Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 35 страница




 

 

Вслед за совершением Проскомидии Св. Церковь приготовляет верующих к достойному присутствию при совершении Таинства Причащения. Приготовить верующих, напомнить им о жизни и страдании Иисуса Христа, разъяснить, как и почему были и могут быть спасительны жизнь и страдания Спасителя — составляет цель и главный предмет содержания второй части Литургии — Литургии оглашенных. Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных потому, что при совершении ее в древности присутствовали и оглашенные (“наставляемые”), т.е. готовящиеся к принятию Св. Крещения, и кающиеся, а также отлученные от Св. Причащения [77]).

Как же достигается эта цель Литургии? Чтобы понять последующий ответ на этот вопрос, необходимо твердо запомнить, что главный предмет раскрывается на Литургии тремя способами, друг друга дополняющими: вслух читаемыми и поемыми молитвами; наблюдаемыми действиями и священными процессиями и тайными, недоступными для внешнего наблюдения молитвами священника. И там и здесь, и вслух произносимых, и в тайных молитвах напоминается верующим о свойстве христианской молитвы, о различных благодеяниях Божьих к людям и о главнейшем из них — явлении Спасителя; затем напоминается о качествах, которыми должны отличаться верующие в Иисуса Христа, и испрашиваются благодатные милости к храму и молящимся в нем. Здесь же, на Литургии оглашенных, верующие приглашаются особенно усердно помолиться за Государя, за умерших ближних, а также за лиц, еще не обратившихся в христианство. Обративши еще раз внимание на присутствие в составе Литургии “тайных” молитв священника и на необходимость принимать их во внимание при ознакомлении с содержанием Литургии, перейдем к последовательному раскрытию содержания Литургии.

 

 

Совершивши проскомидию, священник с распростертыми руками молится Господу о ниспослании на священнослужителей Св. Духа; чтобы Св. Дух “сошел и вселился в него,” и чтобы Господь отверз уста их возвестить хвалу Ему (см. рис. 223, л. 56).

Диакон, получив от священника благословение, выходит из алтаря, становится на амвон и громко произносит: “Благослови, владыко.” Это значит: “благослови, владыко, начать службу и собравшимся в храме людям участвовать в молитвенном прославлении Бога.” В ответ на возглас диакона, священник, творя над Престолом Евангелием образ креста, возглашает: “Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков” (рис. № 224, л. 56). Вот первое проявление хвалы Господу, выливающееся из уст священника.

Затем диакон произносит великую ектению, в которой подробно перечисляются христианские нужды и лица, за которые мы молимся, и перечисляются наши прошения к Господу (§ 56). Не безучастным к общей молитве остается и священник в алтаре. Он тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нам людей, и исполнил бы их щедрот своих и богатой милости. оканчивается эта молитва возгласом: “яко подобает Тебе всякая слава”… (§ 61).

Чтобы усилить благоговейное упование на Господа, сообщаемое молящимся великой ектенией, Св. Церковь пользуется 102 и 145 псалмами пророка Давида, в которых художественными, поэтическими чертами изображены благодеяния Господа народу еврейскому. Устами и словами Св. Пророка Давида Церковь приглашает сердце христианина благословить Господа (“благослови, душе моя, Господа”…), очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие и полезные наши желания, избавляющего от истления живот (жизнь) наш, указавшего путь сынам еврейским в момент выхода их из Египта. В этих псалмах Господь называется “щедрым, милостивым, долготерпеливым и многомилостивым”… “хранящим истину в век, творящим суд обидимым, дающим пищу алчущим, любящим праведников, приемлющим сирот и вдов, и погубляющим путь грешных.” Так как эти два псалма изображают благодеяния Божии роду человеческому, то потому (отчасти) они и называются “изобразительными,” а так как они поются попеременно на двух клиросах, то называются еще и антифонами. В двунадесятые праздники изобразительные антифоны не поются, а вместо них поются особые “новозаветные стихи,” в которых изображаются благодеяния роду человеческому не в Ветхом, а в Новом Завете. К каждому стиху праздничных антифонов прибавляется припев, смотря по характеру праздника: в день Рождества Христова припев: “Спаси ны, Сыне божий, от Девы рождейся, поющие Ти: Аллилуйя (хвалите Бога).” В праздники Богородичные поется припев: “Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы поющие Ти: Аллилуйя.”

Какая бы ни была Литургия, т.е. с пением “изобразительных антифонов” или “праздничных,” к ним всегда присоединяется пение следующего торжественного гимна, в котором напоминается о главнейшем благодеянии Господа к людям: о ниспослании на землю Сына Своего Единородного (Иоанна 3:16), воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своею Смертью Победившего смерть. Это известная молитва:

Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, ا‌‌ и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертью смерть поправый, Един сын Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Единородный Сын и Слово Бога! Ты, будучи бессмертен, и изволивший для нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, сделавшийся настоящим человеком, не переставая быть Богом, — Ты, Христе Боже, будучи распят и своею Смертью поправший (сокрушивший) смерть (т.е. дьявола), — Ты, как одно из Лиц Святой Троицы, Прославляемый наравне с Отцом и Св. Духом — спаси нас (спаси нас).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.