Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глас первый




Формы догматиков большего Знаменного распева.

Формы русского церковного пения.

А. Никольский.

В мелодии догматика — 20 строк; из них мелодически-самостоятельных всего только 9. Эти последние — суть так называемые «попевки» гласовые, т. е. строки, составляющие подлин­ное содержание данной мелодии, и вместе с тем характеризующие собою известный глас и в нем только употребляющиеся.

 

 

 

 

 

Приступая к описанию формы данной мелодии, разберем сначала самый текст догматика. Это необходимо потому, что в церковном пении текст, как нечто неотделимое от музыки, оказывает весьма сильное влияние на форму песнопения.

Текст догматика имеет следующее построение.

 

В первой части его содержится призыв верующих «воспеть» Mapию Деву:

 

Bcемирную славу,

От человек прозябшую,

И Владыку рождшую,

Небесную дверь

Воспоим Mapию Деву —

Безплотных песнь

И верных удобрение!..

 

Далее излагаются те основания, которые побуждают нас к воспеванию Пречистой Богородицы:

 

Сия бо явися

Небо и храм Божества;

Сия преграждение

Вражды разрушивши,

Мир введе

И царствие отверзе,

Сию убо имуще

Веры утверждение,

Поборника имамы

Из нея рождшагося Господа.

Наконец, делается горячий призыв:

Дерзайте убо,

Дерзайте, людие Божии!!

Ибо Той победит враги,

Яко всесилен.

 

Таким образом песнопение должно в соответствии тексту, иметь так же трехстрочное построение.

Такова-ли форма песнопения, покажет анализ его. Первая часть текста изложена в мелодии догматика 6-ю строками, причем заключением этого отдела служить комбинация из 4-ой и 5-ой попевок, которая — как увидим далее — является очень важным фактором в установлении формы целого.

 

1-я стр. Всемирную славу

2-я» Отчеловек прозябшую

3-я» И Владыку рождшую

4-я» Небесную дверь воспоим Марию Деву,

5-я» Безплотных песнь

6-я» = 4. И верных удобрение

 

Вторая часть текста в музыкальном изложении распалась на два подотдела, следующим образом:

 

а) 7-я стр. (6 попевка) Сиябо явися

8-я» (7) Небо и храм Божества;

9-я» = 1 попевка Сия преграждение

10-я» = 2» Вражды разрушивши,

11-я» = 5» Мир введе

12-я» = 4» И царства отверзе.

б) 13-я стр. = 7-й (6) Сия убо имуще

14-я» = 8-й (7) Bеры утверждение,

15-я» = 5-й Поборника имамы

16-я» = 4-й Из Нея рождшагося Господа

 

Начало средней части догматика отмечено появлением новых попевок, 6-ой и 7-ой. А каждый подотдел этой части заканчивается той же комбинацией 5 и 4-ой попевок, о которой выше было сделано указание. Совершенно очевидно, что этой комбинации намеренно и сознательно придано значение «рубежа», разграничивающим отдельные части общей мелодии, одну от другой.

По содержанию своему средняя часть мелодии заключает в себе попевки первой части, с добавлением новых двух — 6-й и 7-ой попевок, начинающих собою эту часть Замечательно, что обе они в дальнейшем изложении опять встречаются, как начало следующего подотдела мелодии. Это обстоятельство на­водить на мысль, что вообще появление новых попевок означает начало новой же части песнопения. Эта догадка подтвер­ждается и в дальнейшем.

Заключение догматика, состоящее из 4-х строка, содержит в себе две попевки, еще не появлявшихся — 8-ю и 9-ю, а также и известную уже комбинацию из 5 и 4 попевок., в качестве каданса.

 

17-я стр. = 8-й попевки Дерзайте, убо

18-я» = 9-й» Дерзайте, людие Божии

19-я» = 5» Ибо Той победит враги,

20-я» = 4» Яко всесилен.

 

Итак, схематически полная форма догматика такова:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.