КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выступление
Кобервитц, 11 июня 1924 Позвольте мне прежде всего выразить глубокое удовлетворение тем, что экспериментальная работа, начатая по инициативе графа Кайзерлинга, обрела здесь свою организацию и расширилась благодаря вступлению тех, кто, интересуясь вопросами сельского хозяйства, впервые присутствовал на таком собрании. Начало было положено ещё тогда, когда наш друг г-н Штегеманн, откликаясь на многочисленные просьбы, согласился рассказать кое-что из содержания тех бесед, которые мы с ним вели на протяжении последних лет по вопросам сельского хозяйства, и об опытах, проведённых им в своём хозяйстве. При обсуждении затронутых вопросов между г-ном Штегеманном и графом Кайзерлингом возникла мысль об организации специального Объединения для экспериментальной работы в области сельского хозяйства и была сформулирована резолюция, которая сегодня была вам здесь предложена. Отсюда же возникла и самая возможность собраться нам здесь для настоящего курса. Глубоко отрадный факт, что целая группа людей намеревается объединить свои усилия, чтобы провести свои опыты в соответствии с теми руководящими направлениями, которые будут даны в нашем курсе, подтвердить их правильность и выяснить способы их практического применения. Однако необходимо, чтобы сегодня, когда таким отрадным образом создается новое Объединение, мы сознавали, как важно для нас использовать опыт тех организаций, которые уже раньше создавались в нашем антропософском движении для работы в различных областях практической жизни. Особенно же важно избежать ошибок, так ясно обнаружившихся с течением времени в практике этих организаций, стремившихся из области, я бы сказал, центральной антропософской работы выйти на периферию, чтобы в различные области жизни внести то, чем может и должна быть антропософия. И естественно, что для работы Сельскохозяйственного Объединения особый интерес представляет опыт, полученный нами при введении антропософии в область, я бы сказал, общенаучных знаний. В этом отношении между теми, кто до сих пор руководил центральной антропософской работой, на свой лад, с полной внутренней преданностью и самоотверженностью, и теми, кто, выходя на периферию, стремится применить антропософию в той или иной отдельной области жизни, не было, как правило, настоящего взаимного понимания. Особенно сильно мы это чувствовали в совместной работе с нашими научными институтами. С одной стороны, антропософы как таковые, антропософы, всем своим существом живущие этой центральной антропософией как мировоззрением, как содержанием жизни, антропософией, которую они, может быть, ежеминутно всем свои существом несут в мир. Это те, кто творят антропософию, любят её, для кого она стала их собственным внутренним содержанием. И они, как правило — не всегда, но, как правило — считают чем-то очень значительным, если кто-либо или даже многие становятся сторонниками антропософии. В своей внешней деятельности они стремятся, собственно, только вербовать сторонников антропософии. И вместе с тем считают, что эти люди должны сразу же — извините за такое выражение — со всеми потрохами включиться в антропософию, подобно тому, как, например, профессор какой-либо отрасли естествознания включён в профессиональную работу по своей специальности. Такие антропософы в своём добросердечии и любви считают само собой разумеющимся, что и сельский хозяин может вот так же со всеми потрохами, со всей своей землёй и всем что на ней произрастает, со всей продукцией, которую он выдает людям, что он может вот так запросто сегодня-завтра включиться в антропософское движение, как в свою специальность. Так думают центральные антропософы. Разумеется, они заблуждаются. И если очень многие из них утверждают, что они мои верные приверженцы, то во многих случаях это так и есть, они в своем настроении мои верные приверженцы. Но они же очень часто пропускают мимо ушей то, что я вынужден говорить в решающие моменты. Они не слышат меня, когда я, например, говорю: наивно думать, что какого-либо профессора или иного научного специалиста можно вот так одним махом «завербовать в антропософию». Не выйдет! Человеку надо порвать со своим 20-30-летним прошлым, вырыть позади себя пропасть. Надо же видеть вещи