Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риск происшествия на различных типах дорог и на различных элементах дорог





Риск происшествия с травматизмом существенно изменяется в зависимости от типов дорог и среды дорожного движения. Обычно риск на различных типах дорог или для различных элементов дорог описывают с помощью зарегистрированных полицией происшествий с травматизмом на миллион авт-км. Различают следующие элементы дорог:

1. Участок дороги, включая перекрестки на этом участке.
2. Перекрестки.
3. Мосты и тоннели.
4. Неожиданные повороты.

Табл. G.3.7 показывает нормальные уровни риска на различных типах дорог, рассчитанные на основе результатов различных исследований (Elvik og Muskaug 1994; Elvik, 1996D; Hvoslef,1995A; Sagberg, 1996). Отдельные цифры даны оценочно. Таблица показывает также характерное количество происшествий на различных дорогах в год. Это количество является средним для периода 1991-94 гг.

Таблица G.3.7. Нормальный риск на различных типах дорог в Норвегии. Зарегистрированные полицией происшествия с травматизмом на миллион авт-км

Среда движения Тип дороги Стандарт дороги / предел скорости, км/ч Происшествия с травматизмом на млн. авт-км Характерное количество происшествий в год (округленно)
Малонаселенная Гос. дорога Автомагистраль А 0,07  
Автомагистраль В 0,10  
Прочие дороги 90 км/ч 0,12  
80 км/ч 0,17  
70 км/ч 0,20  
Областная 80, 70 км/ч 0,25  
Муниципальная 80, 70 км/ч 0,40  
Средненаселенная Гос. дорога 60 км/ч 0,27  
50 км/ч 0,47  
Областная 60-50 км/ч 0,45  
Муниципальная 50, 40, 30 км/ч 0,75  
Густонаселенная Гос. дорога 50 км/ч 0,59  
Областная 50, 40 км/ч 0,59  
Муниципальная 50, 40, 30 км/ч 1,05  
Все Частная дорога Все 0,60  
Все Все Все 0,30  


Для государственных дорог характерен меньший уровень риска, чем в случае областных и муниципальных дорог. Риск происшествий выше в средне- и густонаселенных местностях, чем в малонаселен-ных. Цифры в табл. G.3.7 охватывают все зарегистрированные полицией происшествия с травматизмом на различных типах дорог, происшествия на перекрестках и происшествия на участках дорог.

В табл. G.3.8 показан уровень риска на различных типах перекрестков дорог (Elvik og Muskaug, 1994). Риск выражен как количество зарегистрированных полицией происшествий с травматизмом на миллион въезжающих на пересечение транспортных средств. Риск происшествий выше на Хобразных перекрестках, чем на Т-образных перекрестках. Далее, риск происшествий возрастает с увеличением доли параллельной дороги на перекрестке. Кольцевые пересечения имеют наименьший из всех типов пересечений риск происшествий.

Таблица G.3.8. Характерный риск ДТП на пересечениях в одном уровне в Норвегии. Количество зарегистрированных полицией происшествий с травматизмом на миллион въезжающих на пересечение транспортных средств

Форма регулирования Тип перекрестка Предел скорости Доля движения по параллельной дороге (%) Происшествия на млн. въезжающих транспортных средств
Обязанность уступить дорогу Т-образный 80/90 км/ч 0-14,9 0,06
15-29,9 0,12
>30 0,26
60/70 км/ч 0-14,9 0,07
15-29,9 0,11
>30 0,14
50 км/ч 0-14,9 0,08
15-29,9 0,11
>30 0,11
Х-образный 80/90 км/ч 0-14,9 0,07
15-29,9 0,27
>30 0,58
60/70 км/ч 0-14,9 0,12
15-29,9 0,19
>30 0,28
50 км/ч 0-14,9 0,07
15-29,9 0,10
>30 0,31
Правило правостороннего движения Т-образный 50 км/ч 0-14,9 0,07
15-29,9 0,07
>30 0,13
Х-образный 50 км/ч 0-14,9 0,10
15-29,9 0,19
>30 0,18
Регулирование сигналами Т-образный 60 км/ч Все 0,07
50 км/ч Все 0,05
Х-образный 60 км/ч Все 0,11
Круговое движение Т-образный 50 км/ч Все 0,10
    Все Все 0,03
  Х-образный Все Все 0,05
Все Все Все Все 0,10


В табл. G.3.9 показан риск происшествий в связи с другими элементами дороги, т.е. мостами, тоннелями, пересечениями в разных уровнях и пересечениями с ограниченной видимостью (Elvik og Muskaug, 1994; Hvoslef, 1995B; Wold, 1995; Amundsen og Ranes, 1998).


Таблица G.3.9. Характерный риск происшествий для различных типов элементов дорог в Норвегии. Происшествия с травматизмом на миллион авт-км

Элемент дороги Варианты оформления элемента Часть участка/тип происшествия Происшествия на млн. авт-км
Мосты Подъем <6% 50-100 м до 0,28
Первые 50-100 м 0,18
Средняя зона 0,11
Весь участок 0,16
Подъем >6% 50-100 м до 0,42
Первые 50-100 м 0,34
Средняя зона 0,22
Весь участок 0,26
Все Все 0,20
Тоннели Подъем <6% 50-100 м до 0,33
Первые 50-100 м 0,33
Средняя зона 0,10
Весь участок 0,12
Подъем >6% 50-100 м до 0,42
Первые 50-100 м 0,36
Средняя зона 0,12
Весь участок 0,15
Все Все 0,13
Пересечения в разных уровнях В виде половинки листа клевера Все происшествия 0,08
  В виде ромба Все происшествия 0,09
  В виде двойных ручек Все происшествия 0,10
  Бубны/клеверный лист Все происшествия 0,05
  В виде трубы Все происшествия 0,08
  Труба/лист клевера Все происшествия 0,16
  Труба/бубны Все происшествия 0,06
  Все Все происшествия 0,08
Неожиданный поворот До 0,25 на км Встречное и скоростное движение 0,66
  0,26-0,50 на км Встречное и скоростное движение 0,59
  0,50-75 на км Встречное и скоростное движение 0,24
  Более 0,75 на км Встречное и скоростное движение 0,19
  Все Встречное и скоростное движение 0,50


Риск происшествий на мостах и в тоннелях наиболее высок в зоне перехода к мостам и тоннелям. Зоны перехода, обычно, определяются как первые 50-100 м на мостах и тоннелях. Средняя зона - остальная часть моста и тоннеля. Цифры риска для мостов и тоннелей в табл. G.3.9 являются представленными для мостов и тоннелей длиной в пределах приблизительно от 500 до 1500 м. Цифры риска охватывают все зарегистрированные полицией происшествия с травматизмом.

На пересечениях в разных уровнях средняя величина происшествий составляет 0,08 происшествий с травматизмом на авт-км. Дорожное движение на таких перекрестках рассчитывается в авт-км, а не в количестве въезжающих транспортных средств, по-скольку съезды и въезды вместе могут иметь длину до 1-2 км.

Неожиданные повороты, указанные в так называемой программе URF (Amundsen og Lie, 1984), представляющей собой программу для ЭВМ рассчитывающую, насколько неожиданно поворот появляется перед водителем, имеют в среднем 0,50 встречных и на выезде происшествий на миллион авт-км. При условии, что каждый поворот имеет протяженность 0,15 км. Поэтому дорожное движение является довольно небольшим. Чем больше таких кривых приходится на километр, тем меньшую опасность будет представлять такой поворот.


Значение факторов окружающей среды для риска происшествий


Риск происшествий в дорожном движении изменяется по времени и пространству. В табл. G.3.10 показано изменение риска для зарегистрированных полицией происшествий с травматизмом по регионам Норвегии. Цифры даны усредненные для периода 1991-94 гг.

