опыт показывает, что в первый раз большинство человек способно удержать неотрывно внимание на движущейся стрелке не более 20 – 40 секунд. Путем тренировок можно постепенно добиться удлинения сроков удерживания неотрывного внимания на стрелке до 1 – 3 минут. Если при этом внимание отвлечется хотя бы на мгновение, надо начать все сначала.

6)Упражнение с геометрической фигурой.

Целью данного упражнения является развитие умения мысленно изменять размер, цвет и характер движения геометрического рисунка, что является основой для обучения навыку концентрации внимания.

Для выполнения этого упражнения необходимо заранее приготовить рисунок - яркий, желтый круг диаметром 10 см в центре белого квадрата.

Предварительно расслабиться с закрытыми глазами, затем открыть глаза и без усилий сфокусировать взгляд на желтом круге. Далее глаза закрыть и представить, что это круг света, который, постепенно приближаясь, полностью заполняет черный фон, затем, наоборот, постепенно удалить его от себя, пока он не превратится в точку. Можно менять цвет круга, его движение, например, мысленно вращать его и при каждом повороте изменять цвет и т.д.

7) Упражнение «Мысленная визуализация».

Данное упражнение направлено на развитие способности вызывать у себя желаемые мысленные образы и расширение навыков концентрации внимания.

Необходимо закрыть глаза, расслабиться и представить себе экран телевизора и на нем, например, апельсин. Мысленно сосредоточиться на нем, представить, как берете его в руки, почистить, ощутить его запах и т.д. Затем, убрав его с экрана, представить что-нибудь другое.

8) Упражнение для развития психического процесса представления.Для этого нужно просто посмотреть внимательно на любой предмет, затем закрыть глаза и, не торопясь, представить его во всех деталях. После этого снова посмотреть на предмет и проверить, насколько представление совпадает с оригиналом. Делать это можно в любом месте и в любое время, главное – как можно чаще.

9) Упражнение «Фокусировка». Цель упражнения та же, что и предыдущих упражнений. Участникам предлагается сосредоточить свое внимание на определенных частях своего тела, постепенно суживая внимание по принципу: «тело – рука – кисть – указательный палец – кончик пальца». Время задержки на каждом участке 1-2 минуты.

10) Упражнение «Красно-черная таблица». Цель упражнения – развитие концентрации и переключения внимания, повышение помехоустойчивости. Участникам предлагается таблица с красно-черными цифрами от 1 до 25, размещенными в квадраты. Каждой цифре соответствует буква. Задача испытуемым ставится следующая. Глядя на таблицу необходимо отыскать и записать на лист бумаги только буквы, поочередно красные и черные, при этом красные буквы в убывающем порядке, соответствующих им красных чисел, а черные буквы, наоборот - в возрастающем порядке. Время выполнения задания – 5 минут.

11) Упражнение «Пальцы». Цель упражнения – развитие устойчивости внимания, помехоустойчивости и отвлечения от посторонних мыслей. Участники переплетают пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде, они начинают медленно вращать большие пальцы одни вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга и сосредоточив внимание на этом движении. Длительность упражнения от 5 до 15 минут. Упражнение позволяет проследить работу внимания в «чистом виде» благодаря бессмысленности вращения пальцев.

12) Упражнение «Бабочка». Способствует развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Для выполнения упражнения требуется таблица с расчерченным на ней полем из 9 квадратов. Эта таблица показывается участникам, а затем убирается и с нею работает только ведущий. Участники игры работают с воображаемым полем и с воображаемой бабочкой, которую они перемещают из клетки в клетку поочередно, не допуская выхода бабочки за пределы поля. Ведущий следит за перемещением бабочки и при выходе ее за поле, дает команду «Стоп», а затем бабочка возвращается на центральную клетку и игра продолжается до потери интереса к ней.

13) Упражнение «Помехи». Цель упражнения – развитие сосредоточенности, устойчивости внимания и помехоустойчивости. Каждому участнику выдается бланк с напечатанным на нем легко запоминающимся четверостишьем. Затем участники разбиваются на пары. По команде один из участников должен запомнить, выданный ему текст, а второй в это время пытается ему помешать, создавая различные помехи (не дотрагиваясь до него руками). По истечении двух минут каждый должен рассказать вслух выученное четверостишье, а затем игроки меняются ролями. Помехами могут быть: «смешные рожицы», интересный отвлекающий рассказ, забавные телодвижения, хлопки ладонями и т.п.