такими, каковы они есть. Антропософы нередко считают, что жизнь состоит в мышлении. Но она состоит не в одном мышлении. Об этом надо сказать, чтобы поставить наше дело на правильную основу. Многие, кто с любовью и преданностью хотели соединить антропософию с той или иной областью жизни, или с той или иной научной специальностью, совсем не понимали этого, начиная свою работу в антропософии. И они постоянно исходят из ошибочного представления, будто и здесь надо работать так, как они работали до сих пор в своей научной специальности. Вот, например, целый ряд очень милых, хороших антропософов работает у нас в области медицины — в этом отношении д-р Вегман является исключением: она-то всегда в своей медицинской работе исходит из внутренних закономерностей антропософии. Но многим нашим медикам хотелось бы, ничего не меняя в своих прежних навыках медицинской работы, применять то, что вытекает из антропософской медицины. Что же получалось? Я говорю не о распространении центральной антропософии, а о выходе антропософии во внешний мир. Здесь и получалось, что люди науки говорили: это же самое и мы до сих пор делали и делаем, в этом мы специалисты, вот этим мы можем овладеть, пользуясь нашими методами, вот об этом мы можем судить с полной уверенностью. Но то, что они утверждают, противоречит тому, что мы устанавливаем нашими методами. И тогда они заявляют: это неверно. И часто оказывалось, что там, где мы хотели только подражать научным методам, они говорили: мы делаем это лучше; и в этих случаях не приходится отрицать, что они лучше владеют своими методами — хотя бы по той причине, что за последние годы, в сущности, методика пожрала науку. В науках только и осталась одна методика; науки потеряли целенаправленность к предмету, они перегружены методикой, они изнуряют в ней свои силы. Так что теперь можно встретить превосходные эксперименты, за которыми нет никакого содержания. И мы видели, что эти учёные, гордые точностью своих методов, приходили в ярость, когда являлись антропософы и по сути дела манипулировали теми же самыми методами. Что можно сказать таким способом? Из наших прекрасных занятий, из превосходных исследований, проводившихся в биологическом институте, не получилось ничего, кроме того, что люди пришли в ярость, когда наши учёные в своих докладах говорили о тех же самых методах. Они приходили в ярость потому, что слышали здесь о вещах, которые они привыкли связывать с определённым образом мыслей, а здесь им снова твердили о том же. Но бывали и другие случаи, и это очень важно. Бывало так: кто-либо из наших учёных, основываясь в своем докладе на общепринятых методах, делал это лишь наполовину: в первой части он оставался строго научным в своих рассуждениях, и в применении научных методов. Тогда слушатели раздражались: зачем вмешиваться в наши дела? Что это значит? Это просто наглость — так дилетантски вмешиваться в нашу науку! Но затем докладчик переходил ко второй части и описывал самые факты не такими, какими их видят на прежний лад, а такими, какими их видит антропософия, исходя из сверхчувственного познания. Тогда те, кто только что раздражались, становились очень внимательными, жаждали услышать об этом и начинали увлекаться. Антропософию люди уже жаждут. Но они не могут мириться — и совершенно правы, как я уже сказал — не могут мириться с той мутной мешаниной из антропософии и науки, которую ныне пытаются склеить. С этим нельзя двигаться вперед. Поэтому я с большой радостью приветствую то, что по предложению графа Кайзерлинга Объединение профессионалов сельского хозяйства решает примкнуть к Естественнонаучной Секции Гетеанума в Дорнахе. Эта Естественнонаучная Секция, как и настоящее Объединение, возникла из нашего Рождественского Собрания. Так что из Дорнаха будут исходить те импульсы, которые здесь нужны. Там мы будем сами силами самой антропософии находить точнейшие научные методы и руководящие направления для нашей работы. Но, разумеется, я не могу согласиться с графом Кайзерлингом, что учреждённое здесь Объединение профессионалов сельского хозяйства должно быть только исполнительным органом. Вы сами убедитесь, что из Дорнаха будут исходить лишь такие руководящие направления и сведения, которые от каждого, желающего с нами сотрудничать, потребуют, чтобы