Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструменты риторики




Практическое назначение риторического инструментария - придать

коммуникационному общению возможность влиять на мысли и чувст­ва людей. Он выступает в виде, определенного набора так называемых коммуникационных приемов и способов. В литературе их, иногда на­зывают эффектами, что не совсем верно с экономической точки зре­ния. К ним относятся: визуальный имидж, первая фраза, логическая аргументация, квантовый выбор информации, интонации и паузы, ху дожественная выразительность, релаксация, дисперсия.

Визуальный имидж рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего, который вызывает симпатию или антипатию еще до того, как начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд - все это вы­зывает у людей положительные эмоции еще до начала речи высту­пающего и, наоборот, неопрятная одежда, плохое владение невер­бальными коммуникациями, грубая простонародная речь создают антиимидж выступающему.

Первая фраза закрепляет первоначальное впечатление от высту­пающего. Главным средством воздействия первоначальных фраз явля­ется заключенная в них привлекательная информация. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации и сопровождаемой оригинальными примерами; может быть неизвестной, но хорошо и просто поданной. Очень важно при подготовке к выступлению опре­делить основные социальные группы аудитории, ее настроения и ожи­дания, особенности эмоционального склада. Поэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории.

Логическая аргументация основана на внутреннем содержании и четкой структуре выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Логика - это внутренняя организация речи, ее внешней стороной является теоретическая и практическая аргумен­тация. К теоретической аргументации относятся; научные положе­ния, концепции, методы исследования, полученные результаты и их достоверность. Практическая аргументация - это конкретные факты, цифры, статистические данные, исторические примеры, законы, нор­мативные документы.

Квантовый выброс информации является одним из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Он ос­нован на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыс­лей, аргументов, примеров. Оратор активизирует внимание, выбрасы­вая через определенные временные интервалы кванты свежей инфор­мации, которые закрепляют ранее высказанные доводы и поддержи­вают внимание аудитории..

Интонации и паузы - весьма доступный и продуктивный ритори­ческий инструмент. Специалисты считают, что интонация и паузы способствуют приращению информации, рассчитанной на особенно­сти человеческого восприятия, приблизительно на 15%. Определенные ассоциации вызывает у людей придание слову или фразе определен­ной голосовой тональности. В итоге происходит информативное при­ращение к тому, что говорит оратор. Весьма деликатным риториче­ским инструментом является пауза. Ее применение эффективно тогда, когда у оратора есть уверенность, что его слушатели активно включи­лись в коммуникационный процесс, их мышление, память и воображе­ние полностью задействованы. Именно в таком случае для самостоя­тельного осмысления слушателями получаемой информации, активно­го подключения подсознания полезна пауза. Однако пауза должна быть кратковременной - от 5 до 15 секунд.

Художественная выразительность связана с умением превра­щать мысли в соответствующие слова и грамотно строить предложе­ния, основываясь на художественных примерах, исторических образ­ах, рассказах об известных деятелях искусства. Логика речи подска­зывает, какие фразы достойны занять место в речи (народная посло­вица, четверостишье, высказывание великих людей). Это могут быть художественные фразы, которые не нарушают смысл изложения, обеспечивают речевое воплощение, доступное для осмысления ос­новной массой аудитории.

Релаксация используется оратором как прием, помогающий слуша­телям. Важное значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступ­ление, тем большие усилия надо прилагать слушателям для концен­трации своего внимания. Цель релаксации достигается при снятии эмоциональной напряженности. Классическим примером этого являет­ся юмор. Благодаря ему создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

Запоминаемость устной информации. Устная информация имеет большой недостаток - она быстро забывается, искажается. Известная деловая игра «Испорченный телефон» показывает, что при передаче одного и того же сообщения шестому переговорщику информация ис­кажается на 100%! Желательно знать от 10 до 20 анекдотов на все слу­чаи жизни, которые украсят любое выступление и запомнятся аудито­рии. Однако рассказывать нужно не более трех анекдотов, иначе вы­ступление превратится в вечер плохого юмориста.

Для обоснования запоминаемости приведем такие данные: если за 100% обозначить замысел выступления, то его словесную форму обре­тает 90%, из которых 80% получили устное звучание, при этом 70% были услышаны аудиторией, из объема услышанной информации ау­дитории понятны были 60%, а в памяти через несколько часов оста­лось только 25%от первоначальной информации 27. Поэтому речь, док­лад, выступление, лекцию нужно обязательно дополнять письменной информацией (конспектом).

Таким образом, коммуникационный процесс - это сложный про­цесс взаимодействия выступающего (оратора) и слушающего (аудито­рии). Целесообразно применять принципы речевого этикета (доступ­ность, ассоциативность, сэнсорность и т.п.) И инструменты риторики(визуальный имидж, первая фраза, логическая аргументация и др.) для обеспечения искусного красноречия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.