Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
(очная форма обучения/ заочная форма обучения)
| Уровень освоения
| |
|
|
|
| |
Введение
Место и роль музыки в профессиональной деятельности специалистов по дошкольному воспитанию
| Содержание учебного материала
| 4/4
|
| |
| Место и роль учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию. Цели, задачи и структура учебной дисциплины.. Связь дисциплины «Музыка с практикумом хорового пения» с другими дисциплинами. Развитие эмоциональной сферы детей средствами музыки.
| 2/-
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
- Творческое задание «Я в музыке» на определение настроения и характера произведений детской музыкальной литературы с использованием «Словаря эстетических эмоций» (сост.В Ражников); (П.Чайковский «Жаворонок»)
| 2/4
|
| |
Раздел 1. Музыка как вид искусства
|
|
| |
Тема 1.1.
Музыкально-художественный образ
| Содержание учебного материала
| 5/7
| |
Музыка как вид искусства, её специфика Значение музыки в жизни и деятельности человека. Понятие о музыкально-художественном образе. Образ человека в искусстве. Основные сферы музыки. Музыкальная драматургия. Исполнение музыки как искусства интерпретации (певческие голоса, хор, оркестр). Интонация как носитель смысла в музыке.Музыкальное воздействие и музыкальное восприятие.
| 2/3
|
1,2,3
| |
Практические занятия
Знакомство с произведениями для детей западноевропейских зарубежных композиторов; определение настроения, характера произведений, используя «Словарь эстетических эмоций» (сост. В.Ражников) (определение музыкального образа в произведениях детской музыкальной литературы)
| 1/-
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
1. Творческое задание «Звучащие образы» на определение музыкального образа в произведении детской музыкальной литературы:
- подбор музыкально-иллюстративного материала, соответствующего заданным художественным образам;
- подбор образных слов и выражений, характеризующих настроение, чувства, переданные в музыке с ипользованием «Словаря эстетических эмоций»
| 2/4
| |
Тема 1.2.
Звуки и их свойства
| Содержание учебного материала
| 2/2
|
| |
| Классификация звуков. Звук как физическое явление. Физические свойства музыкальных звуков и их выразительное значение. Звукоряд. Название музыкальных звуков и октав. Регистры.. Знакомство с элементами нотного письма: нота, нотный стан. ключ, знаки альтерации, знаки сокращения и увеличения нотного письма, паузы..Длительности звуков и их изображение.
| 1/-
| 1,2
| |
Практические занятия
Письменные практические задания по закреплению элементов нотного письма. Определение на слух шумовых и музыкальных звуков, исполняемых на различных инструментах
| 1/-
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
| -/2
| |
Раздел 2. Элементы музыкальной грамоты
|
|
|
| |
Тема 2.1
Интервалы. Мелодия.
| Содержание учебного материала
| 3/3
|
| |
| Общее понятие об интервалах, их выразительное значение. Простые интервалы. Мелодические и гармонические интервалы. Количественное и качественное измерение интервалов. Понятие о консонансах и диссонансах. Определение мелодии. Интервальное строение мелодии, характер мелодии в зависимости от интервальных соотношений.. Типы мелодий. Основные направления мелодического движения. Диапазон.
| 1/1
| 1,2,3
| |
Практические занятия- НЕ ОТРАЖЕНО В МР по практич
- Письменные задания по закреплению элементов нотного письма;
- Интонирование отдельных ступеней звукоряда и пение детских песен
| 2/-
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
| -/2
| |
Тема 2.2.
Метроритм.
Темп.
| Содержание учебного материала
| 7/9
|
| |
| Понятие о метре и ритме. Организующая роль метроритма при закономерном чередовании музыкальных звуков. Сильные и слабые доли. Характерные особенности различных размеров и их роль в выражении разных жанров: полька, марш, танец (вальс, менуэт). Различные виды ритмических рисунков и их выразительное значение. Группировка длительностей. Темп и его выразительное значение для передачи общего характера музыки, ее различных жанров.
| 1/3
|
1,2,3
| |
Практические занятия.
- Пение детских песен с тактированием на 2/4,3/4, 4/4. Озвучивание ритмической партитуры к детской песне;
- Ритмизация народных мелодий. Музыкально-слуховой диктант. НЕ ОТРАЖЕНО В МР по практич
|
2/-
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
- Ритмизация народных потешек, прибауток, считалок с использованием «звучащих жестов» и инструментов детского оркестра;
- Составление ритмической партитуры к детской песне. Это отдельная СРС? Не отражена в МР по СРС
|
4/6
| |
Тема 2.3
Лад. Тональность.
| Содержание учебного материала
| 2/ 8
| |
| Общее понятие о ладе. Выразительное значение мажорного и минорного ладов, использование их контрастности как выразительный приём для выражения значительного содержания музыки. Понятие тоники, ладотональных тяготений. Понятие о тональности. Понятие о транспозиции.
