Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект от средств, вложенных в реализацию мероприятий




Проведен ряд анализов выгоды от инвестиций, сделанных на реализацию различных мер по зимнему содержанию дорог в Норвегии, Дании и Швеции.

Шведский анализ (Oberg, 1978) по посыпанию дорог песком предполагает, что эффект от примене ния соли соответствует эффекту от использования шипованных шин. Величина снижения потерь от уменьшения количества ДТП была оценена в 21-88 крон на 1 млн. авт-км пробега. Согласно той же оценке, эффект от сокращения времени поездки со ставляет примерно 1 крону на 1 млн. авт-км. Затраты на реализацию мероприятий составляют от 30 до 75 крон на 1 авт-км, в среднем 45 крон. В анализе сде лан вывод о том, что целесообразно посыпать дороги песком, что в Швеции и стало практиковаться в 70-е годы, так как выгода от мероприятия превышает за траты.

В проведенном в Дании анализе (Vejdirektoratet, 1979) о влиянии использования соли сделан вывод, что такое мероприятие не имеет положительного со циально-экономического эффекта. В анализе конста тировалось, что посыпание дорог солью никак не влияет на количество ДТП. Польза от мероприятия заключалась исключительно в экономии времени и сокращении расхода горючего. Расходы состояли из увеличения коррозии кузовов автомобилей, повы шенной потребности в уходе за мостами и дорогами в целом, а также расходов на посыпание солью. Дру гие факторы, включенные в анализ, были ненадеж ными. Наилучший результат заключался в том, что затраты превышают выгоду на 157 млн. крон в год (выгода - 132 млн. крон, затраты 289 млн. крон). В лучшем случае выгода может превысить затраты на 169 млн. крон, в худшем - затраты превышают выго ду на 425 млн. крон.

Норвежский анализ (Gabestad og Ragnoey, 1982) рассматривает различные стратегии зимнего содер жания, а также различные решения по использова нию шипованных шин. Всего было рассмотрено 10 различных стратегий с точки зрения влияния на по тери от неудовлетворительных условий движения, а также расходы дорожной службы по содержанию дорог. Были рассмотрены следующие потери участ ников дорожного движения: потери от ДТП, потери времени, расход горючего, затраты, связанные с об разованием коррозии кузова автомобиля, затраты на установку шипов, а также потери из за откладывания поездки ввиду неблагоприятных дорожно-климатических условий. В затраты дорожной службы были включены: расходы на восстановление асфаль тобетонного покрытия, разметку проезжей части, чистку дорожных знаков, повышенную потребность в уходе за мостами, на посыпку дорог песком и со лью.

Первым из рассматриваемых стратегий был за прет езды на шипованных шинах в сочетании с уве личением нормы посыпаемой на дорогу соли. Эко номия нетто за год составила от 74 до 111 млн. крон, в зависимости от того, какие дороги посыпались со лью. Экономия нетто достигалась для дорожной службы, в первую очередь, за счет экономии на за тратах обновления дорожных покрытий (эти расходы были значительно ниже, чем увеличение расходов на посыпку песком и солью). Экономия нетто для уча стников дорожного движения достигалась только при условии, что все дороги с интенсивностью движения выше 1000 авт/сут были посыпаны солью (конечно, когда это было возможно). Вторая стратегия, которая предусматривала запрет использования шипованных шин и повышение нормы посыпки песком, дала нет то экономию от 169 до 190 млн. крон. Экономия дос тигалась как у дорожной службы, так и у участников дорожного движения. Важнейшей экономией, с точ ки зрения участников дорожного движения, было избежание расхода на вызываемую солью коррозию кузова автомобиля. Согласно исследованию, посыпка песком влияет на аварийность меньше, чем посыпка солью, и потери от ДТП при данной стратегии были выше, чем в случае, когда дороги посыпались солью.

Третья стратегия, связанная с запретом исполь зования шипованных шин, предусматривала улучше ние стандарта уборки снега и ликвидации гололеда. Она дала экономию, равную 147 млн. крон в год. Данная стратегия позволяла достижение экономии как дорожной службой, так и участниками дорожно го движения.

Четвертая стратегия предусматривала разреше ния применения шипованных шин одновременно с прекращением посыпания солью и песком, что дало экономию около 164 млн. крон в год. Экономия была достигнута, в первую очередь, за счет снижения рас хода на коррозию.

В Швеции рассчитали выгоду и затраты от пре кращения посыпки дорог солью, когда проводился эксперимент по отказу от посыпки дорог солью на определенных дорогах (Oberg и другие, 1985). Эко номия заключалась в сокращении расходов от корро зии и на мойку автомобилей, снижении износа до рожного покрытия и сокращении потребности в ре монте. Неудобство, вызванное отказом от соли, за ключалось в увеличении количества ДТП, времени в пути и повышении расходов на другие меры по зим нему содержанию. Выгода от прекращения посыпки солью была оценена в 5,932 млн. крон. Из общей суммы на сокращение потерь от коррозии приходи лось 97%. Расходы на прекращение применения соли составляли 4,349 млн. крон. Из этого доля увеличе ния ДТП составляла 93%. Выгода от прекращения применения соли, следовательно, была больше, чем связанные с этим затраты.

В упомянутых выше исследованиях отмечалась низкая надежность полученных данных. Снижение потерь, вызванных коррозией кузова, оценивается в 2,7 и 7,94 млн. крон, при 5,75 млн. крон как лучший результат. Снижения потерь от ДТП может варьиро ваться в пределах от 6,635 млн. крон до 6,625 млн. крон. Это свидетельствует о высокой степени недос товерности сведений о влиянии соли. В более позд нем исследовании (Oberg и другие, 1991) шведские специалисты отказались от расчетов затрат и выгоды различных стратегий по зимнему содержанию и оце нивали только выгоду и недостатки стратегий.

