Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. В настоящей главе рассматривается влияние на аварийность, пропускную способность дороги и окружающую среду мероприятий по совершенствованию организации




МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

В настоящей главе рассматривается влияние на аварийность, пропускную способность дороги и окружающую среду мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения. Рассматриваются следующие мероприятия:

  • оздоровление дорожного движения;
  • обустройство магистральных улиц и дорог населенных пунктов;
  • устройство пешеходных улиц и дорог;
  • благоустройство зон отдыха;
  • регулирование въезда на автомобильные магистрали;
  • регламентация преимущественного проезда на участке дороги;
  • регулирование обязанности уступить дорогу на пересечении;
  • регулирование обязательной остановки перед выездом на перекресток;
  • применение светофорного регулирования на пересечениях;
  • применение светофорного регулирования на пешеходных переходах;
  • введение ограничения скорости;
  • принудительное регулирование скорости движения;
  • устройство разметки проезжей части;
  • регулирование движения пешеходов и велосипедистов;
  • регулирование остановки и стоянки автомобилей;
  • устройство улиц с односторонним движением;
  • устройство реверсивных полос движения;
  • обустройство остановок общественного транспорта;
  • оперативное изменение маршрутов движения;
  • применение указателей и табло с изменяемой информацией;
  • обеспечение безопасности движения на железнодорожных переездах.

Ниже рассматриваются основные результаты научных исследований, касающихся влияния этих мероприятий на аварийность, пропускную способность дорог и окружающую среду. Основное внимание в этих исследованиях уделяется мероприятиям, позволяющим снизить аварийность на дорогах. Приводится также информация о затратах на реализацию данных мероприятий и об их социально-экономическом эффекте.


Направления научно-исследовательских работ


Объем научных исследований по изучению влияния мероприятий по организации дорожного движения на ДТП представлен количеством исследований по влиянию отдельных видов мероприятий, количеством результатов, полученных в результате этих исследований и размером статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях. В табл. 3.0.1 показан объем исследований по влиянию мероприятий по организации дорожного движения на аварийность.

Таблица 3.0.1. Количество исследований о влиянии мероприятий по организации дорожного движения на аварийность

Мероприятия Кол-во исследований Кол-во результатов Средневзвешенный статистический показатель
       
3.1. Оздоровление дорожного движения     8.728
3.2. Обустройство магистральных улиц и дорог населенных пунктов      
3.3. Устройство пешеходных улиц и дорог      
3.4. Благоустройство местных проездов и зон отдыха      
3.5. Регулирование начала движения      
3.6. Регламентация выездов на магистрали      
3.7. Регулирование обязанности уступать дорогу на перекрестках      
3.8. Регулирование обязательной остановки (стопа) на перекрестках      
3.9. Регулирование сигналами светофора на перекрестках      
3.10. Регулирование сигналами светофора в зоне пешеходных переходов      
3.11. Ограничения скорости      
3.12. Физическое регулирование скорости      
3.13. Дорожная разметка      
3.14. Регулирование движения пешеходов и велосипедистов      
3.15. Регулирование остановки и стоянки      
3.16. Регулирование одностороннего движения      
3.17. Зона движения с реверсивным регулированием      
3.18. Зона общественного транспорта и обеспечение безопасности остановок      
3.19. Динамическое регулирование выбора маршрута     -
3.20. Применение указателей и табло с изменяемой информацией      
3.20. Применение указателей и табло с изменяемой информацией      

Из табл. 3.0.1. видно, что большинство исследований посвящено изучению влияния устройства светофорного регулирования на пересечениях на аварийность. Другими мероприятиями, изучению которых посвящено относительно большое число исследований, являются: оздоровление дорожного движения, ограничение скорости, устройство дорожной разметки, светофорное регулирование движения пешеходов и велосипедистов и устройство специальных полос движения для городского общественного транспорта и обеспечение безопасности движения в зоне остановок общественного транспорта. Мероприятиями, влияние которых на ДТП мало исследовано, являются: устройство пешеходных улиц и дорог, благоустройство местных проездов и зон отдыха, оперативное регулирование выбора маршрута движения, регулирование движения знаками с переменной информацией. При подведении итогов исследований о влиянии перечисленных мероприятий, кроме оперативного регулирования выбора маршрута, был использован метод статистического анализа - метанализ.