| 1/-
| 1,2,3
| |
Практические занятия
Знакомство с произведениями для детей русских композиторов; определение настроения, характера произведений и доминирующих средств музыкальной выразительности в произведениях детской музыкальной литературы
| 1/ -
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
| -/8
| |
Тема 2.4
Динамика.
| Содержание учебного материала
| 2/ 4
|
| |
| Динамические оттенки и их обозначение. Усиление и ослабление силы звучания, как выражение напряжения или снижения эмоций, настроений в музыке. Кульминация в произведении.
| 1/-
| 1,2,3
| |
Практические занятия
Знакомство с произведениями детской музыкальной литературы композиторов советской эпохи; анализ музыкального произведения с точки зрения соотношения средств музыкальной выразительности и текста.
| 1/-
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
| -/4
| |
Тема 2.5
Форма музыкального произведения
| Содержание учебного материала
| 3/3
|
| |
| Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах. Определение понятия «форма музыкального произведения». Структура музыкальной речи: мотив, фраза, предложение, период. Понятие цезуры. Простые музыкальные формы, специфика их построения: двухчастная, трехчастная, куплетная, вариационная, рондо.
| 1/1
| 1.2,3
| |
Практические занятия
Анализ структуры музыкальной речи в вокальных и инструментальных произведениях для детей. Определение формы музыкального произведения.
| 1/-
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
Творческое задание «Модель музыкального произведения»: передача рисунком закономерности чередования частей в музыкальной форме произведения.
| 1/2
| |
Раздел 3. Музыкальные жанры
|
|
|
| |
Тема 3.1.
Народные музыкальные жанры
| Содержание учебного материала
| 5/4
|
| |
| Истоки народного музыкального творчества.Место фольклора в эстетическом и художественном воспитании детей. Жанры русских народных песен. Классификация детского музыкального фольклора. Жанры и особенности детского музыкального фолклора. Использование шумовых музыкальных инструментов для сопровождения русских народных песен. Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.
|
2/-
| 1,2,3
| |
Практические занятия
Исполнение и ритмизация народных песен различных жанров с тактированием, с использованием шумовых инструментов детского музыкального оркестра. Слушание народной музыки в исполнении оркестра народных инструментов.
| 1/-
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
- Эссе на тему: «Есть ли будущее у народных инструментов?»; НЕ ОТРАЖЕНО В МР по СРС
- Выполнение творческого задания по изобретению собственного музыкального инструмента с использованием простых подручных предметов, способных извлекать звуки различным способом: дать название инструменту, аргументировав свое решение; описать его музыкальную характеристику; озвучить на нем своё настроение.
|
2/4
| |
Тема 3.2.
Вокально-хоровые
жанры
| Содержание учебного материала
| 7/4
|
| |
| Специфика вокального искусства. Разновидности певческих голосов. Вокальная партия. Вокальные жанры. Выдающиеся исполнители – вокалисты. Вокальный ансамбль.
Особенности хорового пения. Типы и виды хоров. Хоровая партитура. Хоровые жанры. Ведущие хоровые коллективы. Вокально-хоровые жанры детской музыки.
| 2/-
| 1,2,3
| |
Практические занятия
Слушание произведений вокально-хорового жанра композиторов – классиков для детей дошкольного возраста различных по жанру.
| 2/-
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
- Посещение концертной программы или музыкального спектакля (по выбору).
- Сообщение (устное) на тему: «Моё музыкальное впечатление» по результатам посещения концертной программы или музыкального спектакля (по выбору).
|
3/4
| |
Тема 3.3.
Камерные и симфонические жанры
| Содержание учебного материала
| 5/4
|
| |
1.
| Специфические особенности звучания инструментальной музыки. Камерные и симфонические жанры.
Симфонический оркестр. Жанры танцевальной инструментальной музыки (полька, вальс, мазурка, полонез, гавот, менуэт)
| 2/-
| 1,2,3
| |
Практические занятия
Анализ музыкального произведения для детей дошкольного возраста с точки зрения соотношения средств музыкальной выразительности и содержания. Выполнение творческого задания «Музыкальный кроссворд» на закрепление группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.
| 1/-
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
Экскурсия в Красноярский музыкальный театр - посещение репетиции симфонического оркестра и знакомство с составом музыкальных инструментов, их тембральной характеристикой. Анализ наблюдений.
|
2/4
| |
Тема 3.4.
Музыкально-театрализованые жанры
| Содержание учебного материала
| 4/4
| |
1.
| Специфические особенности оперного искусства. Жанровое разнообразие.
Балетные жанры, их специфические особенности. Всемирно известные театры Оперы и Балета.
Произведения музыкально-театрализованных жанров для детей: опера, балет, музыкальная сказка.
| 2/ -
| 1,2
| |
Практичекие занятия
Знакомство с произведениями музыкально-театрализованных жанров, созданных композиторами – классиками для детей: опера, балет, музыкальная сказка
| 1/-
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации для сообщения на заданную тему в ресурсе сети Интернет с обоснованием его познавательного и воспитательного значения.
|
1/4
| |
Раздел 4. Хоровой практикум
|
|
| |
Тема 4.1.
