Защита горных дорог от снежных лавин, снегозаносов и камнепадов как возможных причин ДТП
На горных дорогах наиболее опасными для движения являются участки, где возможны неожи данный сход снежных лавин, камнепадов, снегозано сы и появление оползней. Водители в случае этих явлений должны иметь возможность избежать несча стного случая.
В Норвегии закрытие дорог для движения по причине снежного обвала или опасности схода снеж ных лавин составляет 55% всех зарегистрированных случаев закрытия дорог. Поэтому снежные обвалы и сход лавин являются основной причиной низкой пропускной способности горных дорог. Общее время закрытия государственных и региональных дорог по самым грубым подсчетам может составлять до 1500-2000 часов в год (Statens vegvesen, handbok 167, 1993).
Часть дорожной сети Норвегии проходит в рай онах, где очень трудно полностью обеспечить безопас ность дорожного движения из за снежных лавин. В по добных районах актуальными мерами безопасности могут быть, например, контролируемое проведение обвала и схода снежной лавины или периодическое за крытие дороги. Защита дорог от обвалов призвана уменьшить вероятность того, что дорога подвергается обвалу. Защита призвана свести до минимума ущерб дорожной сети и риск того, что участники дорожного движения могут попасть под снежный обвал или снеж ную лавину, которые нельзя предотвратить.
Описание используемых мероприятий
Мероприятия по защите дорог от снежных ла вин, снегозаносов, камнепадов и оползней следую щие (Toendel, 1977; Министерство транспорта, пост. стортинга 32, 1988-89):
прокладка трассы горных дорог в обход оползне вых участков местности, а также лавиноопасных участков и участков с возможными камнепадами и строительство тоннелей;
строительство снего и камнезащитных галерей, подпорных стен, возведение направляющих ва лов или снегозащитных щитов;
укрепление и закрепление горных склонов ме таллическими сетками или другими способами;
осуществление искусственно вызываемых снежных лавин или камнепадов;
предупреждение водителей об опасности схода снежных лавин и камнепадов, закрытие опасных участков горных дорог в периоды наиболее час того схода снежных лавин и камнепадов.
Влияние на аварийность
Оползней, снежных лавин и, камнепадов можно избежать, проложив трассу дороги на местности с устойчивыми грунтами и пологими горными склона ми, или построив тоннель. Риск дорожно-транспортных происшествий в тоннелях вне насе ленных пунктов приблизительно равен риску попасть в ДТП на дороге в светлое время суток. Риск попасть в ДТП в тоннелях, проходящих в населенных пунк тах меньше, чем риск оказаться в ДТП в светлое вре мя суток.
Строительство подпорных стен, лавинозащитных сооружений, установка снегозащитных щитов
Не было проведено ни одно исследование, кото рое показывало бы влияние на аварийность на гор ных дорогах строительства сооружений по защите от снежных лавин, камнепадов, подпорных стен для предупреждения оползневых явлений и установки снегозадерживающих щитов. Одно исследование, проведенное в США, по влиянию установки снего защитных щитов на высокогорных перевалах для защиты от снежных заносов и образования снежных сугробов на дорогах, показало, что количество ДТП при сильном ветре и снежных заносах уменьшилось на 10% на участках дорог, на которых снегозащит ные щиты были установлены на 50% их длины. (Таб лицы и оборудование, 1982 г.).
Укрепление горных склонов и установка предохраняющих сеток
На дорогах, которые опасны при камнепаде, проблему можно решить путем укрепления склонов гор или укладки сеток. Нет ни одного исследования, показывающего влияние подобных мер на дорожно-транспортные происшествия.
Контролируемый вызов схода снежных лавин и камнепадов
Эксперименты, проведенные в Норвегии (Toendel, 1977), показали, что путем контролируемых взрывов можно предупредить нежелательный сход снежных лавин. Осуществлению контролируемых снежных ла вин и камнепадов предшествует закрытие дорожного движения. Использование контролируемых мер в каче стве профилактических больше всего подходит для предупреждения схода снежных лавин и предусматри вает систематическую регистрацию степени опасности схода снежных лавин в лавиноопасных районах. Влия ние таких контролируемых мер на дорожно-транспортные происшествия не установлено.
Предупреждение об опасности схода снежных лавин или камнепадов
Степень опасности снежной лавины зависит от массы скопившегося снега, крутизны склона местно сти, ветрового и температурного режимов (Toendel, 1977). Можно заблаговременно предупреждать об опасности схода снежных лавин, используя инфор мацию о взаимосвязи между количеством схода снежных лавин и способствующими им факторами. Невозможно предупреждать каждый отдельный сход снежной лавины. Участки горных дорог, которые по многолетнему наблюдению особенно подвержены снежным лавинам, могут закрываться на период, ко гда наиболее высока вероятность схода снежных ла вин. Метеорологическая служба должна регулярно предупреждать об опасности схода снежных лавин. Влияние предупреждений об опасности схода снеж ных лавин или камнепадов на дорожно- транспортные происшествия не установлено.
Влияние на пропускную способность дорог
Снежные лавины, камнепады и оползни приво дят к необходимости закрытия проезда по горным дорогам. Эта мера вызывает большие задержки до рожного движения и причиняет его участникам ма териальный ущерб. Тендель (1977) на основании ис следований, проведенных в 1970 г. в нескольких коммунах Норвегии, получил следующие данные о задержке дорожного движения по причине схода снежных лавин (табл. 2.5.1).
Таблица 2.5.1. Влияние продолжительности закрытия дорог при снежных лавинах на задержки дорожного движения
Участки дорог
Количество снеж ных лавин
Общая продолжи тельность закрытия дороги
Единичная про должительности закрытия дороги
Общее время ожи дания для участни ков дорожного движения
Веблунгсне - Инфьюрен
24,5 ч.
0,5-17,5 ч.
5 555 ч.
Вольда - Хуннес
21,5 ч.
1,0-11,5 ч.
1 057 ч.
Квэнангсфьеллет
19,0 ч.
2,0-17,5 ч.
657 ч.
Лаксватн - Фагернес
17,0 ч.
2,0-10,0 ч.
3 140 ч.
Приведенные в табл.2.5.1 данные показывают большой разброс величин продолжительности закры тия дорог после схода снежных лавин. В среднем после каждой лавины дорога была закрыта около 5 часов. Задержки, которые возникают в этот период, зависят от интенсивности движения на дороге. Уча стники дорожного движения, которые прибывают на место сразу после схода снежной лавины, имеют максимальную задержку по времени. Участники до рожного движения, которые прибывают на место сразу после открытия дороги, задержки не имеют. Если прибытие участников дорожного движения на место схода снежной лавины разделить равномерно на весь период закрытия дороги, то общая задержка движения на дороге со среднегодовым суточным по током в 2000 авт/сут, при закрытии дороги на 5 часов после лавины, оценивалась бы в 1000 авт-ч (из 2000 автомобилей 420 прибывают на место лавины в пе риод, когда дорога закрыта; средняя задержка на один автомобиль составляет 2,5 часа).
Влияние на окружающую среду
Нет ни одного исследования, которое бы докумен тально подтверждало влияние на окружающую среду мер по обеспечению безопасности дорожного движения от схода снежных лавин или камнепадов. Участники дорожного движения на особо лавиноопасных участках горных дорог могут чувствовать себя увереннее, когда на дороге принимаются меры по предупреждению вне запного схода снежных лавин или камнепадов.
Затраты
Имеется ряд данных о размере затрат на меро приятия по обеспечению безопасности дорожного движения в лавиноопасных районах. Так, строитель ство дороги в тоннеле вне населенных пунктов стоит около 10-30 млн. крон за 1 км дороги (см. п. 1.19, безопасность тоннелей). Тендель (Toendel, 1977) оце нивает расходы на установку снегозащитных щитов до 850000-1000000 крон на гектар (цены 1975 г.). Фи зический объем мероприятий не известен. Расходы на обеспечение безопасности на всех лавиноопасных участках горных дорог Норвегии оцениваются в раз мере до 3,1 млрд. крон для государственных дорог и 2,2 млрд. крон для региональных дорог (Министер ство транспорта Норвегии, пост. стортинга 32, 1988-89).
Оценка эффективности затрат
Влияние мероприятий по обеспечению безопас ности движения на лавиноопасных участках горных дорог на количество дорожно-транспортных проис шествий и проезжаемость дорог недостаточно изуче но для того, чтобы сделать анализ выгоды от затрат. Общие годовые расходы в размере около 100 млн. крон на мероприятия по защите горных дорог от снежных лавин (в период 1990-93 гг.) оказывают пря мое воздействие на снижение количества ДТП из-за снежных лавин. Например, социально-экономические потери при дорожно-транспортных происшествиях со смертельным исходом из-за лавин составляют около 35 млн. крон в год. Мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на лавиноопасных участках могут также улучшить проезжаемость дорог. Например, если предотвратить закрытие дороги, приведшее к задержке дорожного движения, оцениваемой в 1000 авт-ч, то это даст эко номический эффект в размере 100000 крон.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление