КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Терминологический аппарат
Источник – принципиально важные основания, начало существования педагогического явления. Классификация источников: 1) отражающие философские взгляды на проблему ценностей образования (философские источники); 2) характеризующие психологические основания выбора ценностей содержания образования (психологические источники); 3) отражающие общедидактические и методические подходы к конструированию аксиологического содержания образования (Общедидактические и методические (педагогические) источники). Философские источники: - сущность и функции культуры человеческого общества; - историко-культурные традиции; - этнический опыт граждан России в различные исторические периоды; - традиции, верования, современные СМИ и информационные технологии; - эстетические ценности художественной культуры. Особое внимание уделяется характеристике содержания, раскрывающего психологические источники: - потребности и интересы учащихся; динамика их развития в зависимости от прогресса, социальной ситуации и образовательной среды; - особенности восприятия младшими школьниками различных сторон действительности; - характеристика ведущей деятельности школьника; - характеристика мыслительной и речевой деятельности младшего школьника; - соотношение предметных, общеучебных и универсальных умений; - опыт общественного поведения. Общедидактические и методические источники: - приоритетность целей образования в современной школе; - преемственность и перспективность конструирования содержания образования; - специфика предметного содержания; - персонифицированность содержания образования. Факторы – существенные обстоятельства конструирования явления (в данном случае – содержания образования). Факторы образования - обстоятельства, определяющие меру совпадения достигаемых результатов с педагогическими и социальными целями. Существенные обстоятельства в современных условиях, влияющие на конструирование содержания образования:
Механизмы в образовательном процессе – система слаженных упорядоченных психолого-педагогических действий с целью реализации источников и факторов конструирования аксиологического содержания образования. Механизмы соответствуют этапам развития дидактического процесса: - «механизмы порождения» (постановка цели, мотива); - механизмы трансляции (законы внушения, учебный диалог, система доказательств); - механизмы включения (ситуация консультирования, педагогической помощи и коррекции); - механизмы обратной связи (самоконтроль и контроль). Факторы формирования содержания нравственного образования. Содержание нравственного образования школьников в современной общеобразовательной школе формируется под влиянием трех групп факторов: внешних, внутренних и личностных. Внешние факторы отражают влияние среды, государственной политики, идеологии и др. Они индифферентны к конкретной образовательной области и оказывают корректирующее влияние на содержание любой из них. Вместе с тем, среди внешних факторов особое внимание заслуживают те, которые непосредственно влияют на конструирование содержания нравственного образования школьников. К ним относится фактор приоритетности гражданско-патриотической и этической составляющей, интеграция во все образовательные области и учебные предметы комплекса достижений социально-гуманитарных наук с целью формирования российской идентичности как фундамента личности гражданина РФ. Для становления нравственной стороны личности школьника, освоения им культурного опыта человечества в рамках этики, морали, права, основ религии, весьма актуален анализ внутренних факторов, влияющих на отбор содержания нравственного воспитания индивида. К наиболее влиятельным факторам относятся следующие: - соблюдение и удержания баланса (согласования) четырех видов ценностей: общечеловеческих, национальных, групповых, индивидуальных; - направленность на социализацию учащихся – обеспечение соответствующим содержанием процесса становления социальных ролей, базовых коммуникативных компетенций; - определение содержания нравственно ценной деятельности, способствующей превращению знаний в мотивированные поступки и поведение. Существенное внимание при конструировании содержания нравственного образования должно быть уделено личностным факторам: - уровню и устойчивости мотивации к собственному нравственному развитию и готовность к самосовешенствованию; - уровень сформированности волевых черт характера; - духовно-нравственный потенциал взрослых участников образовательного процесса. Дополнительный материал: Актуальность темы исследования определяется также необходимостью анализа творческой роли человека в созидании духовной культуры. Решая эту проблему, С.И. Гессен полагал, что только свободный человек способен к … К понятию ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Из ГОСТ высшего проф. образования
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |