Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Композиция в древнерусской живописи XVII века




Композиция в современном палехском искусстве

Создавая композицию для какого-либо предмета, художник, во-первых, должен учитывать конструкцию предмета, его форму и его назначение. Во-вторых, стремиться, чтобы композиция красиво оформляла предмет, не разрушала его плоскостей, учитывать размер композиции, согласно размеру и форме плоскостей предмета. И в-третьих, компо­зиция должна быть глубоко содержательной и традиционной.

Уже упоминалось, что композиции древнерусской живописи подразделяются на четыре основных вида. Вот эти основные виды композиций палешане и взяли за основу для нового своего искусства.

Этот пример — «Демьянова уха» А. А. Дыдыкина — является характерным для ком­позиции ярусного вида, заимствованной от аналогичных композиций древнерусской живописи. Она выполнена с учетом круглой формы тарелки, которая легко оформляется и полностью отвечает требованиям современного искусства Палеха. Здесь налицо тради­ционное ярусное построение композиции, ее декоративный принцип, условность пер­спективы. Все элементы композиции во всех планах имеют сильную и четкую проработку деталей.

Декоративный характер палехской композиции обусловлен и ее ярким цветом, и золотой росписью, что создает драгоценный узор предмета. Этими требованиями и опреде­ляются основные принципы построения палехской композиции.


К таблице 99

Здесь дается рисунок с иконы «Иоанн Предтеча» XVII века (ГМПИ), которая являет­ся традиционной композицией второго вида. Средняя часть композиции — однофигурная, она окружена сценами, посвященными различным событиям жизни святого. Этот вид композиции в древнерусской живописи весьма распространен и занимает видное место. В таких композициях одна фигура всегда главенствует. Она обычно выполнялась в полный рост и во всю величину иконы. В большинстве случаев она помещалась в цент­ре. Здесь очень четко читается такого рода композиция.

Главная фигура — Иоанна Предтечи — представлена крупно, и ей отдано все основ­ное внимание и мастерство художника. Окружающие сцены значительно меньших размеров, но все они включались в общую композицию иконы, образуя вместе с главной фигурой единое целое. Этот принцип композиции вполне применим и в современном палехском искусстве. Старые мастера Палеха применяли его неоднократно.


К таблице 100

Композиция в современном палехском искусстве

Это рисунок с композиции И. М. Баканова «Мирный труд» (Палехское художествен­ное училище). Здесь композиция выполнена на основе принципов древнерусского искус­ства XVII века второго вида, то есть однофигурной с житием.

Главной является фигура пастушка, играющего на жалейке. Вокруг него в цветах и травах пасутся козочки и овечки. Вдали справа — пахарь, слева — жнитво. Они изобра­жены в масштабах уменьшенных по отношению к фигуре пастушка. Эта композиция заслуживает большого внимания. Важную роль в ней играет опоэтизированный пейзаж с фантастическими деревьями, горами, облаками и зарослями кустарников.

Баканов изобразил здесь мирный труд деревни прошлых лет. Все это выражено тра­диционными изобразительными средствами современного палехского искусства, а также ясно выявлен сам характер и особенности его. Композиция здесь хорошо оформляет поверхность предмета (шкатулки), налицо и декоративное построение, хотя почти все элементы пейзажа как бы удалены, яркий цвет деревьев, гор, кустарников и облаков соз­дают впечатление орнаментального узора. Традиционные принципы композиции здесь выражены точно и ясно. Главной фигуре пастушка подчинены все остальные элементы. Сами образы пастушка, пахаря, жниц, животных и природы выразительны и правдивы. Все изображенное типично для старой русской деревни. Композиция завершена, участки пейзажа не противоречат форме плоскости, на которой она расположена.

Так традиционный иконописный прием композиции находит выразительное приме­нение в современном палехском искусстве.


К таблице 101




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.