Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человеческий фактор как дисциплина




Понятие о человеческом факторе.

1.2.1. Термин «Человеческий фактор», при его употреблении в обиходе, часто охватывает в себе все аспекты человеческой деятельности и требует чёткого определения. В работе системы любой степени сложности человеку отводится важная роль. Человек представляет собой наиболее гибкий, способный к адаптации элемент авиационной системы. В тоже время, человек наиболее уязвим с точки зрения возможности отрицательного влияния на его деятельность. В течение многих лет каждые три из четырёх авиационных происшествия происходят в результате сбоев в работоспособности человека. Эти сбои обычно классифицируются как «ошибка» человека.

1.2.2. С точки зрения деятельности по предотвращению авиационных происшествий, термин «ошибка» человека не играет положительной роли. С его помощью можно лишь определить место в системе, где произошёл сбой но, не возможно установить, почему он произошел. «Ошибка», связанная с деятельностью человека в системе, может быть предопределена на этапе проектирования самой системы или спровоцирована недостаточной подготовленностью персонала, плохо отработанными процедурами, не совершенством концепции и формата действующих контрольных перечней или руководств. В определении термина «ошибка» человека не учтены некоторые скрытые факторы, которые должны тщательно анализироваться.

1.2.3. Хорошие понятие о человеческом факторе и знания о нём необходимы для того, чтобы уметь заранее определить возможности и ограничения возможностей человека в различных условиях его деятельности и применять такие знания на практике.

(Достаточные знания о человеке и его возможностях познаются в процессе изучения его деятельности. Важным фактором в изучении человека и его способностей является метод индивидуального подхода к каждому. Формальный подход в этой работе не допустим. Очень важно, при этом, выяснить особенности характера человека, проявляющихся в ситуациях, близких к критическим ситуациям и реакцию на протекающие события. Знания о человеке позволят осуществить планирование и дальнейшее его использование руководителем.) Выражения «человеческий фактор», «аспекты человеческой деятельности» и «элементы человеческой деятельности» имеют одно и тоже значение.

 

На начальном этапе развития авиации считалось, что лучшими знаниями в области физиологии человека обладают врачи. По этой причине в области знаний о человеческом факторе сложился один из наиболее устойчивых предрассудков, который заключается в том, что человеческий фактор принадлежит к одной из областей медицины. И только за истекшие полстолетия работа в этой области была переориентирована на изучение прикладных аспектов деятельности человека в области авиации и в сложных производственных системах. Важную роль человеку отводят:

 

· В процессах принятия решений и познании;

· в проектировании оборудования систем, органов управления воздушных судов и т.д.

·в ведении связи и в программном обеспечении

· в подготовке планов, карт, руководств по эксплуатации и т.д.

 

Знания в области человеческого фактора находят широкое применение

· при отборе и расстановке кадров

· во время обучения персонала и при производстве проверки его знаний

· в целях разработки профилактических мероприятий по предотвращению авиационных происшествий и в ходе их расследования.

 

Теоретическими источниками в изучении влияния человеческого фактора в областях его влияния служат такие науки, как:

· Психология и физиология человека;

· Антропометрия и биомеханика;

· Биология и хронобиология.

 

Не возможно провести какой-либо анализ надлежащим образом и сделать значимые выводы по результатам представляемых обзоров или исследований, если нет определённых статистических данных.

Работа, проводимая в области человеческого фактора, должна быть ориентирована, прежде всего, на решение практических проблем в реальной области. Исследования должны быть направлены на решение существующих проблем, а не на изучение теории.

(Опыт работы других подразделений использовать необходимо но, не всегда использование этого опыта приводит к положительным результатам. Причиной тому может быть тот факт, что предмет исследования, будь-то персонал или система или условия или обстоятельства, различны. Поэтому исследования должны проводиться самостоятельно с учётом собственных условий и специфики работы. Для проведения таких исследований должен быть подготовлен персонал, способный провести исследования и выполнить определённый анализ. Без наличия подготовленного персонала в области проведения исследования влияния человеческого фактора на безопасность полётов, положительных результатов ожидать не следует. Формально можно выполнить все рекомендации, учесть причины авиационных происшествий, произошедших в других авиакомпаниях, но реальных результатов не добиться. Эти особенности должны учитываться органами, осуществляющими контроль за безопасностью.).

 

1.2.6. Человеческий фактор---- это наука о людях, их поведении и поступках в той обстановке, в которой они живут и трудятся, наука об их взаимодействии с машинами и механизмами, процедурами и окружающей обстановкой, наука о взаимодействии людей между собой. По определению профессора Эдварса, человеческий фактор это «Работа в области человеческого фактора, направленная на оптимизацию взаимоотношений между людьми и их деятельностью путём системного применения знаний о человеке в рамках конструирования систем. Термин «Деятельность», по определению профессора Эдварса, это проявление интереса людей к контактам между собой и особенности их поведения, как индивидуумов, так и в коллективах.

Цели исследования в области человеческого фактора заключаются в обеспечении эффективности функционирования всей производственной системы и её безопасности а, также нормального самочувствия каждого индивидуума, занятого в это системе. Интеграция человеческого фактора на этапе конструирования систем означает то, что специалисты в области человеческого фактора определяют задачи и методы деятельности человека а, также те трудности и ограничения, при которых люди, работающие во взаимосвязанных областях, должны принимать решения. Информация о человеческом факторе должна использоваться в той степени, на сколько это нужно для решения реальной, существующей проблемы, то есть избирательно. (Существующая практика работы инспекции по безопасности полётов, требовать исполнения того или иного требования без учёта местной специфики, себя не оправдывает и практических результатов не приносит. Формально требования документа выполняются но, при наличии местных свойств, время, затраченное на проведение требуемой работы, тратится без пользы. Свидетельством этому являются периодически составляемые акты с одними и теми недостатками в работе.).

1.2.7. Термины «эргономика» и «человеческий фактор» тесно связаны между собой, так как деятельность человека происходит в среде, где присутствуют различного рода механизмы. Успешная работа человека с любым механизмом зависит от степени понятия человеком самой сути создания механизма. По этой причине и появилась наука об эргономике и эргономических системах. Сам термин «эргономика» происходит от греческих слов «ergon», что означает «работа» и «nomos», что означает «закон природы». Под термином «эргономика» подразумевается изучение эффективности деятельности людей в рабочей обстановке ил в какой степени созданная и оснащённая механизмами система позволяет эффективно работать оператору. В ряде государств термин «эргономика» используется, исключительно, для изучения вопросов, которые связаны с проектированием.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 3111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.