Качество научных исследований


Качество выполненных исследований по влиянию рассматриваемых мероприятий на аварийность, неоднородно. Ниже приводится общая оценка, основывающаяся на критериях, приведенных в части I Справочника.

Анализ показал, что авторы недостаточно обоснованно выбирали участки дорог для проведения исследований по вопросу влияния на аварийность большинства проводимых мероприятий по организации дорожного движения. Очевидно, что выбор участков улиц и дорог для проведения исследований осуществлялся исходя из соображения удобства выполнения работ. Другими словами, выбор участков был продиктован уже имеющимися в распоряжении случайными данными, что и предопределило интерес к проведению исследования. Такой подход к выбору участков дорог не гарантирует статистической достоверности результатов исследований для тех участков дорог, где проведение этих мероприятий было бы характерным для всей дорожной сети страны в целом.

Исследования влияния на аварийность введения ограничения скорости движения, являются исключением из этого правила. Влияние ограничений скорости на ДТП во многих случаях исследовано для всей дорожной сети страны, что гарантирует достоверность данных для конкретного участка дорожной сети. Отдельные исследования, посвященные влиянию на аварийность устройства дорожной разметки, также охватывают большую часть дорожной сети, что служит гарантией достоверности результатов.

Количество статистических данных о ДТП, на которых основываются результаты исследований, меняется для разных видов мероприятий. Мероприятиями, количественная основа данных о ДТП которых может считаться относительно удовлетворительной для выводов, являются: оздоровление дорожного движения, регулирование въезда на автомобильные магистрали, светофорное регулирование движения на перекрестках, ограничения скорости и устройство дорожной разметки. Мероприятиями, реализованными на участках дорог, где количественная основа данных о ДТП для выводов является менее убедительной, являются: устройство пешеходных улиц и дорог и благоустройство местных проездов и зон отдыха, введение принудительного регулирования скорости, применение оперативного регулирования выбора маршрута движения и установка знаков с переменной информацией.

Большинство исследований базируется на анализе официально зарегистрированных ДТП. Это не исключает влияния на результаты недобросовестного заполнения карточек регистрации ДТП. Тем не менее, в исследованиях нет ссылок на источники данных о ДТП, на основании которых были получены результаты.

Богатый экспериментальный материал обеспечивает контроль за всеми другими обстоятельствами, кроме проводимого мероприятия, которые могут оказать влияние на количество ДТП. Надежный экспериментальный материал используется для исследования влияния на ДТП ограничений скорости и дорожной разметки. Хорошие квази-экспериментальные исследования были проведены по влиянию на аварийность оздоровления дорожного движения и устройства светофорного регулирования на перекрестках. В остальном, тот экспериментальный материал, который, главным образом, использовался, не гарантирует надежного учета влияния других факторов, которые могут повлиять на ДТП.

В некоторых случаях возникает возможность исследовать влияние определенных контрольных переменных величин на результаты исследования. Интенсивность дорожного движения является той контрольной переменной величиной, о которой чаще всего имеется достоверная информация. Указанные изменения количества ДТП не могут в большинстве случаев объясняться изменениями величины интенсивности движения.

Отличительной чертой применения мероприятий по организации дорожного движения является их локальный характер. Другими словами, они охватывают определенный перекресток, квартал города или другую четко ограниченную часть уличнодорожной сети. Некоторые исследователи утверждают, что организация дорожного движения не решает проблем, а лишь перемещает их в другое место. Очень немногие исследования по вопросу о том, как мероприятия по организации дорожного движения влияют на количество ДТП, поднимали проблему такого влияния. В большинстве случаев влияние было исследовано лишь в том месте, где введено определенное мероприятие по организации дорожного движения.

