Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об опыте 14 страница




 

[1183] Варвары обожествляли животных за те услуги, которые они им оказывали (лат.). – Цицерон. О природе богов, I, 36

 

[1184] Одни почитают крокодилов, другие страшатся ибиса, наевшегося змей, здесь сверкает золотое изображение священной обезьяны, там поклоняются речной рыбе, в иных местах целые города обоготворяют собак (лат.). – Ювенал, XV, 2

 

[1185] Для животных почетно… истолкование… которое дано Плутархом… – Плутарх. Застольные беседы, VII, 4, 3; Изида и Озирис, 39

 

[1186]… я охотно отказываюсь от… владычества над… другими созданиями. – Заявляя здесь о близком сходстве между человеком и животными, Монтень подготовляет читателя к тем положениям, которые он подробно будет развивать в следующей, XII главе данной книги, где он будет доказывать, что животные, так же как и люди, наделены разумом и что разница между ними и людьми весьма невелика.

 

[1187] Капитолий – один из семи холмов, на которых расположен Рим, главная святыня Рима и его древнейшая крепость.

 

[1188] У агригентцев существовал обычай… – Приводимое сообщение см. Диодор Сицилийский, ХIII, 17

 

[1189] Египтяне хоронили волков, медведей… – Приводимое в тексте см. Геродот, II, 67

 

[1190] Кимон. – Согласно Геродоту, у которого Монтень, по-видимому, почерпнул это сообщение, лошади, доставившие Кимону победу, были похоронены после его смерти против его гробницы (Геродот, VI, 103).

 

[1191] Ксантипп – афинский полководец (V в. до н. э.), отец знаменитого Перикла. – Приводимое в тексте см. Плутарх. Жизнеописание Катона Цензора, 3

 

[1192] Плутарх рассказывает… – Жизнеописание Катона Цензора, 3

 

[1193] Раймунд Сабундский (ум. 1432) – испанский богослов, автор сочинения «Естественная теология», которую Монтень по просьбе своего отца перевел в 1569 г. на французский язык.

 

[1194]… те, кто презирают ее… – Приводимое в тексте суждение Монтеня отражает его подлинное отношение к науке, которую Монтень очень ценил.

 

[1195] Герилл – древнегреческий философ, родом из Карфагена, ученик Зенона и основатель особой стоической школы. – Приводимое в тексте см. Диоген Лаэрций, VII, 165

 

[1196] Франциск I – см.прим. 10, т. I, гл. III.

 

[1197] Пьер Бюнель (1449–1546) – гуманист, родом из Тулузы.

 

[1198] Естественная теология, или Книга о творениях, написанная Раймундом Сабундским (лат.). – Книга Раймунда Сабундского впервые была издана в 1487 г.

 

[1199]… новшества Лютера стали находить последователей… – Мартин Лютер (1483–1546) – крупнейший деятель Реформации, основатель протестантизма (лютеранства) в Германии. – Имеются в виду успехи Реформации во Франции.

 

[1200] Ведь с наслаждением топчут то, что некогда внушало ужас (лат.). – Лукреций, V, 1139

 

[1201]… он распорядился его напечатать. – Это издание, вышедшее в Париже в 1569 г., изобиловало множеством ошибок и неточностей.

 

[1202]… Вряд ли кто-нибудь сможет сравниться с ним… – Расточаемые здесь похвалы по адресу Раймунда Сабундского, как и самое название главы – «Апология» («Оправдание», «Защита»), не что иное, как уловка, к которой Монтень прибегает для отвода глаз цензуры. В действительности Монтень не оставляет камня на камне от аргументации Раймунда Сабундского и в дальнейшем изложении совершенно забывает о той задаче, которую якобы поставил перед собой в начале главы. Монтень не только доказывает безнадежность попытки Раймунда Сабундского обосновать положения религии с помощью разума, но и принципиальную невозможность этого. Свои убийственные для церкви разоблачения Монтень, однако, время от времени сопровождает чисто словесными признаниями своего подчинения ей.

