Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глас шестой




 

Догматик 6-го гл. начинается также вопросной фразой, как и 3-го гласа:

 

Кто Тебе не ублажит Пресвятая Дево?

Кто ли не воспоет Твоего пречистаго рождества?

 

А далее, подобно 3-му гл., следует изложение причин, вызывающих «ублажение и воспевание» «Пречистой»:

Безлетно бо от Отца

возсиявый Сын Единородный;

Той же от Тебе, Чистая, пройде,

не изречено воплощься,

естеством Бог сый,

и естеством быв человек нас ради,

не во двою лицу разделяемый

но во двою естеству, неслитно познаваемый.

Вслед засим делается молитвенное обращение:

 

Того моли, Чистая, Всеблаженная,

помиловатися душам нашим.

1-я часть.

 

Схема: 1-я стр. Кто Тебе не ублажит

2-я» Пресвятая Дево;

3-я» кто ли не воспоет

4-я» Твоего пречистаго рождества.

 

2-я часть.

 

 

Схема: а) 5-я стр. безлетно бо

6-я» от Отца

7-я» = 3 поп. возсиявый

8-я» = 4» Сын Единородный.

 

Оба построения заканчиваются одинаково: 3 и 4-й попевками.

 

 

 

Схема: б) 9-я стр. = 5 поп. Той же от Тебе,

10-я» = 6» Чистыя, пройде,

11-я» = 4» не изречено воплощся,

12-я» = 7» естеством Бог сый,

13-я» = 5» и естеством быв

14-я» = 7» человек нас ради,

 

Шестистрочное построение, по тексту распадающиеся на два трехстрочных предложения, а по мелодии допускающее иное деление, т. е. на первое 4-х строчное и второе – 2-х строчное предложения в виду участия 7-й попевки, носящей явно каденциозный характер. Предпочтение должно быть оказано первому делению, находящему себе опору не только в тексте, но и в 4-й попевке, которая в вышеприведенных отделах догматика также служила каденцией.

 

 

 

Схема: в) 15-я стр. = 5 поп. не во двою лицу

16-я» = 1» разделяемый,

17-я» = 2+4» но во двою естеству,

18-я» = 4+8» неслитно познаваемый.

 

Начинает 5-й попевкой и заканчивает частью 4-й, этот отдел имеет большое сходство с отделом а). Его мелодическая самостоятельность выражается небольшой попевкой (8-й) в конце четвертой строки. Интересно отметить также симметричную двухколенность заключительных строк – 17-й и 18-й.

 

Схема средней части в ее целом (виде) следующая:

 

 
 


5 __________

а) 6 __________

3 __________

4 __________

 

5 __________________

6 __________________

б) 4 __________________

7 ____________

5 ____________

7 ____________

 

5 __________

1 __________

в) 2+4 __________

4+8 __________

 

 

Легко заметить изящную стройность формы, поражающей соразмерностью крайних отделов, которые окружают собой не менее изящную середину.

 

3-я часть.[5]

 

 

 

Схема заключительной части догматика:

 

19-я стр. 9 поп. Того моли,

20-я» 10» Чистая, Всеблаженная,

21-я а) 11» помиловатися

21-я б) 12» душам нашим.

 

(Все попевки – новые).

Форма же в ее целом виде будет такая:

 

1-я часть. Попевка 1-я __________

2-я __________

3-я __________

4-я __________

 

а) 5-я ____________

6-я ____________

3-я ____________

4-я ____________

 

б) 5-я ___________

6-я ___________

4-я ___________

2-я часть.

7-я __________________

5-я __________________

7-я __________________

 

в) 5-я _____________

1-я _____________

2+4 _____________

4+8 _____________

 

3-я часть. 9-я _____________

10-я _____________

11-я _____________

12-я _____________

 

Особенность рассмотренной формы состоит прежде всего в том, что ее заключительная часть (равная 1-й) построена из попевок, ранее не встречавшихся. Как известно уже, в заключении гласов 1, 3 новые попевки применялись рядом с прежде появившимися. Исключение составлял глас второй, сходство с которым гласа 6-го в этом отношении и должно быть отмечено.

Второй отличительной чертой формы 6-го гл. от прочих трехчастных же форм (в 1, 2, 3 и 5-м гл.) служит служит конструкция средней части, схемы которых таковы:

 

 

1 гл. 2 гл. 3 гл. 5 гл.

                         
       
 
       
 
       
 
   
 
       
 
       
 
       
 
       
 
   
 
 
 
   
 
   
 
   

 


Тогда как в 6-м гл.:

             
   
 
 
 
 
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Сходство в принципе построения 1-й и 3-й части, замечаемое между 2 и 6 гл., а также факт заимствования попевок (см. выше), как будто служат основанием к утверждению соответствия этих гласов. Но сила такого основания лишь кажущаяся. На самом деле.

1) Заимствование наблюдается и в таких гласах (3 и 4 или 1 и 4-м же), о соответствии которых нет и речи.

2) 12-ть попевок имеет, кроме 6 гл., еще догматик 4-го гласа, тоже не из числа соответственных

3) Формы 2 и 6 гласов в своих деталях обнаруживают резкое несходство. Вся средняя часть 2-го гласа полна новых попевок, тогда как в 6-м гл. последние чередуются со всеми четырьмя из первой части. Во втором гласе нет попевок, характеризующих отдельные части общей формы, между тем как в 6-м гл. такое значение имеют: 5-я попевка, как начальная и 4-я – как каденциальная в подотделах средней части догматика.

Общее свойство формы догматика 6 гл. – это ее поразительная стройность, изящество и гармоничность частей. В этом отношении 6-й гл. равен 2-му и 5-му, догматики которых отличаются образцовой симметричностью и красотой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.