![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глас пятый
Подобно догматику 2-го гласа, Богородичен 5-го гласа построен на сопоставлении образов ветхозаветных с событиями Нового завета. Отсюда полное сходство формы текста обоих догматиков. Отдельных частей – три.
1-я часть:
Схема – трехстрочная, еще ни разу доселе не встреченная:
1-я стр. В чермнем мори 2-я» неискусобрачныя Невесты 3-я» образ написася иногда.
Во второй части (средней) содержится три сопоставления образов:
а) Тамо Моисей, разделитель воды; Зде же Гавриил, служитель чудесе. б) Тогда глубину шествова не мокренно Израиль: ныне же Христа роди безсеменно Дева. в) Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно: Непорочная по рождестве Эммануилеве пребысть нетленна.
Схема: 4-я стр. = 2 поп. Тамо Моисей 5-я» = 3» разделитель воды 6-я» = 2» зде жеГавриил, 7-я» = 3» служитель чудесе.
(два одинаковых и повторенных предложения)
Снова четырехстрочное построение:
8-я стр. = 2 поп. Тогда глубину 9-я» = 3» шествова не мокренно Израиль: 10-я» = 2» ныне же Христа роди 11-я» = 4-й поп. безсеменно Дева.
(Два же предложения, причем первое из них того же содержания, что и прежние, а второе – имеет свою каденцию в виде особой попевки).
Шестистрочное построение, распадающееся на два предложения:
12-я стр. = 5 поп. Море 13-я» = 6+3 поп. по прошествии Израилеве 14-я» = 4» пребысть непроходно: 15-я» = 2» Непорочная 16-я» = 2 (вар.) по рождестве Эммануилеве 17-я» = 4» пребысть нетленна.
Вся средняя часть догматика имеет в общем такую форму:
3» __________ 2» __________ 3» __________
3» __________ 2» __________ 4» __________
6+3» __________ 4» __________ 2» __________ 2 вар. __________ 4» __________ (Здесь – хотя и два, по внешности, разных построения (2-х и 3-х строчные), по существу совершенно уравновешивающихся, т. к. каждое заключает по одному и тому количеству попевок: 2, 3 и 4-ю в первом, и 5, 6 и 4-ю – во втором. Заключение обоих отделов 4-ой попевкой подтверждает это положение.)
3-я часть.
Схема: 18-я стр. = 7 поп. Сый и прежде сый, 19-я» = 2» явлейся яко человек 20-я» = 8» Боже, помилуй нас.
(То же построение, что и в 1-й части.)
Итак, форма догматика в целом такова:
1 часть 2-я» __________ 3-я» ___________________
2-я» __________ 3-я» __________ 2-я» __________ 3-я» __________
2-я» __________ 3-я» __________ 2 часть 2-я» __________ 4-я» __________
5-я» __________ 6+3» __________ 4-я» __________ 2-я» __________ 2 вар. __________ 4-я поп. __________
3 часть 2-я» __________ 8-я» ____________________
Форма – трехчастная, как в догматике 1, 2 и 3-го гл., но заключающая в себе черты особые, вполне своеобразные. К таковым следует отнести прежде всего трехстрочное построение, впервые только в настоящем догматике примененное. Как видно, это построение дано первой и третьей частям общей формы. Оригинальность такого приема тем заметнее, что он касается наиболее выпуклых частей целого. Та же трехстрочность имеется и в средней, - уравновешенная парностью фраз, в которых она применена. Что касается более обычного – четырехстрочного построения, то оно в данном Богородичне в свою очередь типично, во-первых тем, что в нем имеется повторение двух вполне схожих предложений, (прием еще не известный по прежним образцам); во-вторых тем, что в нем строго проведен принцип той же парности, какой и относительно трехстрочных построений. Вообще, в форме догматика бросается в глаза необыкновенность, точность и симметричность в соотношении частей: каждая из них стоит не особняком, а непременно имеет свою ответную фразу. Так, напр., началу отвечает заключение (то и другое – трехстрочное), первое «сопоставление образов» - второму, оба вместе – третьему, которое само по себе построено по той же схеме взаимно отвечающих друг другу фраз (трехстрочных) и т. п. Возвращаясь к мысли о соответствии гласов (1-го – 5-му и т. д.)[3], из сопоставления формы догматиков 1-го и 5-го гласов видим, что такое соответствие не подтверждается в большом знаменном распеве так же, как это было и в прочих распевах[4].
Схема 1 гл. 1 __________ Схема 5 гл. 1 ________ 2 __________ а) 2 ________ а) 3 __________ 3 ________________ 4 __________ 5 _______________ б) 2 _________ 6 _______________ 3 _________ 2 __________ б) 6 ____________ 3 __________ 7 ____________ 2 _________ 1 ____________ 3 _________ 2 ________________ 2 _________ 5 ________________ 4 _________ 4 ________________ 5 ________ 6+3 ________ 6 __________ 4 ________ 7 __________ 2 ________ 5 ________________ 2 ________ 4 ________________ 4 ________
8 __________ 7 ________ в) 1 __________ в) 2 ________ 5 ________________ 8 ________________ 4 ________________
1) Число строк в главных частях – начальной и заключительной – совершенно различно: 6 и 4 – в 1-м гласе, и ровно по три – в 5-м гласе. 2) шестистрочному построению первой половины в средней части 1 гл. отвечает – четырехстрочное, тогда как в 5-м гл. идет ряд парных построений, 2-х и 3-х строчного типа. Принцип в чередовании попевок в том и другом гласе также неодинаков: напр. комбинация 5 и 4-ой попевок в 1-м гласе носит каденциальный характер в средней и заключительной частях (но не в первой); между тем как в 5-м гласе этот характер придан одной 4-й попевке, но при этом исключительно для средней части догматика. Или: 6 и 7-я попевки 1-го гласа явно подчеркивают начала отделов средней части, тогда как в 5-м гласе ни одна из попевок такого значения не имеет. С другой стороны, у догматика 5 гл. гораздо больше точек соприкосновения по форме с 2-м гласом, чем с 1-м. На самом деле.
Схема 2 гл. а) 1 _________ 2 _________
б) 3 ___________________ 4 _________ 2 ___________________ 6 _________
7 _________ 8 ___________________ 1 _________ 10 ___________________
в) 11 ___________ 12 ___________
Главная часть здесь так же строго-соразмерна, как и в 5 гл. Тоже наблюдается и относительно построения средней части. Оба эти догматика, будучи одинаково стройны и изящны по своим формам, и в этом отношении превосходя собой 1-й глас, - в тоже время обнаруживают глубокое различие – и взаимное по отношению к 1-му гласу – по тем приемам, какие применены в них касательно попевок, их чередования, каденциального значения, ответности и т. д. Таким образом, гораздо больше оснований говорить о самостоятельности, богатстве и разнообразии гласов, чем о их сходстве и родстве. И эти свойства в сущности более увеличивают достоинства нашего церковного пения, чем мысль о соответствии гласов.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |