Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изображение горы в древнерусской живописи строгановской школы XVII века




Изображение горы в древнерусской живописи новгородской школы XV века

Это изображение горы является одной из разновидностей изображений, характерных для пейзажа в иконах новгородской школы XV века. Оно взято из иконы «Евангелист Иоанн» (ГТГ).

Новгородские мастера-иконописцы того времени создали много исключительно инте­ресных памятников. К сожалению, изучить их все полностью не представляется возмож­ным. Отчасти этого достиг И. П. Вакуров, особенно полюбивший новгородскую школу.

Представленные здесь два типа изображения гор (таблицы 2 и 3) являются луч­шими и характернейшими образцами времени расцвета новгородской школы. Их общ­ность — это мягкий силуэт, вообще присущий живописи новгородской школы, легкие теневые подтушевки уступов и профилей, сходство рисунка верхушек гор. Но есть боль­шая разница в их общих формах: в горе, изображенной на таблице 2, верхняя ее часть уже, книзу она расширяется, а в той, которая на таблице 3, верх и низ постепенно расширяются, середина же как бы стянута- Кроме того, лещадки этой горы, хотя и разной величины, но условны и разнообразны по форме. Кремешки как будто специально наре­заны и аккуратно распределены по лещадкам. Верхушки лещадок заканчиваются кремеш­ками округленной формы, а по краям пещеры они крупнее и удлиненные. Травки с листи­ками на горе очень хорошо с ней увязываются.

В целом это изображение горы очень интересно и в цвете. Оно так же как и преды­дущее, имеет мягкий, нежный силуэт общего теплого розового, прозрачного тона с более холодными розовыми кремешками и с теневыми приплавками уступов несколько темней общего тона.

Сильно подчеркнут контраст между общим тоном горы, пещеры и растительностью. Палехским художникам это изображение горы следует изучить особенно тщательно.


К таблице 4

Строгановские живописцы, используя традиции новгородской школы XV—XVI веков, уже к XVII веку выработали самостоятельный стиль.

Талантливые строгановские мастера Прокопий Чирип, Никита Савин, Емельян Моск-витин, Семен Бороздин, Яков Казанцев, Гавриил Кондратьев свое искусство довели до удивительной красоты.

Основные особенности живописи строгановской школы — миниатюрность, сложность, нарядность письма, напоминающего драгоценные эмалевые изделия. Приведенное здесь изображение горы является одним из характернейших для строгановской школы XVII века. Гора имеет сложную, интересную форму. Лещадки этой горы разнообразны, широкая их часть переходит в узкую, все контуры их изрезаны как бы лестничными приступками, уступы обрамляются чистыми зигзагообразными линиями, параллельно контурам идут в разную силу тени. Кремешки на лещадках резные по величине и силе тона. Их нижние края подчеркнуты светлой оживкой. Они выглядят мягко на общей плоскости лещадок.

М. В. Алпатов говорит о таких горах: «Горки с их мелкими уступами похожи на кристаллы» — и действительно, здесь вся гора как будто состоит из кристаллов, особенно, когда ее видишь в цвете. Она сияет зеленовато-изумрудными кристаллами, выделяющимися благодаря разной силе цвета,— они блестят, как бы изнутри — этого надо суметь добиться.

Такое изображение горы, со всеми его особенностями, можно назвать одной из основ современного палехского пейзажного искусства.

Основоположники палехской миниатюры И. М. Баканов, А. В. Котухин, Д. Н. Буто- рип неоднократно использовали и варьировали эту форму горы в своих произведениях.


К таблице 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.