КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изображение растительности в древнерусской живописи XV—XVI веков
Изображение растительности в древнерусской живописи XIV века До XIV века в древнерусской живописи растительность изображается очень редко. Лишь элементы ее встречаются во фресках Софийского собора в Киеве (XI в.) и Дмитровском соборе во Владимире (XII в.). Живопись же XIV века, хотя и не очень богатая изображениями растительности, тем не менее для палехского искусства представляет большой интерес. В ней преобладают своеобразные, можно сказать, «цветообразные» деревья. Они очень красивы, декоративны и разнообразны по форме. Их листва образует треугольник, четырехугольник, а порой пяти- и семиугольник. Деревья — то вытянутые вверх, то сплющенные, приземистые. Стволы обычно сильно утолщаются книзу. Условный объем деревьев подчеркивается массами листвы. В центре ее нанесены листочки, обозначенные условно треугольниками или штрихами, которые называются инокопью, а среди них кружочками показаны плоды. Штрихи инокопи от центра всегда идут попарно и утолщенные сходят на нет. Инокопь дает ощущение объема. Она применена при изображении стволов, где особенно нужно ее рассмотреть и понять. Здесь штрихи идут от контуров уже не попарно, а параллельно, с сильным утолщением к контуру. К таблицам 9, 10 (продолжение) У некоторых деревьев побеги выходят вверх, а из пазушек листвы появляются цветы или плоды условной, орнаментальной формы. Все растения в живописи XIV века декоративны, условны, напоминают орнаменты, но в них ясно читается положенная в основу живая натура. По цвету деревья е живописи XIV века весьма разнообразны — желтые, зеленые, красные, синие. Их листва обычно тонко расписана твореным золотом. Старейшие мастера Палеха любили и понимали изображения растительности в живописи XIV века, часто прибегали к ее образцам, претворяя их в своих произведениях. К таблице 11 В древнерусской живописи XV, а затем и XVI веков изображения растений в основном сохраняли традиции, сложившиеся в XIV веке, но все же в них есть и элементы нового. На этой таблице показано изображение дерева, характерное для XV века, один из лучших образцов своего времени (с фрески А. Рублева. Успенский собор. Владимир). Это дерево представлено уже несколько менее условным, более близким к натуре, чем в предыдущих образцах. Листва его более реалистична, для выявления объема ствола здесь применена не инокопь, но свет и тень, то есть имеются уже новые элементы в самой манере изображения. В таблицах 9, 10, 11 даны лучшие характерные и традиционные образцы изображения растительности в XIV, XV и затем XVI веках. Они красивы, декоративны и вполне применимы в палехском искусстве, особенно в композициях, посвященных сказочным сюжетам. Эти образцы неоднократно использовали И. П. Вакуров, Д. Н. Бутории и многие другие мастера старого Палеха. К таблице 12 Изображение растительности в палехской живописи XVII века В живописи XVII века еще бытовала манера изображения растительности, характерная для предыдущих веков, по главное внимание уже было направлено на новые приемы, новое восприятие явлений природы. В XVII веке изображение растений значительно реалистичнее. Если в живописи XV века только листва деревьев изображалась близкой к природе, то тут, через два века, уже все восприятие и передача дерева в целом близки к натуре. Особенно ярко это выразилось во фресковой живописи Ярославля и Ростова Великого. Здесь деревья изображены с толстыми стволами, тонкими сучьями, с обильной листвой, которая пока еще расположена условными группами, но в несколько планов и разной силы. Здесь уже наличествуют также свет, тень, стремление передать фактуру (церковь Ильи Пророка. Ярославль). Таким образом, изображение растительности в живописи XVII века уже приближено к реализму, но не лишено условности и декоративности в трактовке. Эти изображения вполне применимы при творческой переработке в палехской живописи. Наши старые мастера эти традиции в изображении растительности часто использовали в своем творчестве. Особенно ярко это выразилось в произведениях И. В. Маркичева и А. В. Котухина. Нужно внимательно проанализировать их произведения, чтобы понять, в какой чистоте традиций они воспринимали это драгоценное наследие и как оно ценно для современного искусства. К таблицам 13, 14 Изображения растительности в палехской иконе XVIII века «Иоанн Предтеча» В этой иконе (Дом-музей П. Д. Корина. Москва) представлено необычайное многообразие растительности во всем богатстве ее разновидностей и тщательной проработке деталей. Здесь все формы растительности, которые изображались в предшествующих веках, приведены к жизненному правдоподобию, проявлен большой интерес к растительному миру, его поэзии и неисчерпаемому богатству природы. Уже можно четко отличить хвойные деревья от лиственных и их породу. Цветущие деревья изображены с листвой, подчеркнутой узорной проработкой, со стволами, на которых читаются особенности их коры. Вместе с тем все это сохраняет орнаментальную условность и декоративность, четко подчиненную плоскости. К таблицам 13, 14 (продолжение) Комплекс изображений растений этой иконы может и должен служить ценнейшим материалом в работе над палехской художественной миниатюрой. И. М. Баканов в своем известном пейзаже «Палех» блестяще использовал, творчески переработав, эти образцы. Молодым художникам Палеха необходимо внимательно изучить этот ценнейший, разнообразный материал, переосмыслить его, претворять в своих произведениях, учитывая, что цветовое решение данных деревьев не лишено декоративной условности. К таблице 15
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |