Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фундаментальные концепции человеческого фактора




ИКАО.

ИЗДАНИЕ ПЕРВОЕ 1998 Г.

DOC 9683—AN/ 950.

Фундаментальные концепции человеческого фактора.

Сравнительный анализ применения документа

Вопросы человеческого фактора.

ИКАО «РУКОВОДСТВО ПО ОБУЧЕНИЮ В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА».

Глава – 1

Предисловие.

 

Каждые три из четырёх авиационных происшествия (75%) являются результатом сбоя в работоспособности человека. Любые улучшения в этой области (области сбоев) могут в значительной мере способствовать повышению уровня безопасности полётов.

Этот факт был признан Ассамблеей ИКАО, которая в 1986г. приняла резолюцию. А 26-9 по безопасности полётов и человеческому фактору.

Озабоченность состоянием безопасности полётов, на которую влияет, как один из факторов «человеческий фактор», существует в системе Международной гражданской авиации несколько десятков лет. Ассамблеей ИКАО была сформулирована цель. Которая заключается в следующем:

1- необходимо более широко информировать государства о роли человеческого фактора в его влиянии на состояние безопасности полётов, причинно-следственной связи между возникновением ошибки и её последствиях. В этой связи, необходимо чёткое разграничение факторов, повлиявших на возникновение события –будь то ошибка, преднамеренный умысел или неотвратимые обстоятельства.

2- Необходимы организация и планирование полётов воздушных судов гражданской авиации с учётом роли «человеческого фактора».

3- Целесообразно разработать практический материал и мероприятия с учётом опыта конкретного государства в области «человеческого фактора». Такой материал и мероприятия должны разрабатываться на основании анализа состояния безопасности полётов и способствовать улучшению уровня безопасности.

Необходимо разработать предложения и рекомендации о внесении нужных поправок в действующие Приложения ИКАО и другие документы в связи с изменением влияния «человеческого фактора» в существующих и будущих условиях эксплуатации техники.

Особое внимание должно уделяться тем аспектам «человеческого фактора», которые могут влиять на проектирование, процесс перехода к использованию и дальнейшую эксплуатацию будущих систем (CNS/ATM). Как одним из направлений выполнения резолюции Ассамблеи ИКАО А26-9 был выпуск серии сборников по различным аспектам «человеческого фактора» и влиянии этих аспектов на безопасность полётов. Сборники предназначены для руководящих работников администраций гражданской авиации и авиакомпаний, включая руководителей эксплуатационных подразделений, подразделений подготовки авиационного персонала, а также руководителей органов, издающих и формирующих нормативную базу.

(Проблемы, связанные с «человеческим фактором», находятся в широком спектре деятельности гражданской авиации. Человек в лице руководителя или оператора способен дать сбой, который может выразиться в любой форме. Поэтому, изучая влияние «человеческого фактора» на деятельность гражданской авиации, целесообразно начинать от анализа принципов формирования всей системы организации и управления, работы её звеньев, взаимодействие с другими системами и т. д.)

1.1.1. Причинами многих авиационных происшествий являются действия человека. Это обстоятельство побуждает глубже понять роль «человеческого фактора» в авиации и разработать соответствующие профилактические меры.

Под профилактическими мерами понимаются знания о человеческом факторе, которые должны находить применение в организации выполнения полётов воздушных судов и интегрироваться в процессе проектирования и сертификации систем, а также при выдаче свидетельств персоналу.

Профилактические меры (правила) должны быть разработаны до того, как системы начнут эксплуатироваться, а персонал приступит к выполнению своих обязанностей.

Распространение информации о человеческом факторе даёт авиационному сообществу единственную, наиболее действенную возможность сделать авиацию более эффективной и безопасной.

 

1.1.2. Развитие эргономики и человеческий фактор взаимосвязаны. Эргономика получила своё развитие с того момента, когда человек начал изготавливать орудия производства, что впоследствии позволило значительно повысить производительность труда. Но, лишь в последнем столетии, произошёл скачок в эволюции эргономики и понимании значения человеческого фактора (Мотивом послужило улучшение эффективности применения орудий труда.). Дополнительными стимулами развития концепции человеческого фактора послужили возникшая необходимость оптимизировать промышленное производство, а также тот факт, что возможности человека в отношении эффективного управления технически сложным оборудованием, оказались ограниченными. В дальнейшем применение знаний о человеческом факторе привело к тому, что учитываться стали максимальные возможности человека, однако, при этом часто упускались из вида его ограничения.

1.1.4. Организационное оформление концепции человеческого фактора произошло в то время, когда были созданы организации «Общество эргономических исследований»- в 1949г., «Общество исследований в области человеческого фактора» – в 1957г. и «Международная ассоциация специалистов по эргономике(IEA)», -в 1959г.

 

1.1.5. Осознание необходимости обучения персонала отрасли основам человеческого фактора привело к организации в разных странах обязательных курсов подготовки в этой области. Результаты расследований ряда авиационных происшествий, возникших в результате игнорирования аспектов, связанных с человеческим фактором, побудило ИКАО включить требования к подготовке авиационного персонала во время выдачи ему свидетельств, а также, проводить анализ эффективности требований к подготовке авиационного персонала в области человеческого фактора в процессе расследования авиационных происшествий. (Внедряя в практическую деятельность рекомендации настоящего положения, следует исходить из того, что каждое государство должно разработать собственные отраслевые требования к подготовке персонала в области человеческого фактора.).

В целях улучшения системы обмена информацией об авиационных происшествиях и своевременного принятия мер профилактики, в США, в 1976г., было заключено соглашение между Федеральным Авиационным Управлением (ФАУ) и Национальным Управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) о создании Добровольной, не основанной на наказании и конфиденциальной системы представления данных по авиационной безопасности (ASRS).

Ценность данного соглашения состоит в том, что оно учитывает деликатность поставленного вопроса. Два крупнейших, ведущих управления в области авиации и космонавтики сумели обозначить методику и правила проведения анализа поведения человека и проявления ошибок в его действиях только в условиях УСТРАНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ лица, представившего такую информацию.

В дальнейшем, аналогичные системы представления информации были созданы в Соединённом Королевстве (SHIRP), Канаде (CASRP) и Австралии (CAIR).

(Разработанная и внедрённая приказом Министерства гражданской авиации от 30 декабря 1988г. №213 «система добровольных сообщений по безопасности полётов» в гражданской авиации России не нашла применения в практике выполнения полётов. Причина в том, что руководящий состав не отказался от практики применения наказаний. Лица, совершившие или допустившие ошибку, не вступают в диалог с руководителем. Таким образом, ошибка превращается в проблему, которая проявляется только при наступлении определённых условий.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 3876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.