Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Солнцевские» орнаменты второй половины XIX века




Орнамент XVII — начала XIX века

Изображения животных в современном палехском искусстве из произведений И. И. Голикова

И. И. Голиков в своих произведениях часто изображал животных, особенно коней. В одном только «Слове о полку Игореве» их сотни, а сколько еще битв, троек и охот изобразил он. И что ни конь — то новый выразительный образ. Все они разнятся и по форме и по движению. В создании образов коней Голиков был виртуозом с богатейшей фантазией.

Здесь в двух таблицах даны голиковские кони, после которых уже можно не обращать­ся к традициям изображения коней у древних мастеров, ибо Голиков превзошел их в передаче динамики и выразительности образов.


К таблицам 84, 85 (продолжение)

В этих рисунках мы видим, в первую очередь, ожесточенных, взбешенных коней как в битве, так и в несущейся тройке. Их образы неповторимы, динамичны и убедительны. Они заставляют зрителя переживать и ужас битвы и вихрь несущейся тройки. Но вместе с тем в каждой детали изображения коней выражены традиции XV века, которые Голиков изучил в совершенстве: манера изображения головы коня, очертания их тел, изящные ноги, а также манеру выполнения — технику росписи, плавь бликов и их оживку.

Здесь древние традиции приближены к реалистическим формам нового палехского искусства. Художникам Палеха эти изображения надо понять не только путем копирова­ния, но и почувствовать состояние художника, создающего эти образы.


К таблице 91

Здесь изображены рисунки растительных орнаментов из фресок начала XIX века палехского Крестовоздвиженского храма а с ярославской иконы XVII века из церкви Ильи Пророка.

В первом рисунке орнамент, в основном, реалистических форм. Он очень красив, здесь что ни цветочек и листочек, то новая форма и своя прелесть. Этот вид орнамента не раз использовал, варьируя, И. И. Голиков (и некоторые другие художники), придавая рисун­ку более условный характер.

Не лишним будет и для молодых наших художников изучить построение этого орна­мента и его детали. Как будет приятно видеть этот орнамент и ему подобные на одеждах девушек или детей.

Второй рисунок, ярославский, так же интересен своими многочисленными и разно­образными стилизованными цветами и ветками. Он так же был неоднократно применен старыми палехскими мастерами в своем творчестве.

Эти оба орнамента употребляются для украшения золотом одежд.


К таблицам 92, 93, 94

Архитектор В. Д. Солнцев, работавший во второй половине XIX века, выполнил много проектов по оформлению внутреннего убранства церквей. Он часто работал вме­сте с палехскими предпринимателями Сафоновыми, занимавшимися как реставрацией, так и новыми церковными стенными росписями. Солнцев делал эскизные проекты, а Сафоновские мастера — палешане осуществляли их.

Эти рисунки орнаментов выполнены с солнцевского альбома (ГМГ1И). Солнцев при создании орнаментов много заимствовал из росписей ростовских и ярославских церквей как в общем их построении, так и в формах отдельных «цветообразных» их деталей.

Цокольный орнамент (таблица 92) он выполнял в виде занавеси, украшенной орна­ментальными кругами и небольшими разнообразными «мушелицами» (так назывались исстари маленькие, отдельные графические орнаментальные рисунки). Их части несколько напоминают аппликацию. Техника всех этих орнаментов — цветовая при-плавка и окантуровка — весьма проста как для графики в золоте, так и для цветовых решений. Эти приемы в орнаменте весьма интересны, придают ему разнообразие и осо­бую красоту.

«Солнцевские* орнаменты у мастеров-иконописцев Палеха были в большом почете, они их знали в совершенстве и часто применяли во фресковой росписи церквей. Эти образцы представляют большой интерес и для современного палехского искусства. Ими пользовались почти все наши старые мастера, часто варьировали их в своих произведе­ниях и на этой основе создавали классические орнаменты в новом палехском искусстве.


К таблице 95




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.