Мероприятия по организации дорожного движения преследуют цель изменить поведение участников дорожного движения. Чем больше изменений произойдет в их поведении, тем больше изменений, при определенных условиях, можно ожидать в количестве ДТП. Такая обратная связь была исследована при применении ряда мероприятий по организации дорожного движения, в том числе: обустройство автомобильных магистралей с учетом требований безопасности движения и охраны окружающей среды, введение ограничения скорости и принудительного регулирования скорости. Во всех этих мероприятиях была обнаружена относительно четкая взаимосвязь. Чем больше уменьшается скорость, тем больше снижается количество ДТП. И чем больше увеличивается скорость, тем больше возрастает количество ДТП.

В целом же толкование результатов выполненных исследований очень разнообразно. Более детальная информация о поведении участников дорожного движения во многих случаях могла бы дать лучшие возможности для объяснения отдельных результатов. Например, достаточно ли однозначно имеющиеся результаты объясняют тот факт, что разметка пешеходных переходов, без проведения других мероприятий, ведет к увеличению количества ДТП с пешеходами. Весьма вероятно, что объяснение этому заключено в изменении поведения участников дорожного движения. Разметка пешеходного перехода может привести к увеличению количества пешеходов, переходящих дорогу. Не все пешеходы используют зону перехода для пересечения дороги: те, кто переходят улицу вне зоны перехода, могут подвергнуться повышенному риску, особенно, если водители транспортных средств больше концентрируют свое внимание на зоне пешеходного перехода и меньше внимания обращают на пешеходов, переходящих дорогу в других местах. Тем более, что не все водители транспортных средств соблюдают правило, обязывающее их уступать дорогу пешеходам в зоне перехода. Но для такого утверждения не хватает систематизированной информации о поведении участников дорожного движения в зоне пешеходного перехода. Более детальная информация о поведении пешеходов и водителей в зоне пешеходного перехода способствовала бы объяснению: почему упомянутое выше мероприятие не оказало предполагаемого положительного влияния на снижение числа ДТП.


Влияние на аварийность


Мероприятия по организации дорожного движения имеют различное влияние на количество ДТП. Мероприятиями, которые позволяют уменьшить количество ДТП, являются: оздоровление дорожного движения, устройство пешеходных зон и улиц, устройство зон отдыха, регулирование въезда на автомобильные магистрали, установка знака обязательной остановки перед перекрестком, устройство светофорного регулирования на перекрестках, введение ограничения скорости и принудительного регулирования скорости, запрещение стоянки и остановки автомобилей, введение на улицах одностороннего движения, устройство уширения проезжей части для автобусов на остановках за счет обочины, применение знаков с переменной информацией и обеспечение безопасности движения на железнодорожных переездах.

Мероприятия, которые не имеют статистически обоснованного влияния на количество ДТП, включают в себя: регламентация преимущественного проезда на участке дороги, регулирование приоритета проезда на перекрестках, устройство светофоров в зоне пешеходных переходов, устройство разметки проезжей части, введение светофорного регулирования движения пешеходов и велосипедистов и устройство участков дорог с реверсивной полосой движения.

Мероприятия, которые могут привести к увеличению количества ДТП: применение режима мигания желтого сигнала светофора и разрешение правого поворота на красный свет, увеличение максимальной границы ограничения скорости, разметка пешеходных переходов без проведения других мероприятий, выделение специальных полос движения для городского общественного транспорта и регулирование стоянки и остановки автомобилей.

Различное влияние, которое мероприятия по организации дорожного движения оказывают на количество ДТП, означает, что целесообразность действующего мероприятия всегда должна оцениваться критически. Очевидно, что, если организация дорожного движения в качестве первостепенной задачи ставит цель повысить пропускную способность дорог или исправить режим движения транспортного потока (ослабление ограничения скорости, разрешение правого поворота на красный свет и т.д.), то оно не обязательно приведет к сокращению количества ДТП. Мероприятия по организации движения, которые направлены на снижение скорости или на облегчение управления автомобилем (снижение верхней границы ограничения скорости, введение одностороннего движения и т.д.), напротив, чаще всего ведут к уменьшению количества ДТП.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.