Таблица G.3.10. Риск происшествий в норвежских областях. Зарегистрированные полицией происшествия с травматизмом на млн. авт-км

Области Зарегистрированные полицией происшествия с травматизмом на млн. авт-км
Происшествия Пробег Риск
Эстфоль     0,29
Акерсхус     0,21
Осло     0,40
Хедмарк     0,28
Опланн     0,28
Бускеруд     0,23
Вестфолль     0,28
Телемарк     0,35
Эустадгер     0,30
Вестагдер     0,35
Ругаланн     0,30
Хордаланн     0,34
Согн-ог-Фьюране     0,29
Мере-ог-Ромсдаль     0,33
Сер-Треннелаг     0,28
Нур-Треннелаг     0,22
Нурланн     0,33
Тромс     0,33
Финнмарк     0,27
Страна в целом     0,30


Разница в риске происшествий между областями довольно небольшая. Крайними точками являются Акерсхус и Осло. В Осло риск происшествий почти вдвое выше, чем в Акерсхусе. В Акерсхусе относительно большая часть дорожного движения приходится на автомагистрали. Это способствует сокращению риска. В Осло смешанное движение на улицах города способствует высокому уровню риска.

Рис. G.3.10. Риск ранения для водителей и пассажиров легковых автомобилей, разделенных по дням недели и времени суток. Норвегия, 1991/1992. Относительные цифры, всего риск = 1

На рис. G.3.10 показано изменение риска ранения по дням недели и по времени суток для водителей и пассажиров легкового автомобиля. Рисунок взят из работы Bjоrnskau (1993). Данные на рисунке ограничиваются легковым автомобилем, поскольку для других групп участников дорожного движения нет достаточно надежных данных об интенсивности движения, разделенного по дням недели и по времени суток. При расчете риска использовались официальные данные о ранениях.

Рисунок показывает, что риск ранения в легковом автомобиле выше всего ночью (00-06 часов), чем в остальное время суток, в среднем, приблизительно в 9,5 раз. Среди дней недели наибольший риск приходится на пятницу и субботу. В эти дни риск приблизительно в 1,3 раза выше среднего значения.

Рис. G.3.11, также взятый из работы Bjоrnskau (1993), показывает соответствующее изменение по дням недели и времени суток риска материального ущерба. Регистр TRAST применяется в качестве основы для расчета этих цифр риска. Рис. G.3.11 показывает, что риск материального ущерба изменяется меньше по дням недели и времени суток, чем риск ранения. Однако ночь на воскресенье дает наивысший риск также и материального ущерба. При этом риск приблизительно в 1,6 раза выше среднего значения. Послеобеденное время в пятницу также дает относительно высокий риск материального ущерба. Высокий риск в послеобеденное время в пятницу может иметь взаимосвязь с тем, что в это время часто наблюдается интенсивное дорожное движение и большие заторы движения при небольшой скорости.

Рис. G.3.11. Риск материального ущерба легковых автомобилей по дням недели и времени суток. Норвегия 1991/92 гг. Относительная цифра, полный риск = 1

Темнота, осадки и трудная дорога способствуют увеличению риска происшествий. Это подтверждается многими исследованиями (Hvoslef, 1976; Satterthwaite, 1976; Sherretz og Farhar, 1978; Ivey, Griffin, Newton og Lytton, 1981; Brodsky og Hakkert, 1988; Ragnоy, 1989; Fridstrоm og Ingebrigtsen, 1991; Fridstrоm, Ifver, Ingebrigtsen, Kulmala og Krogsgard Thomsen, 1995; Sakshaug og Vaa, 1995). На основе этих исследований составлены относительные цифры риска в табл. G.3.11. Предполагается дать наилучшую оценку относительного риска ранения, связанного с условиями освещения и дорожными условиями в Норвегии.

Таблица G.3.11. Относительный риск происшествий с травматизмом, связанных с различными внешними условиями

Фактор Значение факторов Относительный риск Разброс в относительном риске
Условия освещенности Дневной свет 1,0  
Темное время суток - происшествия транспортных средств 1,2 (1,1-1,5)
Темное время суток - происшествия пешеходов 2,1 (1,5-4,0)
Темное время суток - все происшествия 1,5 (1,2-2,0)
Дорожные условия Сухое ровное покрытие 1,0  
Мокрое ровное покрытие 1,3 (1,1-1,8)
Слякоть (мокрый снег) 1,3 (1,1-2,0)
Дорога, покрытая снегом или льдом 2,5 (1,5-4,0)


Риск происшествий увеличивается в темное время, на мокрой дороге или когда дорога покрыта снегом или льдом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.