Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Тем же, Мати Дево Владычице, Тою моли спастися душам православно Богородицу исповедающих Тя




I. «Како не дивимся богомужному рождеству Твоему, Пречестная?!

Глас третий.

 

II. Искушения бо мужескаго не приемши, всенепорочная, родила ecu без отца Сына плотию, (Сына) прежде век от Отца рожденнаго без матере, никакоже претерпевшаго (от рождения) изменения, или смешения, или разделения, но обою существу свойство цело сохраншаго.

 

Первая часть текста изложена в мелодии так:

 

 

 

Итак, вступительная часть догматика заключает в себе 4 строки — попевки:

 

 

1-я стр. како

2-я» не дивимся

3-я» богомужному рождеству Твоему.

4-я» пречестная

 

 

 

Этот отдел – первый из средней части догматика, как видно, состоит также из 4-х строк, заканчиваясь подобно 1-й части – 4-ой попевкой (вариан.):

 

 

 

 

 

 

Второй отдел средней части состоит из 8-ми строк, заключающих в себе одну новую попевку 7-ю (в начале отдела), и пять ранее встречавшихся (1, 3, 4, 5 и 6-ю):

 

 

 

Возможно придать этой форме и другой, более упрощенный вид, сливая в одну строку 10 11-ю, а также 13 и 14 строки, т. е.

 

 

 

И в той и другой схеме равно бросается в глаза участие 4-ой попевки, отграничивающей один подотдел от другого. Единство же отдела отмечается тем, что в его начале есть новая попевка (7-я), далее уже не применяемая.

 

 

 

Форма последней части догматика слагается так:

 

 

 

 

Нечетное число строк получилось, благодаря вставке небольшой новой строки – попевки 8-й, указующей на то, что мы имеем дело с особой частью песнопения (хотя попевка и не стоит в начале отдела).

Итак, схема целого догматика такова.

 

 

 

Вновь трехчастное построение, но со своими характерными подробностями. По примеру 1-го гл., новыми попевками отмечен каждый существенный отдел песнопения; но конечная попевка не одна, а две (4-я в первой и средней частях, и 6-я — в заключительной). Различие со 2-м гласом не только в роли попевок (во 2-м гласе эта роль исключена), но и в форме средней части, а именно: два четырехстрочных от­дела этой части в 3-м гласе разделены вставкой двухколен­ной фразы, чего во 2-м гл. совсем не имеется.

 

Можно указать еще и на частое применение в 3-м гласе 1-й попевки (встречается 4 раза), невольно отмечаемое слухом, тогда как в догматиках 1 и 2 гласов особого предпочтения первой попевке не оказывается (встречается только дважды). Так же по 4 раза употреблены попевки 3, 4 и 6-я; а 5-я трижды; 2-я, 7 и 8-я — по 1 разу. Это неоднократное повторение большинства попевок придает общей мелодии, несмотря на ее длину (23 строка),— единство и сжатость.

В 1-мъ гласе частое повторение выпало на долю 4-ой попевки (5 раз) и 5-ой (4 раза); попевки 1, 2, 6 и 7 повто­рены по два раза. 3, 8 и 9-я — по одному. Ограниченное количе­ство повторяемых попевок в догматике 1 гл. служит при­чиной того, что он производит впечатление большого мелодического разнообразия, чем 3 гл.

Во 2-м гласе повторяется только попевка 1 и 2-я (по 2 раза); при общей краткости догматика нет и особой нужды в большем числе повторений.

Неодинаковость повторений, при равном почти количестве попевок (в 1 и 2-м гл.— по 9-ти, в 3-м гл.— 8), доказывает с одной стороны отсутствие шаблона, с другой — налич­ность своеобразных черт каждого из гласов.

Это обстоятельство имеет особую цену при определении (см. ниже) законов осмогласия и выяснении того, что в сущно­сти представляет собой понятие «глас» вообще.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.