Вокально-хоровые навыки:
певческая установка, певческое
дыхание,
звукообразование
| Содержание учебного материала
| 9/5
| |
| Знакомство с вокально-хоровыми навыками: певческая установка, певческое дыхание, атака звука, звукообразование.
Распевание - начальный этап работы над развитием и формированием певческого голоса, устранением наиболее существенных недостатков голосообразования и обучения элементарным вокально – хоровым навыкам:
- Закрепление певческой постановки. Свободное положение корпуса, естественное положение головы при пении стоя и сидя, выразительный взгляд, подвижность и активность голосового аппарата;
- Отработка певческого дыхания. Одновременный, бесшумный вдох перед началом пения. Постепенное расходование дыхания во время пения. Дыхание между фразами. Цепное дыхание. Дыхание в произведениях, исполняемых в медленных и быстрых темпах. Короткое дыхание между фразами, разделенными паузами. Филирование звука;
- Работа над звукообразованием. Естественное звучание без напряжения и крика, работа над качеством звука. Правильное округлое формирование гласных. Навыки кантиленного легкого, подвижного пения. Расширение диапазона. Применение «мягкой» и «твердой» атак, приемов звуковедения легато, нон – легато, стаккато, исполнение акцентов.
|
| 1,2,3
| |
Практические занятия
- Прослушивание вокальных и хоровых произведений для детей в исполнении детских коллективов различных типов/видов или солистов - вокалистов;
- Освоение производственного дошкольного песенного репертуара для различных возрастных групп: народные и детские песни, игры с пением, музыкально-дидактические игры с применением рабочего тактирования;
- Отработка навыков управления хоровым коллективом;
- Пение детских песен с тактированием; с игрой на музыкальном инструменте
|
8/1
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
Пение детских песен с тактированием; с игрой на музыкальном инструменте
| 1/4
| |
Тема 4.2. Вокально-хоровые навыки:
артикуляция,
хоровой строй
| Содержание учебного материала
| 10/9
| |
| |
| Формирование основных певческих навыков у студентов в процессе работы над производственным дошкольным репертуаром:
- Работа над дикцией в процессе пения. Выработка подвижности артикуляционного аппарата.
четкое произношение согласных в середине и в конце слова. Правильное формирование согласных. Раздельное произношение двух одинаковых гласных, сливающих одно слово с другими (цезура);
- Отработка принципов пения в ансамбле или в хоре. Работа над унисоном в отдельной партии и в хоре в целом. Одновременное начало и окончание пения. Правильное соотношение звучания по силе, тембру в отдельных хоровых партиях со звучанием всего хора;
- Закрепление навыков правильного, чистого интонирования в одноголосном пении с сопровождением. Развитие навыков исполнения в соответствии с жестом дирижера: начало, окончание, усиление, ослабление, ускорение, замедление творческого звучания, а также одновременное взятие дыхания, вступление отдельных хоровых партий, снятие звука.
|
| 1,2,3
| |
Практические занятия
- Прослушивание вокальных и хоровых произведений для детей в исполнении детских коллективов различных типов/видов или солистов - вокалистов;
- Освоение производственного дошкольного песенного репертуара для различных возрастных групп: народные и детские песни, игры с пением, музыкально-дидактические игры с применением тактирования;
- Отработка навыков управления хоровым коллективом;
- Пение детских песен с тактированием; с игрой на музыкальном инструменте.
|
8/1
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
Пение детских песен с тактированием; с игрой на музыкальном инструменте
| 2/8
| |
| |
Тема 4.3.
| Содержание учебного материала
| 8/11
|
| |
Исполнение музыкального произведения
|
| Вокально-хоровая работа над музыкальным произведением из дошкольного репертуара:
-закрепление вокально-технической стороны исполняемого произведения;
- отработка эмоциональной непринужденности при исполнении и выразительной передачи содержания песни; концентрация внимания студентов на качестве певческого звучания;
-отработка навыка исполнения произведения под фонограмму.
|
| 1,2,3
| |
Практические занятия
1. Пение песен из детского дошкольного репертуара с использование современных звуковых технологий (фонограмма) и соблюдением следующих критериев:
-выразительное исполнение детской песни с соблюдением темповых и динамических обозначений, общих требований фразировки с тактированием;
-правильное звукообразование;
-чистота интонирования мелодии и четкая дикция;
2. Отработка навыка исполнения песни под фонограмму.
| 6/2
|
| |
Контрольные работы ТЕМА
| 1/1
| |
Самостоятельная работа обучающихся
Пение детских песен с тактированием; с игрой на музыкальном инструменте.
| 1/8
| |
Всего:
| 76/76
| |
| | | | | | | | |