он на своем месте был по-настоящему нашим сотрудником в полном смысле слова. Больше того — и это выяснится в конце курса, когда после докладов будут даны первые такие руководящие направления — основы той первоочередной работы, которой мы в Дорнахе должны будем заняться, мы можем получить только от вас. Мы будем так проводить свою руководящую линию, что она может получиться только на основе получаемых нами ответов. Так что с самого начала нам нужны активные, активнейшие сотрудники, а не просто исполнители. Ибо, видите ли — ограничусь хотя бы одним замечанием — каждое хозяйство уже в том смысле всегда индивидуально, что оно никогда не идентично другому. Климатические и почвенные условия составляют наиболее глубоко заложенную основу индивидуальности каждого хозяйства. Хозяйство, расположенное в Силезии, иное, чем в Тюрингии или Южной Германии. Это действительно индивидуальные организмы. Именно согласно антропософскому мировоззрению общие понятия, абстракции, вообще лишены всякой ценности, а когда речь идёт о приложении их к практической жизни — особенно. Что за смысл об этих практических вопросах, о хозяйствах, говорить «вообще»? В общем надо, прежде всего, обращать внимание на конкретное, тогда и в общем найдется нечто, что можно затем применить практически. Подобно тому, как из 32 букв алфавита можно составить разнообразнейшие слова, так и из того, что сообщается в этих докладах, можно сделать выводы, нужные для практики того или иного хозяйства. Если мы хотим говорить о практических вопросах с шестьюдесятью сотрудниками — это значит, что мы должны найти практические цели и практические основы для этих шестидесяти конкретных хозяйств. А для этого, прежде всего, понадобится изучить всё, что нам о них известно. Отсюда выяснится первоочередная серия опытов, нужных для действительно практической работы. Для этого нам и нужны активнейшие сотрудники. Здесь нужны, как и во всем Антропософском Обществе, настоящие практики, твёрдо усвоившие принцип, что именно практические цели ставят такие задачи, которые нельзя осуществить одним махом — не сегодня, так завтра. Если те, кого я назвал центральными антропософами, думают, что какой-то профессор, или сельский хозяин, или врач, десятки лет проработавший в определённой области, может сразу, в один прекрасный день, принять антропософические убеждения, то они как раз ошибаются. И в области сельского хозяйства это обнаружится особенно наглядно: антропософ, двадцать девять лет занимавшийся сельским хозяйством, может быть и захотел бы, если он для этого достаточно идеалистичен, на тридцатом году перевести своё хозяйство в русло антропософии. Но сделают ли это вместе с ним и его поля, и все хозяйственные заведения, сделают ли это и все те, кто является посредниками между ним и потребителями его продукции? Всех их нельзя в один миг на тридцатом году существования превратить в антропософов. А, увидев, что дело не идёт, очень часто сразу теряют мужество. А главное здесь как раз в том, чтобы ни в коем случае не терять мужества, а твёрдо знать, что речь идёт не о мгновенном успехе, а об упорной работе. Делать надо то, что может быть сейчас выполнено. Один может больше, другой меньше. В конце концов — как бы парадоксально это ни казалось, можно даже сказать, что работа будет тем успешнее, чем ограниченней размеры хозяйства, начинающего применять наши методы. Не правда ли, на маленьком участке, в маленьком хозяйстве потребуется при этом меньше разрушить, чем в большом. И результаты улучшений, введённых на основе антропософских положений, обнаружатся тем скорее, чем меньше они потребуют ломки существующего. И эффективность их здесь будет легче выяснить, чем в большом поместье. В таком практическом деле, как сельское хозяйство, особенно необходимо согласие между участниками нашего Объединения, если мы хотим, чтобы оно имело успех. Но вот что удивительно: на нашем первом собрании много говорилось о расхождении между графом Кайзерлингом и Штегеманном — конечно, со всей доброжелательностью и без иронии, поскольку все радовало. Однако спор принял такую окраску, что я почти что был готов подумать о том, чтобы просить членов Правления или ещё кого-нибудь принять участие в нашем собрании, чтобы примирить спорящих. Но малу-помалу мне стало ясно