КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глас шестой
Догматик 6-го гл. начинается также вопросной фразой, как и 3-го гласа:
Кто Тебе не ублажит Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего пречистаго рождества?
А далее, подобно 3-му гл., следует изложение причин, вызывающих «ублажение и воспевание» «Пречистой»: Безлетно бо от Отца возсиявый Сын Единородный; Той же от Тебе, Чистая, пройде, не изречено воплощься, естеством Бог сый, и естеством быв человек нас ради, не во двою лицу разделяемый но во двою естеству, неслитно познаваемый. Вслед засим делается молитвенное обращение:
Того моли, Чистая, Всеблаженная, помиловатися душам нашим. 1-я часть.
Схема: 1-я стр. Кто Тебе не ублажит 2-я» Пресвятая Дево; 3-я» кто ли не воспоет 4-я» Твоего пречистаго рождества.
2-я часть.
Схема: а) 5-я стр. безлетно бо 6-я» от Отца 7-я» = 3 поп. возсиявый 8-я» = 4» Сын Единородный.
Оба построения заканчиваются одинаково: 3 и 4-й попевками.
Схема: б) 9-я стр. = 5 поп. Той же от Тебе, 10-я» = 6» Чистыя, пройде, 11-я» = 4» не изречено воплощся, 12-я» = 7» естеством Бог сый, 13-я» = 5» и естеством быв 14-я» = 7» человек нас ради,
Шестистрочное построение, по тексту распадающиеся на два трехстрочных предложения, а по мелодии допускающее иное деление, т. е. на первое 4-х строчное и второе – 2-х строчное предложения в виду участия 7-й попевки, носящей явно каденциозный характер. Предпочтение должно быть оказано первому делению, находящему себе опору не только в тексте, но и в 4-й попевке, которая в вышеприведенных отделах догматика также служила каденцией.
Схема: в) 15-я стр. = 5 поп. не во двою лицу 16-я» = 1» разделяемый, 17-я» = 2+4» но во двою естеству, 18-я» = 4+8» неслитно познаваемый.
Начинает 5-й попевкой и заканчивает частью 4-й, этот отдел имеет большое сходство с отделом а). Его мелодическая самостоятельность выражается небольшой попевкой (8-й) в конце четвертой строки. Интересно отметить также симметричную двухколенность заключительных строк – 17-й и 18-й.
Схема средней части в ее целом (виде) следующая:
5 __________ а) 6 __________ 3 __________ 4 __________
5 __________________ 6 __________________ б) 4 __________________ 7 ____________ 5 ____________ 7 ____________
5 __________ 1 __________ в) 2+4 __________ 4+8 __________
Легко заметить изящную стройность формы, поражающей соразмерностью крайних отделов, которые окружают собой не менее изящную середину.
3-я часть.[5]
Схема заключительной части догматика:
19-я стр. 9 поп. Того моли, 20-я» 10» Чистая, Всеблаженная, 21-я а) 11» помиловатися 21-я б) 12» душам нашим.
(Все попевки – новые). Форма же в ее целом виде будет такая:
1-я часть. Попевка 1-я __________ 2-я __________ 3-я __________ 4-я __________
а) 5-я ____________ 6-я ____________ 3-я ____________ 4-я ____________
б) 5-я ___________ 6-я ___________ 4-я ___________ 2-я часть. 7-я __________________ 5-я __________________ 7-я __________________
в) 5-я _____________ 1-я _____________ 2+4 _____________ 4+8 _____________
3-я часть. 9-я _____________ 10-я _____________ 11-я _____________ 12-я _____________
Особенность рассмотренной формы состоит прежде всего в том, что ее заключительная часть (равная 1-й) построена из попевок, ранее не встречавшихся. Как известно уже, в заключении гласов 1, 3 новые попевки применялись рядом с прежде появившимися. Исключение составлял глас второй, сходство с которым гласа 6-го в этом отношении и должно быть отмечено. Второй отличительной чертой формы 6-го гл. от прочих трехчастных же форм (в 1, 2, 3 и 5-м гл.) служит служит конструкция средней части, схемы которых таковы:
1 гл. 2 гл. 3 гл. 5 гл.
Тогда как в 6-м гл.:
Сходство в принципе построения 1-й и 3-й части, замечаемое между 2 и 6 гл., а также факт заимствования попевок (см. выше), как будто служат основанием к утверждению соответствия этих гласов. Но сила такого основания лишь кажущаяся. На самом деле. 1) Заимствование наблюдается и в таких гласах (3 и 4 или 1 и 4-м же), о соответствии которых нет и речи. 2) 12-ть попевок имеет, кроме 6 гл., еще догматик 4-го гласа, тоже не из числа соответственных 3) Формы 2 и 6 гласов в своих деталях обнаруживают резкое несходство. Вся средняя часть 2-го гласа полна новых попевок, тогда как в 6-м гл. последние чередуются со всеми четырьмя из первой части. Во втором гласе нет попевок, характеризующих отдельные части общей формы, между тем как в 6-м гл. такое значение имеют: 5-я попевка, как начальная и 4-я – как каденциальная в подотделах средней части догматика. Общее свойство формы догматика 6 гл. – это ее поразительная стройность, изящество и гармоничность частей. В этом отношении 6-й гл. равен 2-му и 5-му, догматики которых отличаются образцовой симметричностью и красотой.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |