Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с заголовком




Последовательность работы

Нужна включенность

Бывают и такие «глухие» читатели, которые внутренне не включаются в процесс чтения, а лишь пассивно запоминают материал, бездумно поглощают результаты чужого умственного труда, не прилагая усилий к их подлинному усвоению. Г. Лихтенберг: «Если при столкновении книги с головой раздается пустой звук, в этом не всегда виновата книга». Если бы книги могли чувствовать, общение со многими читателями оставило бы у них ощущение горечи.

ИДЕАЛЬНЫЙ УЧЕНИК всегда внутренне включен в процесс чтения, внимателен и активен.

Приступая к работе, он СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧУ сначала понять материал, отобрать наиболее существенное, затем запомнить это. Если сразу стараться запомнить текст, не проделав необходимой предварительной работы, то и понимание серьезно пострадает, и запоминание будет очень тяжелым – настоящей зубрежкой.

Вдумчивый ученик внимательно прочитает заголовок (и эпиграф).

У многих «неидеальных» школьников заголовки не пользуются большим вниманием и не только заголовки разделов, но и такие «мелочи», как названия книг и имена авторов. Чем младше школьники, тем отчетливее выражено это невнимание. Детский библиотекарь: второклассники прочли рассказ В. Драгунского «Денискины рассказы». На вопрос «Кто написал этот рассказ?» они уверенно отвечают: «Дениска. Ведь рассказы Денискины!»

Ознакомившись с заголовком, «ИЧ» не сразу переходит к самому тексту, а прежде спрашивает себя: «О чем пойдет речь? Что я уже знаю об этом?»

«Свистать всех наверх!» - команда дается всем имеющимся по этому вопросу знаниям. Девятиклассник, открывший в учебнике литературы страницу с заголовком «Лев Николаевич Толстой», может вспомнить, что в детстве он читал маленькие рассказы из «Азбуки» Толстого, что в младших классах он прочел рассказы «Прыжок», «Акула» и «Косточка», познакомился с историей Жилина и Костылина, а позже – с повестями «Казаки», «Детство», «Отрочество», с рассказом «После бала».

Некоторые произведения могли быть прочитаны вне программы, знакомы по постановкам, экранизациям.

Мобилизация прежних знаний дает возможность спросить себя: «Что мне предстоит узнать?» Может возникнуть предположение о том, что именно предстоит прочесть. Появляется СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ, необходимое, чтобы дальнейшие знания воспринимались активно и с интересом.

Остановка при чтении заглавия – вовсе не маленький шаг на пути постижения нового текста. Один из современных авторов: «Мы только тронули обложку, читаем незнакомое название и уже проделываем гигантскую работу, сопоставляя книжкино имя с целым миром прочтенных книг».

Коротенький и «сухой» заголовок учебного параграфа дает возможность перекинуть мостик от прежде усвоенных знаний к новым. Так, прочитав заголовок «Обособленные второстепенные члены предложения», школьник, во-первых, может вспомнить, какие он знает члены предложения, и какие из них главные, а какие второстепенные. Во-вторых, он может сообразить, что обособить – это значит отделить или выделить. Следовательно, может догадаться, что речь пойдет о том, по каким правилам отделяются или выделяются знаками препинания различные второстепенные члены предложения, когда их надо обособлять, а когда нет.

После такой «преднастройки» начинается чтение текста.

«Все ли понятно?»

Читая, «ИУ» все время спрашивает себя: все ли мне понятно? Многие не обращают внимания на непонятные слова и выражения в тексте, не задерживают на них свое внимание. Текст остается не понятым как следует, процент непонимания постепенно накапливается. «ИУ» выделяет в тексте все непонятные слова и выражения, выясняет их значение. Для этого он обращается к словарям и справочникам, дополнительной литературе или к старшим, которые могут дать разъяснения.

В «Книге о книге» Сергея Львова есть такой эпизод: он и его товарищ, будучи подростками, натолкнулись на слово «клепсидра» и потратили большое количество времени и сил, выясняя, «кто такая Клепсидра» (в Древней Греции так назывались водяные часы).

Отдать себе отчет в своем незнании или непонимании очень важно. Недаром великий философ античного мира Сократ любил повторять, что он знает о том, чего он не знает, а другие его сограждане не знают и этого.

Если не все понятно

Тексты учебника не всегда совершенны. Что-то бывает объяснено недостаточно полно или не объяснено совсем. Это, вероятно, оттого, что авторы, хорошо знающие свой предмет, не всегда могут учесть, насколько учащиеся еще не знают его.

У читающих могут возникнуть вопросы, на которые в учебнике нет прямого ответа. Чтобы найти этот ответ, «ИУ», осваивая материал, добавляет недостающие в нем смысловые звенья, опираясь на прежние знания или обращаясь к к дополнительным источникам информации или ко взрослым.

Информация не одинакова по степени важности, уже при первом чтении «ИУ» с карандашом в руках или просто «в уме» обдумывает материал и отбирает наиболее значимое, например, выделяет главную мысль, правило, закон.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.