14) Упражнение «Внимательный». Цель упражнения – развитие сосредоточенности, устойчивости и распределения внимания. Участники игры делятся по парам, один из пары сидит на скамье, другой стоит за его спиной. Задача сидящего спортсмена, встать по сигналу ведущего, который ходит вдоль скамьи, и уйти от рук стоящего за его спиной, который по сигналу ведущего должен положить руки на плечи сидящего. Оба участника должны внимательно следить за поведением ведущего, потому что сигналом к действию является поворот глаз ведущего в сторону сидящего игрока или движение кисти, вытянутых вдоль тела рук. Пропустившие знак ведущего, выбывают из игры.

15) Упражнение «Мысленная тренировка». Цель упражнения – развитие умения создавать мысленные образы, совершенствовать механизмы воображения, представления, развивать способность к концентрации внимания. Это упражнение в основном используется как индивидуальное задание на дом. Занимающийся должен выбрать элемент двигательной деятельности, лучше, если это будет элемент из своего вида спорта, с учетом замечаний тренера о неправильном выполнении какого-то элемента. Затем мысленно выполнять это упражнение как можно лучше, с ощущением «мышечной радости».

16) Упражнение «Динамометр». Цель упражнения – развитие способности управлять мышечным напряжением и двигательными действиями в различных эмоциональных состояниях. Произвольное регулирование усилий требует от человека высокой осознанности напряжения мышц. Занимающимся предлагается: а) воспроизведение дозированного мышечного усилия (50%) от максимума на ручном динамометре без зрительного контроля после трех попыток под контролем зрения; б) дифференцирование мышечных усилий выполняется поочередным прибавлением (на 2 кг.) и убавлением от 50% усилия. Воспроизведение и дифференцирование усилий проводится в различных эмоциональных состояниях: фоновом, возбужденном, расслабленном. Занимающиеся информируются о результатах выполнения своих действий.

17) Упражнение «Вообрази мяч». Цель упражнения - развитие сосредоточенности и устойчивости внимания. Занимающиеся спортсмены работают с воображаемым мячом и полем, расчерченным на квадраты под номерами. Ведущий занятие следит за перемещением мяча. Участник, выбросивший мяч за пределы воображаемого поля, выводится из игры.

18) Упражнение «Мячи». Цель упражнения – развитие устойчивости и переключения внимания. Занимающиеся встают в круг диаметром 6-8 метров. В круг даются два мяча. В быстром темпе выполняются броски мячами в партнеров. Кому будет брошен мяч, они не знают. Каждый должен быть готов к приему мяча и передачи его другому. Игрок, не поймавший мяч, выходит из игры.

18. Идеомоторная тренировка. Суть идеомоторного метода состоит в умении сознательно, преднамеренно вызывать мысленный образ движения,представления и комплекс тех ощущений и восприятий, от которых зависит успех выполнения реального действия

Техническое мастерство спортсмена во многом зависит от того, насколько он умеет пользоваться законами, которым подчиняется психический процесс-представление. Основные из них следующие:

1. Чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, «чище» выполняемое движение.

2. Идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения связан с мышечно-суставным чувством спортсмена. Спортсмены часто ориентируются лишь на зрительные представления, которые мало эффективны. Когда спортсмен мыслит идеомоторно, «пропускает» представление о движении «через себя», в его мышцах довольно отчётливо видны микросокращения и микрорасслабления.

3. Эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шёпотом.

4. При разучивании нового элемента, надо представлять его исполнение в замедленном темпе. Затем можно чередовать скорость представлений медленно и быстро.

5. При овладении новым элементом мысленно его представлять лучше в той позе, которая близка к реальному положению. Здесь очень полезны тренажёры.

6. Во время идеомоторного представления движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что спортсмен начинает невольно двигаться, что свидетельствует о налаживании ассоциативной связи.

7. Неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. В этом случае доминирующее положение занимает забота о результате, а не о том, как его добиться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.