Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 87 страница




8-ая стихира: Плачу и рыдаю,| егда помышляю смерть,| и вижду во гробе лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту,| безобразну, безславну,| неимущую вида.| О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство?| како предахомся тлению?| как сопрягахомся смерти? — воистину Бога повелением,| якоже писано есть,| подающаго преставльшемуся упокоение.

За “самогласными” следует чтение Апостола (1 Фессал. 4:13-17) и Евангелия (Иоанна 5:24-30), в которых излагается учение Спасителя о воскресении мертвых. Прочитав Евангелие, священник произносит разрешительную молитву, где содержится, с одной стороны, ходатайство Церкви перед Богом о прощении согрешений умершего [153]), в которых он “сердцем сокрушенным покаялся” и которые за “немощь естества забвению предаде,” а с другой стороны, разрешаются клятвы и запрещения, которыми умерший при жизни был связан за свои грехи, но которые при жизни не были разрешены.

После чтения этой молитвы священник вкладывает в руки покойника лист с написанною на нем молитвою, и этим показывает, что молитва и разрешение церкви будут иметь большое значение для умершего, когда он предстанет перед Высшим Судией, как знаки того, что умерший находится в общении с Церковью. После этого начинается пение трогательных стихир, в которых Церковь, как бы от лица умершего, просит всех окружающих не забывать его в своих молитвах пред Господом. Последняя стихира читается так:

 

Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща,| восплачите о мне, братие и друзи и сродницы и знаемии: | вчерашний бо день беседовах с вами | и внезапу найде на мя страшный час смертный…| к Судии бо отхожу…| прошу всех и молю непрестанно о мне молитеся Христу Богу,| да не низведен буду по грехом моим на место мучения,| но да вчинит мя, идеже Свет Животный.”|

 

В это время присутствующие в последний раз целуют умершего, прощаются с ним, показывая этим любовь к умершему и согласие молиться за него. По окончании прощания с умершим возглашается: “Вечная память.” После отпевания гроб умершего несут к могиле. Еще раз совершается моление о спасении души умершего. Священник берет горсть земли и крестообразно посыпает ею тело умершего, говоря: “Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее): вселенная и вси живущии на ней.”

Певчие поют: “Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе упокой,” и гроб опускается в могилу лицом к востоку, как бы в знак того, что умерший идет к восходу, т.е. к началу новой жизни.

 

 

Панихида есть служба, которая дает возможность выполнять последнее желание наших умерших, выраженное в предыдущей стихире (§ 146), — “непрестанно молитеся о мне.” Слово “панихида” означает всенощное бдение, и свое начало панихида ведет от тех молений, которые христиане совершали на гробах мучеников. До погребения панихиды совершаются ежедневно, а затем на третий, девятый, сороковой день, во дни именин и кончины усопших, а также в так называемые “родительские субботы.” В третий день панихида совершается ради воскресшего Иисуса Христа в третий день из мертвых, в 9-й день, чтобы душа умершего сопричислена была к девяти чинам ангельским, в 40-й день — для того, чтобы умерший непостыдно выдержал свое испытание или частный суд (по вере Церкви, производимый в течение 40 дней) и потом, по милости Господа, в 40-й день вознесшегося на небо, принят был в светлые обители рая. (Есть еще и другие основания для поминовения усопших в эти дни). В день именин мы молимся за усопшего в доказательство того, что мы помним его, и наша любовь к нему не слабеет с течением времени, но ежегодно обновляется, и потому, как при жизни его мы молились вместе с ним о его здравии, так и по смерти его молимся о его спасении. В день кончины мы молимся потому, что день кончины есть день второго рождения человека для неба.

Родительскими субботами называются такие субботы, в которые христиане поминают своих умерших родителей. Таких суббот три: перед масленицей (неделя мясопуст), перед днем Св. Троицы и перед 26 октября. В субботу перед мясопустом мы потому молимся за умерших, что в наступающее воскресение вспоминается второе пришествие Спасителя и Страшный суд Христов над живыми и умершими, и мы молим праведного Судию явить Свою милость и умершим. В Троицкую субботу мы молимся за усопших потому, что сошествием Св. Духа запечатлелось искупление мира, спасительно простирающееся и на живущих, и на умерших. Суббота перед 26 октября иначе называется “Димитриевской субботой,” потому что в этот день родился князь Димитрий Донской, неоднократно совершавший молитвенное поминовение убиенных на Куликовом поле (в 1380 г). русских воинов (как в день погребения их, так по возвращении в Москву 21 сент. так, наконец, и позднее, при посещении Троице-Сергиевой лавры) и указавший всегда поминать впредь воинов. И так как день памяти Св. Димитрия Солунского (26 окт). считался праздничным днем, когда не полагалось заупокойного богослужения, то последнее и было приурочено к предыдущей субботе. Таким образом, в эту субботу прежде всего вспоминаются убиенные воины, но вместе с ними и все умершие православные христиане. Для поминовения воинов, убиенных “за Веру, Царя и Отечество,” кроме того установлена торжественная панихида в день 29-го августа. Но особенно торжественная молитва за умерших совершается во вторник на Фоминой неделе после праздника Пасхи. Этот вторник называется “радоницей.” В этот день верующие приходят на могилы умерших близких с намерением разделить с ними великую радость Воскресения Христова, в надежде всеобщего блаженного воскресения. При поминовении усопших употребляется “коливо,” или кутья, т.е. вареная пшеница и рис с медом, предлагаемая для вкушения всем присутствующим в знак братства пред Христом. Мед выражает особую духовную сладость, которая ожидает умерших с верою и покаянием. Пшеница указывает на догмат воскресения и напоминает слова Христовы: “Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, мног плод сотворит” (Иоанна 12:24).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.