Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности в изучении человеческого фактора




Субъект – Субъект.

 

1.2.14. Это вид взаимодействия между людьми. Обучение персонала, проверка его профессиональной пригодности традиционно ведётся (должна проводиться) на основе индивидуального подхода. Если каждый член производственного коллектива имеет хорошую профессиональную подготовку то, естественно сделать предположение, что и весь коллектив, в целом, будет действовать профессионально и эффективно. НО это не всегда так и, поэтому в последнее время всё больше внимания уделяется анализу сбоев в работе групп профессионалов.

Отношения, складывающиеся в коллективе, накладывают свой отпечаток на поведение и работоспособность его членов. При изучении таких взаимосвязей особое внимание обращается на проблемы ЛИДЕРСТВА, взаимодействие членов экипажа, умение индивидуумов работать в коллективе и, на межличностные отношения. (Экипаж, в котором командир упускает лидерство, необходимо сразу расформировывать а, командира лишать возможности дальнейшего профессионального роста). Кроме того, необходимо уделить внимание анализу отношений, которые складываются между коллективом и его руководителями а, так же аспекты корпоративной культуры, психологического климата в коллективе и требования руководства авиакомпаний, которые могут существенно влиять на работоспособность их сотрудников. (Практика руководства авиакомпаниями в последние годы показала, что наибольший эффект наступает тогда, когда руководитель авиакомпании осуществляет подбор «команды» под «себя». В этом случае, как правило, осуществляется принцип «коллегиальности» при обсуждении актуального вопроса и принцип «единоначалия» при принятии решения. Существующая практика формирования экипажа, формально даёт возможность обеспечить эффективную работу экипажа, но не раскрывает методики определения психологической совместимости членов экипажа и лидерство командира экипажа).

 

 

1.3.1. Возникшая потребность в изучении человеческого фактора иллюстрируется следующим примером.

Бывший директор Федерального авиационного управления США (ФАУ) адмирал Дональд Энджен по какому-то поводу сказал в 1986г. «Мы затратили более 50 лет на создание оборудования, которое сейчас, можно считать, вполне надёжным. Теперь пришло время работать с людьми».

Данное заявление в той или иной мере создаёт основу для необходимости оценки человеческого фактора для отрасли. Однако, при подходе к проблемам человеческого фактора, часто допускается интуитивный и, в ряде случаев, поверхностный подход даже в тех случаях, если от результатов их решения зависит жизнь многих людей.

 

1.3.2. Как уже отмечалось, каждые три из четырех авиационных происшествий являются результатом функциональных ошибок, совершаемых вполне здоровыми и достаточно квалифицированными индивидуумами. (Существующий термин «недоученность», который применяется при расследовании авиационных происшествий с воздушными судами гражданской авиации России, не имеет права на своё существование, так кок недоученный персонал не должен допускаться к полёту).

Каковы бы не были причины ошибок, центральными факторами человеческого фактора являются человеческая деятельность, поведение человека и пределы возможностей человека. Издержки как со стороны финансов так и, с точки зрения трудовых затрат, связанные с не оптимальной человеческой деятельностью, возросли настолько, что импровизированный или интуитивный подход к решению проблем человеческого фактора более не приемлем.

Логическим средством достижения цели, каковой является обеспечение безопасности полётов, является распространение соответствующих знаний по проблемам человеческого фактора в отрасли. Проблемы человеческого фактора в отрасли влияют в двух областях:

· Область качества функционирования системы, выражающаяся в обеспечении безопасности полётов и в обеспечении эффективности производственной деятельности;

· Область самочувствия эксплуатационного персонала.

 

(В последнее время, термин «эффективность» понимается как деятельность, направленная на достижение минимизации затрат. При такой постановке вопроса и, при ограниченном наличии соответствующих ресурсов, области эффективности и безопасности входят в противоречие. Противоречие заключается в том, что при уменьшении затрат уменьшается качество функционирования системы. В то же время, эффективность работы системы влияет и на самочувствие персонала, которое находится в прямой зависимости от эффективности.

Если в термин «эффективность» вложить такое понятие как увеличение затрат с целью получить лучшие производственные результаты то, в этом случае исчезает противоречие между эффективностью и безопасностью и решение проблем человеческого фактора возможно. Таким способом решаются проблемы человеческого фактора в зарубежных авиакомпаниях, где затраты на улучшение безопасности планируются сверх общих затрат).

 

1.4. Применение знаний о человеческом факторе в авиационной деятельности.

1.4.1. Для уменьшения числа человеческих ошибок следует, прежде всего, понять природу их появления. Содержание основных концепций, связанных с характером человеческих ошибок, заключается в следующем:

· Природа ошибок может быть совершенно различной;

· Последствия аналогичных ошибок могут быть различными.

Одни ошибки могут быть вызваны неосторожностью, халатностью или не исполнительностью.

Другие ошибки могут быть связаны с несовершенством оборудования или исходить из нормальной реакции индивидуума на конкретную ситуацию. Эти ошибки случаются редко и их можно предвидеть а, следовательно, предупредить.

 

Ошибки на уровне взаимосвязей модели «SHEL».

 

1.4.2. В силу наличия не соответствий между отдельными компонентами модели «SHEL», в любой из взаимосвязей между её компонентами заключаются потенциальные ошибки. Так во взаимосвязях:

· «субъект – объект» источником ошибок является компоновка кабины, расположение рычагов управления, отсутствие соответствующих обозначений;

· во взаимосвязи типа «субъект – установки» задержки и ошибки могут возникать при поиске нужной информации в запутанных, вводящих в заблуждение или излишне детализированных документах и картах;

· ошибки во взаимосвязи типа «субъект – среда» связаны с особенностями окружающей среды (шум, жара, освещение, вибрация и т. д.), а снижение производительности труда – вследствие нарушения биологических ритмов организма при перелётах на большие расстояния происходит из-за неправильного чередования периодов бодрствования и сна;

· во взаимосвязи типа «субъект—субъект» основное внимание уделяется взаимоотношениям между людьми потому, что эти процессы влияют на эффективность деятельности экипажа в целом. Эта взаимосвязь включает также понятия лидерства и подчиненности, и являются причиной непонимания и ошибок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 3039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.