 

[1203] Адриан Турнеб – см.прим. 23, т. I, гл. XXV.

 

[1204] Фома Аквинский – см.прим. 8, т. I, гл. XXX.

 

[1205]… если бы мы познавали его через него самого… – Начиная отсюда (и до конца абзаца) Монтень явно отрицает божественное откровение. К этой мысли Монтень не раз возвращается на протяжении данной главы.

 

[1206] Как мощный утес, который своей громадой отражает ударяющиеся об него потоки и разбивает все клокочущие вокруг него волны (лат.). – Эти написанные в подражание «Энеиде» Вергилия (VII, 517) стихи сочинены были в честь Ронсара; их можно найти в изданиях его произведений.

 

[1207] Святой Людовик – Людовик IX (см.прим. 35, т. I, гл. XIV). – Приводимый эпизод сообщает в своей хронике биограф Людовика Жуанвиль (см. J. de Joinville. Mémoires ou Histoire et chronique du très chrétien roi saint Louis, t. I. Paris, 1858, p, 19).

 

[1208]… увидев здесь разврат прелатов… еще более укрепился в нашей вере… – Подобный эпизод содержится в «Декамероне» (I, 2) Боккаччо, где это рассказывается о еврее Аврааме.

 

[1209]… мы… способны были бы двигать горами… – Евангелие от Матфея, XVII, 19

 

[1210] Если ты веруешь, тебя недолго наставить к честной и блаженной жизни (лат.). – Квинтилиан, XII, 11

 

[1211]… среди войн, которые сейчас терзают наше отечество… – Монтень выражает протест против так называемых религиозных войн, разоблачая их подлинный характер. Обе борющиеся стороны – доказывает он – одинаково преследуют корыстные, далекие от благочестия цели, и религия служит им лишь прикрытием.

 

[1212]… «имеет ли подданный, ради защиты веры, право… восстать против своего государя». – Монтень намекает на тот поворот, который произошел в католическом лагере после смерти Генриха III в 1589 г. Католическая партия, отстаивавшая до этого времени недопустимость восстания против законного государя, подняла знамя восстания и открыто выступила против протестанта Генриха IV, который после смерти Генриха III стал законным наследником престола.

 

[1213] Будем правдивы… – Начиная отсюда и до конца абзаца Монтень подчеркивает хищнический характер так называемых религиозных войн, участники которых «движимы своими частными, своекорыстными побуждениями, подчиняя им все остальное».

 

[1214] Наша религия создана для искоренения пороков, а на деле она их покрывает, питает и возбуждает. – К этому обличению христианской религии, которая лишь прикрывает и разжигает пороки, постоянно возвращались идейные преемники Монтеня. Сочувственно приводит эти слова в своем «Завещании» Жан Мелье; встречаем мы их и у Вольтера и у Руссо.

 

[1215] Антисфен – см.прим. 5, т. I, гл. XL. – Приводимое сообщение см. Диоген Лаэрций, VI, 4

 

[1216] Диоген из Синопа – см.прим. 11, т. II, гл. III. – В приводимом эпизоде, почерпнутом у Диогена Лаэртского, речь идет не о жреце, я о каких-то «ничтожествах». Произведя эту замену, Монтень явно издевается над христианским раем, в который нет доступа для язычников.

 

[1217] Мы не только не жаловались бы на ожидающее нас после смерти разложение, но скорее с радостью оставляли бы нашу телесную оболочку, как змея меняет кожу или как олень – рога (лат.). – Лукреций, III, 612

 

[1218] «Имею желание разрешиться… и быть со Христом». – Апостол Павел. Послание к филиппийцам, I, 23

 

[1219]… Убедительность рассуждений Платона… побуждала… его учеников кончать с собой… – Приводимое сообщение см. Цицерон. Тускуланские беседы, I, 34; Августин. О граде божием, I, 22

 

[1220] Все это… доказывает… – См.прим. 13 к данной главе.

