Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глас седьмой




 

 

Схема: 1-я поп. Мати убо позналася еси,

2-я» паче естества, Богородице:

3-я» пребыла же еси Дева,

4-я» паче слова и разума;

1-я» и чудесе рождества Твоего

5-я» сказати язык не может.

 

 

 

Схема: 3-я поп. Преславну бо сущу

5-я» зачатию, Чистая,

1-я» непостижен есть

5-я» образ рождения:

3-я» идеже бо хощет Бог,

2-я» побеждается естества чин.

 

 

Схема: 1-я поп. Тем же Тя вси,

5-я» Матерь Божию ведуще,

3-я» молимтися прилежно,

5-я» моли спастися душам нашим.

 

Сводя в целое чертежи отдельных частей, получаем:

 

1-я часть: Попевки: 1-я ____________

2-я ____________

3-я ____________

4-я ____________

1-я ____________

5-я ____________

 

2-я часть:» 3-я ____________

5-я ____________

1-я ____________

5-я ____________

3-я ____________

2-я ____________

 

3-я часть:» 1-я ____________

5-я ____________

3-я ____________

5-я ____________

 

На 16-ть мелодических строк имеется всего только пять попевок; в этом смысле 7-й глас – кратчайший из всех прочих гласов.

Интересно то, что попевки расположены во всем догматике парами. Наибольшее число повторений падает на 5-ю попевку, в соединении ее то с 1-й, то с 3-й. Комбинация попевок 1 и 5-й замечательна в том отношении, что она занимает последовательно места: заключения в первой части догматика, середины – во второй, и начала – в третьей. Благодаря этому, общая форма образует двойной ряд попевок, как бы перевитых спиралей, причем в одной спирали преобладает колорит 1-й попевки в ее соединении с 5-й (и однажды со 2-й), а в другой – колорит попевки 3-й, в соединении ее со всеми прочими попевками.

 

 

Эта особенность формы сообщает ей чрезвычайную оригинальность и выделяет ее из среды других форм. Нельзя не поразиться остроумием и находчивостью составителя этой мелодии, _) так искусно использовавшего и ограниченное количество попевок и однообразие их двухстрочного построения. Исчерпавши весь мелодический материал в первой же части догматика, составитель его сумел, - не прибегая ни к сложным построениям, ни к новым попевкам, - так скомбинировать имеющиеся в их распоряжении 5 попевок, что в форме средней и заключительной частей получилась очень интересная, хотя и крайне простая, система чередований, а именно:

 

 
 


3 _______________

5 _______________

1 _______________

5 _______________

3 ______________

2 ______________

 

1 _______________

5 _______________

3 ___________________

5 ___________________

 

 

Началом средней части, концом и заключительной является одна и таже комбинация: 3 и 5-й попевок; ближайшими к ним – 1 и 5-я попевки, которые окружают собой центральную группу попевок 3 и 2-ой. Все здесь так ясно и прозрачно, а вместе с тем так стройно и гармонично, что впечатление от формы создается невольно самое лучшее.

Будучи трехчастной, форма разбираемого догматика вполне своеобразна в ряду прочих трехчастных же форм (1, 2, 3, 5 и 6 гл.), так как в ней применена исключительно система двухстрочных построений, тогда как в других догматиках таковая встречается лишь в виде исключения, при явном преобладании трех- и четырехстрочных построений.

Надо отметить и то обстоятельство, что догматик 7 гл., краткий по числу попевок, очевидно оказал свое влияние на Киевский роспев, мелодия которого на «Господи воззвах» - одна из кратчайших среди прочих гласовых мелодий на тот же текст. Соответствие гласов 3-го и 7-го, формой обычного напева не отрицается (см. Гл. III, 8), подтверждения себе в форме догматиков не находит. Различно в них не только число попевок (8 в 3-м гласе и 5 – в 7-м), ни и система чередований, что особенно важно, так как отсюда именно в мелодии и создаются характерные черты и особенности. Форма в целом также свидетельствует об отсутствии родства между гласами, что легко усмотреть из схем.

 

Схема 3 гл. Схема 7 гл.

1 __________ 1 __________

2 __________ 2 __________

3 __________ 3 __________

4 __________ 4 __________

5 __________ 1 __________

6 __________ 5 __________

5 __________ 3 __________

4 __________ 5 __________

7 __________________ 1 __________

4 __________________ 5 __________

1 __________ 3 __________

5-6 __________ 2 __________

3 __________ 1 _______________

4 __________ 5 _______________

1 __________ 3 __________

6 __________ 5 __________

3-1__________

8 (____)

3-6__________

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.