совсем другое. В этих спорах выступило то, что, собственно, может послужить основой более глубокой внутренней терпимостьи между сельскими хозяйствами. В этой внешней жёсткой оболочке действовало глубокое внутреннее желание отстоять свой авторитет между коллегами. Ведь действительно сельскому хозяину больше, чем кому-либо другому, нужно защищать себя от вторжений: очень легко люди берутся давать ему советы о вещах, о которых только он один может правильно судить. Вот в этом уважении к авторитету другого и заключается основа настоящей взаимной терпимости. Всё это должно действительно правильно чувствоваться в нашем Объединении. И я говорю здесь об этом только потому, что я действительно считаю необходимым, чтобы мы сразу же начали правильно. И я хочу, поэтому ещё раз выразить своё глубокое удовлетворение тем, что мы здесь с вами совершили. Я думаю, что мы правильно учли опыт Антропософского Общества, что наше начинание послужит ко благу антропософии, и что мы в Дорнахе со своей стороны сделаем всё, чтобы активнейшим образом сотрудничать со всеми, кто захочет принять участие в нашем деле. Мы должны радоваться уже одному тому, что осуществляется здесь в Кобервитце. И если граф Кайзерлинг говорит, что, приехав сюда, я взял на себя большой труд, то я могу — не ради каких-то дискуссий — ответить вопросом: какой же такой большой труд я на себя взял? Я нахожусь здесь в прекрасных, наилучших условиях, все заботы и труды на себя взяли другие. Мне же надо лишь каждый день говорить с вами. Конечно, это требует от меня большого внимания, потому что это новая область. Мой труд совсем невелик. Когда же я вижу весь тот труд и заботы, которые взяли на себя домочадцы, чтобы справиться со всем, что свалилось на них, как снег на голову, то я должен сказать, что каждый из присутствующих, получивший здесь что-то ему нужное, обязан благодарностью тем, кто сделал возможным наше здесь совместное пребывание, неизмеримо больше, чем мне, приехавшему на всё готовое. В этом пункте я как раз не могу согласиться с нашим хозяином. И прошу вас за всё, что вы найдёте в настоящем курсе ценного, благодарить его. И, прежде всего, вспомните, что если бы не его настойчивость, с которой он всё обдумал и прислал в Дорнах своего представителя, и не отступал от обдуманного, то при том множестве дел, которые выполняются и должны выполняться в Дорнахе, этот курс в отдалённом восточном углу Германии, может быть, так и не состоялся бы. И я никак не могу согласиться, чтобы ваша благодарность направлялась только на меня, она в гораздо большей мере принадлежит графу Кайзерлингу и всему его дому. Вот о чем я хотел ещё сказать в нашей дискуссии. Остаётся сказать ещё немногое: нам в Дорнахе нужно будет получить от каждого, кто хочет сотрудничать в нашем Сельскохозяйственном Объединении, сведения об его хозяйстве — что он имеет под землёй, что над землёй, и каким образом то и другое работает вместе. Не правда ли, если хочешь руководиться какими-либо принципами, надо очень точно знать положение вещей там, где эти принципы должны применяться. Здесь речь идёт о том, что вам из вашей практики известно лучше, чем нам в Дорнахе: почвенные условия данного хозяйства, сколько леса и каких пород имеется поблизости, какие культуры возделывались в последние годы, каковы были урожаи — словом, мы должны знать всё, что должен знать каждый хозяин, желающий разумно — именно, по-крестьянски разумно вести своё хозяйство. Это первые сведения, которые нам нужны: что имеется в наличии и что с этим делалось. Это я говорю пока очень бегло. Как надо составлять эти сведения, выяснится в ходе дальнейших докладов, после того как будут освещены многие положения, указывающие на связи, существующие между тем, что даёт нам почва, и тем, что она собой представляет вместе со своим окружением. Я думаю, что этим уже характеризуется то, что граф Кайзерлинг согласно выработанному им проекта резолюции ждёт от нашего Объединения. Однако в дружеских добрых словах, обращённых ко всем собравшимся нашим милым хозяином, проведено тонкое различие между «крестьянами» и «учёными», причём получается так, что здесь в Объединении находятся все «крестьяне», а в Дорнахе сидят одни «учёные». Это противопоставление не должно, не может оставаться в силе. Мы должны, так