 

[1221] Утверждение Платона… – Платон. Законы, X, 888 с.

 

[1222] что это за вера? – см.прим. 22 к данной главе.

 

[1223]… говорит Платон… – Государство, I, 330 d – е.

 

[1224]… Платон в своих законах восстает против… угроз… – Государство, III, в начале.

 

[1225] Бион – см.прим. 50, т. I, гл. XIV. – Приводимое в тексте см. Диоген Лаэрций, IV, 54

 

[1226] Ибо невидимое Его… чрез рассматривание творений видимы… – Апостол Павел. Послание к римлянам, I, 20

 

[1227] Сам бог дозволил миру созерцать небо; вечно вращая его, он открывает свои лики и тело; и он запечатлевает и обнаруживает себя самого, чтобы можно было бы достоверно его постигать, чтобы научить нас в проявлениях жизни распознавать его поступь и соблюдать его законы (лат.). – Манилий. Астрономика, IV, 907

 

[1228] Если есть у тебя нечто лучшее, предложи, если же нет – покоряйся (лат.). – Гораций. Послания, I, 5, 6

 

[1229] Божество не терпит, чтобы кто-нибудь другой, кроме него самого, мнил о себе высоко (греч.). – Это говорит у Геродота, обращаясь к Царю Ксерксу, его дядя Артабан (VII, 10).

 

[1230] Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (лат.). – I послание Петра, V, 5

 

[1231] Все боги обладают разумом… – Платон. Тимей, 51 е.

 

[1232]… Августин… изобличает… – О граде божием. XXI, 5

 

[1233]… вера… проповедует остерегаться светской философии… – Апостол Павел. Послание к колоссянам, II, 8

 

[1234]… наша мудрость… безумие перед лицом бога… – Апостол Павел. I послание к коринфянам, III, 19

 

[1235]… кичащийся своим знанием… не знает… что такое знание… – Апостол Павел. I послание к коринфянам, VIII, 2

 

[1236]… человек… обольщает и обманывает сам себя. – Апостол Павел. Послание к галатам, VI, 3

 

[1237] Кто уверил человека… что все это сотворено… только для него… – Здесь Монтень как бы забывает взятую им на себя роль защитника Раймунда Сабундского, что являлось с его стороны только уловкой, предназначенной для отвода глаз блюстителей ортодоксии. Вразрез с финалистской, телеологической концепцией Раймунда Сабундского, полагавшего, что мир создан для человека, Монтень обрушивается на этот тезис, доказывает его несостоятельность.

 

[1238] Итак, кто скажет, для кого же создан мир? Для тех, следовательно, одушевленных существ, которые одарены разумом, то есть для богов и для людей, ибо нет ничего лучше их (лат.). – Слова стоика Бальба в диалоге Цицерона (О природе богов, II, 53).

 

[1239] Когда мы устремляем взор к необъятным небесным пространствам и видим в мерцании звезд неподвижное сияние эфира над нами, и обращаем мысль к движениям луны и солнца (лат.). – Лукреций, V, 1203

 

[1240] Жизнь и действия людей он [бог] ставит в зависимость от небесных светил (лат.). – Манилий. Астрономика, III, 58

 

[1241] Человек понимает, что эти издали глядящие светила властвуют над ним в силу сокровенных законов, что вся вселенная движется благодаря череде, причин и что исход судеб можно различить по определенным знакам (лат.). – Манилий. Астрономика, I, 60

 

[1242] Столь малые движения порождают такие различия; таково это царство, властвующее над самими государями (лат.). – Манилий. Астрономика, I, 55 и IV, 93

 

[1243] Один, обезумев от любви, может переплыть море и разрушить Трою. Другой судьбою предназначен к созданию законов. Вот сыновья, убивающие отца, вот отцы, убивающие детей, вот сходятся вооруженные братья, наносящие друг другу раны. Не мы виною этих распрей. Мы вынуждены так действовать, наказывать самих себя и раздирать на части. Неизбежно и то, что сама судьба должна оцениваться под этим углом зрения (лат.). – Манилий. Астрономика, IV, 79 и 118

