Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпоха барокко в русском церковном искусстве




Храмы клетского типа.

Квадратный тип.

Тип шатровый.

Главнейшие типы храмов московского периода.

Самый прекрасный образец этого типа – Василия Блаженного, Покровский храм в Москве. Построен в 1555 г. царем Иваном Грозным в память покорения г. Казани и Рязани. На обширной храмовой площади возвышается 9 башен имеющих конусо подобные формы. В центре самая большая башня остальные вокруг ее и делятся повеличине на 2 группы. Большая четверица расположенная квадратом около главной башни и меньшая четверица расположенная в промежутках.

Этот тип был распространен в Москве в 16 – 17 веках обычный до этого времени прямоугольник близкий к квадрату теперь был сильно возвышен и равнялся двум кубам поставленным один на другой. При такой форме храм делился на 2 части.

Как храм прп. Лазаря Муромского самый древний из дошедших до нас (конец XVI века). как правило 2 сруба: центральный и алтарный (могут быть с главками), притвор сборный.

4. Ярусные. Конец XVII века, аналогичны тем явлениям, которые мы встретим и в каменном зодчестве.

Многошатровые - промежуточные между шатровыми и многоглавыми.

5. Многоглавые. Наиболее эффектный тип. Самый эффектный - в Кижах.

 

Его мотивы появились в декоре русских церквей еще в XVII веке, а затем развивались в светском строительстве и проектировании. Знаменитое нарышкинское барокко было красочным, ярким, сочным по цвету и живым в линиях и пластике.

Наверное, можно назвать его оптимистичным. Связь нарышкинского барокко с народной традицией говорит о его общих корнях с " русским стилем".

В архитектуре и внутреннем убранстве русских церквей начала XVIII века сказалась трогательная русская сентиментальность и то, что историки называют светским влиянием. Вместо куполов предпочтение отдается нарядным декоративным шишечкам или вазонам, вместо простых плоскостей или фигурных росписей – абстрактным орнаментам, розанам и "виноградьям". Характерным примером раннего московского барокко может служить знаменитая колокольня Меншиковой башни. Здесь и обилие декора - даже, что называется, "с перебором", - и золотые шишечки, и ярко-красный цвет самой постройки. Когда-то колокольня была последним писком моды, своего рода московским небоскребом, да еще и заморской диковиной в смысле строительной техники и облика.

Ранние барочные здания в России обязательно красили в красный или синий цвет, таким образом, тоже выделяя среди других, не барочных построек. Внутри церквей, ранее скромных, отражавших религиозное мировоззрение, появились пышные, в основном резные иконостасы с витыми колоннами, изукрашенными цветочными орнаментами, розами, гирляндами. Иконостасы словно перешли в категорию зрелища рая и изобилия, составляя разительный контраст черным курным крестьянским избам. Уже в конце XVII века в церквах стали встречаться позолоченные рамы и резьба иконостасов, наличников, проемов и царских врат. "Пряничный" облик русского "церковного" барокко легко и естественно сочетался с современными ему строительными технологиями. Позднее в Петербурге церкви приобретают европейский облик.

 

Возрождение в 17 веке сменяется стилем барокко, 17-18 вв.

Переход связан скорее всего с изменившейся религиозно-конфессиональной ситуацией в Европе. Барокко призвано компенсировать недостаток гармонии в жизни. Ведь как мы знаем 16 в в Европе был ознаменован разделением реформаторов. Это значимо влияло на настроения в обществе, было ощущение утраты идеала, гармонии. Искусство в связи с этим становится характерно изощренным, роскошным, богатым. Барокко вообще свойственна сложность, разломы, расколы. Ориентир по-прежнему на древность. Живописцы стиля дают несколько странноватую позицию изображениям. Например, Новозаветная Троица изображается почти вертикально в небе, а зритель как бы подглядывает снизу. Так же изображены и некоторые святые. Святым все больше становится свойственна "пухлость", и чем дальше, тем пухлее они становятся. Фигуры как бы разжиревшие, и это характерно для барокко.

Возрождение почти не проникло на восток, но вот барокко приходит почти одновременно с появлением и на восток. Примером искусства барокко можно назвать Смоленский храм ТСЛ. Таких храмов было немало и в Петербурге, ведь и сам город – ровесник этого искусства.

 

Билет10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.