Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 32 страница




 

5-й период. Родоначальниками нового периода считаются отчасти знаменитый композитор Глинка (1804—1857) и особенно П. И. Чайковский (1840—1893). Представителями нового периода являются целый ряд церковных композиторов: Е. С. Азеев (род. 1851), Г. Ф. Львовский (1830—1894), А. А. Архангельский (р. 1846), прот. М. А. Виноградов (1810—1888), Ломакин (1812—1885), Римский-Корсаков (1844—1909), А. А. Копылов (1854—1911), В. А. Фатеев и друг. Представителями 6-го, новейшего последнего периода, являются граф А. Д. Шереметев, Компанейский (1848—1910), С. В. Панченко (р. 1867), А. Д. Кастальский, П. и А. Чесноковы, М. А. Гольтисон, А. Т. Гречанинов (р. 1864), прот. М. А. Лисицын (р. 1871), прот. С. В. Протопопов, Аллеманов (р. 1867), Ипполитов-Иванов (р. 1859), Никольский А. и др.

В течение 1911 г. число духовных композиторов увеличилось еще новым лицом: С. В. Рахманиновым. Новый период характеризуется стремлением придать полнозвучие и мелодичность напевам, пользуясь, как для самостоятельного творчества, так и для переложений, по преимуществу церковными мелодиями. Творчество этих лиц проникнуто высоким молитвенным духом; оно полно личных, интимных переживаний. Богатый музыкальный их слух словно ропщет на то, что ему надлежит считаться с присутствием других молящихся. Готовое отрешиться от житейских впечатлений, музыкальное их творчество прежде всего поставляет себя в таинственную связь с незримым Существом Божиим. Творчество представителей новейшего 6-го периода характеризуется: стремлением объединить разнообразные напевы, сохранившиеся от прежнего времени, не только древне-знаменные, но киевские, староболгарские, новоболгарские и новогреческие; сообщить еще большее разнообразие, широту, звучность и красочность мелодиям, придать хору оркестровую организацию; ввести иногда напевы из народного творчества; привить иногда греческий обычай “исона,” т.е. исполнить мелодию одним человеком под аккомпанемент хора; изобразить иногда церковными звуками черты внешней природы или чувства упоминаемых в песнопении лиц, напр. волнение моря, злобу грешников.

Творчество этих лиц, при разнообразии в частностях и трудно передаваемых оттенках, могучее и стихийное, не вошло пока в твердые берега. Но оно готово считаться со всею жизнью, со всеми переливами души молящихся, со всеми сторонними (объективными) условиями. Основанное на глубоком знании музыкальной техники и гармонизации, хотя не всегда сообразующееся с наличными голосовыми силами хоров и иногда искусственное, это творчество готово захватить всю душу молящихся, чтобы, подобно первому творчеству, поставить молящихся в созерцание и невидимое представление Невидимого Бога и т.д. Наконец, многие представители того и другого направления решаются составить мелодии не для одного только песнопения из той или другой службы, но для целой службы, желая придать мелодиям такие оттенки, которые сообразуются с разнообразием мыслей и чувств богослужебного содержания. Вследствие этого, служба объясняется не только общей словесной, но и общей музыкальной идеей. Первой такой работой является литургия Чайковского (1879 г.), последняя — принадлежит композитору С. В. Рахманинову, литургия которого была исполнена 25 марта 1911 г.

Впрочем, относительно пения необходимо заметить, что в нем более, чем в другой отрасли церковного богослужения и искусства, заметно смешение стилей, потому что за каждой службой могут исполняться песнопения различных композиторов и различного периода — как старинных, так новых и новейших. Законная же мысль об исполнении за той или другой службой в храме полного произведения одного автора не нашла пока применения даже в исторических храмах.

От духовных композиторов нужно отличать других необходимых деятелей на поприще развития православного церковного пения, это: ученые историки, которые исследуют древние нотные книги для определения старинных видов пения кондакарного, знаменного, хомового, трехголосного и т.д. [71]); музыкальные критики, которые дают отзывы и выясняют значение различных песнопений, характер их исполнения как в церкви, так и во внебогослужебное время [72]); руководители и регенты наиболее известных хоров [73]), равно как и сами певцы, работающие на славу Божию; Регентские училища для образования опытных регентов (при Капелле, при Моск. Синод. Училище, в Консерваториях, в СПб. Регентском Училище, основ. Смоленским).

Но как ни обширна, ни могущественна стихия Русского Церковного пения, как ни разнообразны существующие духовно-музыкальные сочинения, все-таки пока они представляют неразработанные сокровища, не проникшие в народные массы. И первый путь для более обширного ознакомления с красотами нашего пения — это развитие в народе практического навыка пения через изучение церковных напевов в школе и устройство общенародного, массового пения. О возможности массового, но стройного пения свидетельствует день 1 ноября 1909 г. В этот день — по случаю исполнившегося 27 октября 200-летия со дня смерти Св. Димитрия Ростовского в СПб. в Исаакиевском соборе всю Литургию — в простом исполнении — пел весь народ — до 10 тысяч молящихся.

Учащимся, особенно духовных заведений, рекомендуется озаботиться сохранением своего голоса во время его переходного состояния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.