 

[1244] Какие приготовления, какие орудия, какие рычаги, какие машины, какие рабочие потребовались для постройки такого грандиозного здания? (лат.). – Цицерон. О природе богов, I, 8

 

[1245] К чему заключать наш разум в такие теснины? (лат.). – Цицерон. О природе богов, I, 31

 

[1246] Анаксагор (500–428 до н. э.) – древнегреческий философ. – Приводимое в тексте см. Диоген Лаэрций, II, 8

 

[1247] Среди множества недостатков нашей смертной природы есть и такой: ослепление ума – не только неизбежность заблуждений, но и любовь к ошибкам (лат.). – Сенека. О гневе, II, 9

 

[1248] Ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум (лат.). – Книга премудрости Соломона, IX, 13–15

 

[1249] Человек самое злополучное… создание и… самое высокомерное. – Приводимое высказывание принадлежит Плинию Старшему. Оно настолько пришлось Монтеню по душе, что было выгравировано в числе других изречений на потолке его библиотеки. Монтень цитирует его и в других главах своей книги.

 

[1250] Человек… находится… вместе с животными… из трех видов… – т. е. наземных животных, ибо Монтень считает, что два других вида их – птицы и рыбы – находятся в лучшем, более благоприятном положении.

 

[1251] На основании какого сопоставления… он приписывает им глупость? – Дальше Монтень будет доказывать, вопреки Раймунду Сабундскому, что человек не выше животных. Страстная защита животных, с которой выступил Монтень, произвела огромное впечатление не только на умы его современников, но и на последующие поколения. Монтень сделал популярным смелое изречение, что звери так же умны, как и люди, а нередко даже умнее людей. Век Декарта проявил живейший интерес к психологии животных, и хотя Декарт и Мальбранш отвергли тезис Монтеня, проблема психологии животных оставалась предметом горячих споров в ученых кругах. В 1648 г. Габриэль Ноде, друг крупнейшего философа-материалиста Гассенди, издал сочинение Иеронима Рорария на эту тему: «О том, что неразумные животные часто лучше пользуются разумом, чем человек» (Quod animalia bruta saepe ratione utantur melius homine). Смелый тезис Монтеня несомненно сыграл свою роль в решении папской цензуры в 1676 г. внести «Опыты» в Индекс запрещенных книг, ибо вопрос о природе животных был очень актуален в эти времена и являлся предметом ожесточенных споров между защитниками католической ортодоксии и представителями передовой науки. Из просветителей XVIII в., которые все в известной мере испытали на себе влияние Монтеня, особенно широко использовал аргументацию Монтеня о разуме животных Ламетри.

 

[1252] Платон в своем изображении золотого века Сатурна… – С именем Сатурна было связано представление о «золотом веке», когда люди жили в достатке и вечном мире, не зная собственности, сословного неравенства, рабства. У Платона этот миф подробно излагается в диалоге «Политик», 271 а – 274 а, где Платон исходит из того, что в век Сатурна-Кроноса животные были одарены умом, умели говорить и общались с людьми.

 

[1253] Этот выдающийся автор полагал… – Платон. Тимей, 72 b.

 

[1254] Аполлоний Тианский (I в. н. э.) – философ неопифагорейской школы, странствующий пророк и «чудотворец», родом из малоазийского города Тианы. Почти единственным источником сведений о нем является жизнеописание, составленное в начале III в. софистом Филостратом, – источник крайне ненадежный и полный фантастических рассказов. – Приводимое в тексте см. Филострат. Жизнеописание Лполлонил Тианского, I, 20 – Меламп – упоминаемый у Гомера («Одиссея») прорицатель в Пилосе, понимавший язык всех созданий. – Тиресий – легендарный фиванский слепец-предсказатель, играющий видную роль в сказаниях о царе Эдипе. – Фалес – см.прим. 43, т. I, гл. XIV.

 

[1255]… есть народы, которые… выбирают себе в цари собаку… – Монтень здесь опирается на Плиния Старшего (Естественная история, VI, 35).

 

[1256] Ведь и бессловесные домашние животные и дикие звери издают различные звуки, в зависимости от того, испытывают ли они страх, боль или радость (лат.). – Лукреций, V, 1058

 

[1257] В силу тех же причин, какие, судя по всему, и детей, не владеющих речью, вынуждают жестикулировать (лат.). – Лукреций, V, 1029

 

[1258] Само молчание наполнено словами и просьбами (ит.). – Тассо. Аминта, II, 34

 

[1259]… по словам Плиния… – Плиний Старший. Естественная история, VI, 35

 

[1260]… я позволил тебе… сказать все, что ты хотел… – Приводимое в тексте см. Плутарх. Изречения лакедемонян, Агис, 3

 

[1261] Судя по этим примерам и признакам, некоторые утверждали, что в пчелах есть доля божественного разума и дыхание эфира (лат.). – Вергилий. Георгики, IV, 219–220

 

[1262] Вот и младенец, подобно моряку, выброшенный жестокой бурей на берег, лежит на земле, – нагой, бессловесный, совсем беспомощный в жизни с той минуты, как природа в тяжком усилии исторгла его на свет из материнского лона. Его жалобный плач раздается кругом, – да и как ему не жаловаться, когда ему предстоит испытать при жизни столько злоключений? Между тем и крупный и мелкий скот, и дикие звери вырастают, не нуждаясь ни в погремушках, ни в том, чтобы их нежно утешала, коверкая слова, кормилица. Не нужна им и различная одежда, в зависимости от времени года; нет у них, наконец, нужды ни в оружии, ни в высоких стенах для охраны своего достояния, ибо все им в изобилии производит земля и искусно готовит природа (лат.). – Лукреций, V, 223

 

[1263]… воспитывали детей, не завязывая и не пеленая их… – Приводимое в тексте см. Плутарх. Жизнеописание Ликурга, 13

 

[1264] Каждый чувствует, каковы его силы, на которые он может рассчитывать (лат.). – Лукреций, V, 1032

 

[1265] Вначале земля сама создала для смертных много наливных хлебов и тучных виноградников, давая им также сладкие плоды и богатые пастбища. А теперь все это лишь с трудом вырастает при усиленном нашем труде: мы изнуряем волов и надрываем силы землепашцев (лат.). – Лукреций. II, 1157

 

[1266]… у слонов имеются… особые зубы… – Приводимое в тексте см. Плутарх. Какие животные самые умные, 10

 

[1267] Так, в темной куче муравьев можно увидеть таких, которые плотно, голова к голове, приблизились один к другому, словно для того, чтобы следить друг за другом, за намерениями и удачами другого. (ит.) – Данте. Чистилище, XXVI, 34

 

[1268] ЛактанциЙ – христианский писатель-апологет IV в., первоначально язычник. Монтень имеет в виду сообщение Лактанция в его богословском трактате «Божественные установления», III, 10

 

[1269] Аристотель… упоминает куропаток… – Приводимое в тексте см. Аристотель. О происхождении животных, IV, 9

 

[1270] Многие птицы в разное время поют совершенно по-разному и с переменой погоды меняют свое хриплое пение (лат.). – Лукреций, V, 1082

 

[1271]… как утверждает мудрец… – Екклезиаст, 9 Это изречение было в числе других написано на потолке библиотеки Монтеня.

 

[1272] Все связано неизбежными узами судьбы (лат.). – Лукреций, I, 877

 

[1273] Всякая вещь следует своим правилам, все вещи твердо блюдут законы природы и сохраняют свои отличия (лат.). – Лукреций, V, 923

 

[1274] Возьмем, к примеру, лисицу… – Этот пример почерпнут Монтенем у Плутарха (Какие животные самые умные, 13).

 

[1275]… пример сирийских климакид… – Приводимое в тексте см. Плутарх. Как отличить друга от льстеца, 3 – Климакида по-гречески значит «лесенка».

 

[1276] Жены и наложницы… спорили… кому… быть убитой… – Монтень имеет в виду соответствующее сообщение Геродота, V, 5

 

[1277] Целые армии давали такие клятвы… – Приводимое в тексте см. Цезарь. Записки о галльской войне, III, 22

 

[1278] Формула присяги, которую приносили бойцы в… гладиаторских школах… – Текст этой клятвы приводится у Петрония (Сатирикон, 113).

 

[1279] Сожги, если хочешь, в огне мою голову, пронзи мечом мое тело и исполосуй мне спину ударами плети (лат.). – Тибулл, I, 9, 21

 

[1280]… таких всадников они выставляли напоказ… – Приводимое в тексте см. Геродот, IV, 71

 

[1281]… Диоген, узнав, что его… стараются выкупить… – Имеется в виду Диоген из Синопа (см.прим. 11, т. II, гл. III). – Приводимое сообщение см. Диоген Лаэрций, VI, 75

 

[1282] Аист кормит своих птенцов змеями и ящерицами, которых он достает им из пустынных мест, а благородная птица, спутник Юпитера, охотится в горных лесах на козу и зайцев (лат.) – Ювенал, XIV, 74–81

 

[1283] Амфиполь – город во Фракии. – Меотийское озеро – древнее название Азовского моря. Приводимое сообщение заимствовано у Плиния Старшего (Естественная история, X, 10).

 

[1284] Аристотель рассказывает… – Монтень приводит сообщение Аристотеля по Плутарху (Какие животные самые умные, 28).

 

[1285]… вши смогли положить конец диктатуре Суллы… – Намек на кожную болезнь, от которой умер Сулла.

 

[1286]… царь Пор… – В 327 г. до н. э. Александру Македонскому удалось, переправившись через Инд, одержать победу над мидийским царьком Пором в битве на берегах Джелама, но после того как Александр вынужден был покинуть Индию, Пор вернул себе независимость. – Приводимое в тексте см. Плутарх. О трудолюбии животных, 13

 

[1287] Хрисипп – см.прим. 10, т. I, гл. VI. – Приводимый пример заимствован Монтенем у Секста Эмпирика (Три книги Пирроновых положений, I, 14).

 

[1288] Георгий Трапезундский (1396–1484) – греческий ученый и писатель, последователь Аристотеля; после взятия Константинополя (1453 г.) поселился в Италии и преподавал в разных городах риторику и философию.

 

[1289]… Рассказ Плутарха… – Какие животные самые умные, 19

 

[1290] Тит Флавий Веспасиан – римский император с 69 по 79 г. – Рассказ об этом см. у Плутарха (Какие животные самые умные, 19–20).

 

[1291]… можно разобрать упреки наставника. – Приводимое в тексте см. Плиний Старший. Естественная история, X, 29

 

[1292] Арриан (96–180) – греческий писатель римской эпохи, историк и географ, ученик Эпиктета. – Приводимое в тексте см. Арриан. Индия, 14

 

[1293] На зрелищах в Риме… – Об этом рассказывает Плутарх (Какие животные самые умные, 12).

 

[1294] Встречались… слоны… – Приводимое в тексте см. Плиний Старший. Естественная история, VIII, 3

 

[1295]… история сороки, о которой сообщает Плутарх… – Какие животные самые умные, 18

 

[1296] Не могу не привести… и другого примера… – Плутарх. Какие животные самые умные, 12

 

[1297] Юба. – Имеется в виду Юба II (50 г. до н. э. 7–23 г. н. э.) – сын нумидийского царя Юбы I, воспитанный в Риме и сделавшийся ученым писателем. – Приводимое в тексте см. Плутарх. Какие животные самые умные, 17

 

[1298] Однажды хозяин сам захотел накормить… слона… – Указанный пример см. Плутарх. Какие животные самые умные, 12

 

[1299] Ведь предки этих слонов служили только Ганнибалу Тирскому и нашим полководцам и эпирскому царю; они носили на спинах когорты, участвовавшие в войне, и отряды, идущие в сражение (лат.). – Ювенал, XII, 107

 

[1300]… собаки, которым платили жалованье… – Монтень опирается здесь на Гомару (Общая история Индии, II, 9).