Одно норвежское исследование посвящено ана лизу зимнего содержания "внешнего кольца" вокруг г. Трондхейм (Eriksen og Vaa, 1994). Было исследова но влияние мероприятий по зимнему содержанию на аварийность. Отмечено, что экономия от принятия мер превышает затраты на мероприятия с показате лем 70. В отчете этого исследования, однако, уточня ется, что такое влияние является весьма неоднознач ным.

В более позднем исследовании эффекта от уси ленного зимнего содержания внешней кольцевой до роги в г. Трондхейме Норвегии (Vaa, 1996B) выгода от принятых мероприятий (в виде снижения потерь от сокращения количества ДТП) была в течение од ной зимы оценена в 5327000 крон. Дополнительные затраты на усиленное зимнее содержание составляли 117000 крон.

В двух норвежских исследованиях (Vaa, 1995B; Vaa, 1996A) были рассчитаны выгода и затраты в свя зи с измененной практикой использования соли в областях Soer-Troendelag, Moere и Romsdal. В этих исследованиях было учтено влияние на аварийность и время в пути, но не учитывалось влияние примене ния соли на экологические условия. В анализе облас ти Soer-Troendelag было установлено, что расшире ние обрабатываемой солью протяженности дорожной сети от 185 км до 385 км имело положительный со циально-экономический эффект. Для остальных двух областей - Moere и Romsdal - результатом исследова ния было, что наиболее выгодным вариантом являет ся продолжение текущей системы противогололед ной борьбы с помощью соли.

Чтобы проиллюстрировать эффект от реализа ции мер по зимнему содержанию и расходы, связан ные с ними в Норвегии, рассчитан пример для дорог государственного значения. При этом подчеркиваем условность этого примера. В примере расчета до рожная сеть делится на четыре категории зимнего содержания:

 

1. Дороги, которые посыпаются солью в течение всего зимнего периода и очищаются плужным снегоочистителем согласно высшей категории. Протяженность таких дорог - 5000 км.

2. Дороги, которые посыпаются солью в течение осеннего и весеннего периодов, посыпаются песком в течение всего зимнего периода и очи щаются плужным снегоочистителем в зависи мости от степени скользкости, согласно средней категории. Протяженность таких дорог - 3000 км.

3. Дороги, на которых только самые скользкие места посыпаются песком, но очищаются плуж ным снегоочистителем согласно средней кате гории. Протяженность таких дорог - 12000 км.

4. Дороги, которые очищаются плужным снего очистителем согласно самой низкой категории. Протяженность таких дорог - 6000 км.


Таблица 2.6.3. Данные для расчета эффекта от реализации мероприятий по зимнему содержанию дорог в Норвегии с учетом разных категорий работ зимнего содержания

Показатель Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4
Протяженность, км        
Суточная интенсивность движения (наиболее характерная)        
Кол-во ДТП с травматизмом/ 1 млн. авт-км 0.16 0.19 0.22 0.25
Кол-во ДТП с материальным ущербом/ ДТП с травматизмом        
Влияние стандарта зимнего содержания на кол-во ДТП с травматизмом -15% -12% -10% -5%
Влияние стандарта зимнего содержания на кол-во ДТП с материальным ущербом - 35% - 30% - 20% - 15%
Средняя скорость движения, км/ч        
Влияние стандарта зимнего содержания на ско рость движения + 4 + 5 + 2 + 8
Влияние стандарта зимнего содержания на экс плуатационные расходы автомобилей -0,04 -0,03 -0,025 -0,02
Расходы от коррозии металла /кузовов автомо билей/ машино-км (посыпка солью)1 0,10 0,03 0,00 0,00
Увеличение расходов по зимнему содержанию/ км/ год (мойка дорожных знаков, восстановление дорожных покрытий, содержание мостов) 10.000 3.000    
Расходы по содержанию дорог на 1 км/год2 35.000 29.000 22.000 14.000


1 Расходы, вызванные коррозией кузова автомобилей (Ragnoey, 1996)
2 Расчет на основании данных Elvik, 1996

 

Учитывая эти предпосылки, рассчитаны затраты и выгода от мер по зимнему содержанию дорог при разных категориях содержания. Результаты расчета приведены в табл. 2.6.4.

Таблица 2.6.4. Выгода и затраты по текущему стандарту зимнего содержания дорог в Норвегии

Показатель Ежегодные расходы в млн. крон
Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4
Экономия от снижения аварийности (+)        
Экономия времени (+)        
Снижение затрат по эксплуатации автомобилей (+)        
Увеличение расходов из-за коррозии (-)        
Увеличение затрат на содержание дорог (-)        
Сумма эффекта (пользы)        
Затраты на реализацию мероприятий        
Налоговый коэффициент        
Сумма затрат        


Пример расчета показывает, что выгода от при нятия мер по зимнему содержанию дорог на услови ях современного стандарта содержания дорог пре вышает затраты от реализации данных мер. Следует, тем не менее, отметить, что в этом примере не учтен ущерб окружающей среде от посыпки дорог солью (повреждение деревьев вдоль дороги, риск загрязне ния грунтовых вод). Когда эти расходы учитываются, польза от мероприятия в категориях 1 и 2 уменьшит ся.


2.7. Совершенствование зимнего содержания тротуаров, пешеходных переходов и велосипедных дорожек




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.