Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терминологический аппарат




Источник – принципиально важные основания, начало существования педагогического явления.

Классификация источников:

1) отражающие философские взгляды на проблему ценностей образования (философские источники);

2) характеризующие психологические основания выбора ценностей содержания образования (психологические источники);

3) отражающие общедидактические и методические подходы к конструированию аксиологического содержания образования (Общедидактические и методические (педагогические) источники).

Философские источники:

- сущность и функции культуры человеческого общества;

- историко-культурные традиции;

- этнический опыт граждан России в различные исторические периоды;

- традиции, верования, современные СМИ и информационные технологии;

- эстетические ценности художественной культуры.

Особое внимание уделяется характеристике содержания, раскрывающего психологические источники:

- потребности и интересы учащихся; динамика их развития в зависимости от прогресса, социальной ситуации и образовательной среды;

- особенности восприятия младшими школьниками различных сторон действительности;

- характеристика ведущей деятельности школьника;

- характеристика мыслительной и речевой деятельности младшего школьника;

- соотношение предметных, общеучебных и универсальных умений;

- опыт общественного поведения.

Общедидактические и методические источники:

- приоритетность целей образования в современной школе;

- преемственность и перспективность конструирования содержания образования;

- специфика предметного содержания;

- персонифицированность содержания образования.

Факторысущественные обстоятельства конструирования явления (в данном случае – содержания образования).

Факторы образования - обстоятельства, определяющие меру совпадения достигаемых результатов с педагогическими и социальными целями.

Существенные обстоятельства в современных условиях, влияющие на конструирование содержания образования:

  1. Изменения в базовой науке, появление новых научных знаний, принятых научным сообществом и не являющихся дискуссионными.
  2. Социальная ситуация развития системы образования, противоречия, возникшие в обществе, детском сообществе, в личности отдельного индивида, связанные с данной образовательной областью.
  3. Изменения в целях образования, касающиеся данной образовательной области.
  4. Требования государственного стандарта к данной предметной области.

 

Механизмы в образовательном процессе – система слаженных упорядоченных психолого-педагогических действий с целью реализации источников и факторов конструирования аксиологического содержания образования.

Механизмы соответствуют этапам развития дидактического процесса:

- «механизмы порождения» (постановка цели, мотива);

- механизмы трансляции (законы внушения, учебный диалог, система доказательств);

- механизмы включения (ситуация консультирования, педагогической помощи и коррекции);

- механизмы обратной связи (самоконтроль и контроль).

Факторы формирования содержания нравственного образования.

Содержание нравственного образования школьников в современной общеобразовательной школе формируется под влиянием трех групп факторов: внешних, внутренних и личностных.

Внешние факторы отражают влияние среды, государственной политики, идеологии и др. Они индифферентны к конкретной образовательной области и оказывают корректирующее влияние на содержание любой из них. Вместе с тем, среди внешних факторов особое внимание заслуживают те, которые непосредственно влияют на конструирование содержания нравственного образования школьников. К ним относится фактор приоритетности гражданско-патриотической и этической составляющей, интеграция во все образовательные области и учебные предметы комплекса достижений социально-гуманитарных наук с целью формирования российской идентичности как фундамента личности гражданина РФ.

Для становления нравственной стороны личности школьника, освоения им культурного опыта человечества в рамках этики, морали, права, основ религии, весьма актуален анализ внутренних факторов, влияющих на отбор содержания нравственного воспитания индивида. К наиболее влиятельным факторам относятся следующие:

- соблюдение и удержания баланса (согласования) четырех видов ценностей: общечеловеческих, национальных, групповых, индивидуальных;

- направленность на социализацию учащихся – обеспечение соответствующим содержанием процесса становления социальных ролей, базовых коммуникативных компетенций;

- определение содержания нравственно ценной деятельности, способствующей превращению знаний в мотивированные поступки и поведение.

Существенное внимание при конструировании содержания нравственного образования должно быть уделено личностным факторам:

- уровню и устойчивости мотивации к собственному нравственному развитию и готовность к самосовешенствованию;

- уровень сформированности волевых черт характера;

- духовно-нравственный потенциал взрослых участников образовательного процесса.

Дополнительный материал: Актуальность темы исследования определяется также необходимостью анализа творческой роли человека в созидании духовной культуры. Решая эту проблему, С.И. Гессен полагал, что только свободный человек способен к …

К понятию ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Из ГОСТ высшего проф. образования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.