 

[1301]… угри в источнике Аретусы. – Мурена – рыба из отряда угреобразных. – Приводимый пример см. Плутарх. Какие животные самые умные, 23 – Аретуса – так назывались в древности несколько источников, из которых наибольшей известностью пользовался источник в Сиракузах.

 

[1302] Они имеют имена, и каждая из них является на зов своего господина (лат.). – Марциал, IV, 30, 6

 

[1303]… у слонов есть нечто вроде религии… – Приводимое в тексте см. Плиний Старший. Естественная история, VIII, 1

 

[1304]… в… явлении, которое наблюдал… Клеанф. – Клеанф – см.прим. 4, т. I, гл. XXVI. – Приводимый пример см. Плутарх. Какие животные самые умные, 15

 

[1305]… в… сражении, в котором Антоний был разбит Августом… – Имеется в виду битва при мысе Акции (в Акарнании, северная Греция). Здесь в 31 г. до н. э. Октавиан Август одержал победу над Антонием и Клеопатрой. – Приводимый пример, а равно и следующий с императором Калигулой сообщает Плиний Старший (Естественная история, XXII, 1).

 

[1306] Кизик – милетская колония, основанная в 756 г. до н. э. на южном берегу Пропонтиды (ныне Мраморное море). – Приводимый пример см. Плутарх. Какие животные самые умные, 16

 

[1307]… пример ската… – Приводимое в тексте см. Плутарх. Какие животные самые умные, 27

 

[1308] Многие полагают, что супруги должны были бы зачинать по способу четвероногих зверей, ибо семя лучше доходит до цели, когда грудь опущена вниз, а чресла приподняты (лат.). – Лукреций, IV, 1260

 

[1309] Женщина задерживает зачатие и препятствует ему, если, охваченная похотью, она отклоняется от мужчины и возбуждает его гибкими движениями своего тела, ибо этим она сворачивает лемех с его прямого пути и мешает семени попасть в должное место (лат.). – Лукреций, IV, 1265

 

[1310] Лисимах (361–281 гг. до н. э.) – полководец Александра Македонского, получивший после его смерти в управление Фракию и принявший (в 306 г.) царский титул. – Приводимый пример см. Плутарх. Какие животные самые умные, 13

 

[1311] Ей не требуется дочь великого консула (лат.). – Гораций. Сатиры, I, 2, 69

 

[1312] Аристофан Грамматик, или Аристофан Византийский – см.прим. 75, т. I, гл. XXVI. – Приводимое в тексте см. Плутарх. Какие животные самые умные, 18, откуда взяты и следующие примеры.

 

[1313] Оппиан (конец II в. н. э.) – греческий дидактический поэт, известный своей «Поэмой об охоте», которую имеет в виду Монтень. – Приводимое в тексте см. Оппиан. Поэма об охоте, I, 254

 

[1314] Телка без стыда отдается своему отцу, а жеребцу – дочь; козел сочетается с им же созданными козами, и птицы – с тем, кем они были зачаты (лат.). – Овидий. Метаморфозы, X, 325

 

[1315] Фалес – см.прим. 43, т. I, гл. XIV. – Пример этот приводится у Плутарха (Какие животные самые умные, 16).

 

[1316]… муравьи… отгрызают кончик зерна… – Сообщаемое в тексте см. Плутарх. Какие животные самые умные, 11

 

[1317] Животным… неизвестна эта наука уничтожать… друг друга… – Страстное осуждение войны характерно для гуманистического мировоззрения Монтеня. Он не упускает случая заклеймить эту людскую «науку уничтожать и убивать друг друга» и неоднократно возвращается к этой теме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.