сказать, срастись. В Дорнахе должен жить дух «крестьянства», в наибольшей мере совмещаемый с «научностью». А то, что исходит из Дорнаха как «научность», как духовное знание, должно вносить свет понимания в самую консервативнейшую «крестьянскую» голову. Я надеюсь, что это было лишь свидетельством дружеского расположения ко мне, когда граф Кайзерлинг сказал, что он меня не понимает. Эта откровенность — особый вид дружественности. Ибо я думаю, что мы — Дорнах и Сельскохозяйственное Объединение — срастёмся наподобие близнецов. В заключение он назвал меня «крупным крестьянином». Ну что же, это уже показывает, что и он в глубине души чувствует, что такое сращение возможно. Но я не думаю, что это выражение можно применить ко мне только потому, что перед поездкой сюда я сам принимал участие в размешивании навозного удобрения. Я только начал размешивать, потому что не имел времени довести до конца, это делали другие, потому что его надо очень долго размешивать. Но это всё мелочи. Не ими я взращён. Но действительно верно, что я «взращён» крестьянством. А по своему умонастроению — я говорю об этом в своей автобиографии — хотя, конечно, не в таких крупных поместьях, как здесь, а в меньших масштабах — но я принимал участие и в работах по выращиванию картофеля, и по разведению если не лошадей, то свиней, а в ближайшем соседстве также и коров. Всё это долгое время в моей жизни было мне близко, я в этом участвовал. И именно это воспитало во мне любовь к сельскому хозяйству, им я взращён. Всё это и теперь во мне гораздо важнее, чем то, что я там немножко размешивал удобрение. И ещё с одним в этом смысле я не могу согласиться: оглядываясь на свою жизнь, я нахожу, что самое ценное в «крестьянстве» несёт в себе не крупный хозяин, а именно мелкий крестьянин — тот, кто с детских лет работал в сельском хозяйстве. А если теперь это должно осуществляться в более крупных масштабах, превращаясь в духовнонаучное знание, то это знание действительно должно взращиваться в почве, питаемой, как говорят в Нижней Австрии, «крестьянским упрямством». И именно эта почва послужит мне теперь лучше, чем то, что было мною получено позднее.. Поэтому смотрите на меня как на такого «мелкого хозяина», с детства впитавшего в себя любовь к сельскому хозяйству, который помнит о своём «крестьянстве», занятом в современном сельском хозяйстве. Это будет понято в Дорнахе, в этом вы можете быть уверены. Я всегда был того мнения — но не в ироническом смысле, как вы, по-видимому, это поняли — что крестьянская «глупость», «простота», есть мудрость перед Богом, перед Духом. И действительно то, что думали крестьяне о своём хозяйстве, я всегда находил гораздо умнее того, что писали разные учёные авторы. Я всегда так думал, и собственно и теперь так же думаю. Я всегда охотнее слушал того, кто вот так случайно расскажет о своих наблюдениях непосредственно на своём поле, чем какого-нибудь ариманического статистика, гордого своей научностью. Я всегда радовался таким сообщениям, потому что я всегда находил их чрезвычайно мудрыми. И именно в области практического применения, исполнения, я находил эти рекомендации современной науки чрезвычайно глупыми. Если эта наука и делает что-то умное, то она делает это как раз благодаря крестьянской «глупости». Внести побольше этой крестьянской «глупости» окажется мудростью перед Богом. Если мы будем работать в таком духе вместе — это будет подлинно консервативным и, вместе с тем, крайне радикальным, прогрессивным начинанием. И для меня наша встреча здесь останется самым лучшим воспоминанием, если именно этот курс станет исходной точкой того пути, на котором действительно подлинное мудрое «крестьянство» вольёт свои силы, если не в глупую — это вас обидело бы — но, скажем, в умерщвлённую методику науки. Д-р Ваксмут тоже говорил здесь об умерщвлённой науке, отвергая её и призывая к живому знанию, оплодотворённому крестьянской мудростью. Давайте же сделаем так, чтобы и Дорнах, и Сельскохозяйственное Объединение действительно срослись бы наподобие сиамских близнецов. О таких близнецах говорится, что у них общие чувства и общие мысли. Если и у нас будут такие общие чувства и общие мысли, то мы в своей области с наибольшим успехом двинемся вперед.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |