Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок труда




Труд – один из экономических ресурсов (факторов производства). Рынок труда состоит из спроса на труд, предложения труда и цены труда (заработной платы).

В равновесной модели рынка труда заработная плата изменяется, уравновешивая спрос и предложение. Однако в действительности заработная плата не является столь гибкой (эффект храповика) и иногда застревает на уровне выше равновесного, где предложение труда превышает спрос на него. Поэтому жесткость заработной платы уменьшает вероятность трудоустройства и повышает уровень безработицы.

       
   
Предполагается, что количество факторов производства в экономике неизменно, поэтому график предложения труда имеет вид вертикальной линии (рис.). Рынок труда не приходит в состояние равновесия потому, что фирмы не могут снизить уровень заработной  
 
 

 


Предложение

 
 

 


Принято Количество

на работу работников

платы, несмотря на избыточное предложение труда. Существуют три причины жесткости заработной платы.

1) Законы о минимальной заработной плате. В США минимальный уровень заработной платы, обязательный для всех фирм, обычно колеблется в пределах 30-50% средней заработной платы в промышленности. Для большинства рабочих этот уровень не имеет практического значения, так как они зарабатывают гораздо больше установленного минимума.

В Российской Федерации в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст.132) минимальный размер оплаты труда (МРОТ) должен соответствовать прожиточному минимуму, который в разных регионах России существенно различен. В федеральных судах при решении трудовых споров учитывается лишь федеральный минимальный размер оплаты труда, единый для всех регионов, который государство гарантирует работнику согласно Трудовому кодексу РФ (ст.130).

2) Профсоюзы и коллективные договоры. Заработная плата рабочих, объединенных в профсоюзы, определяется не равновесием между спросом и предложением на рынке труда, а в ходе переговоров между лидерами профсоюзов и руководством фирмы. Заключаемый в итоге коллективный договор часто поднимает заработную плату выше равновесного уровня, но одновременно разрешает фирме самой решать вопрос о количестве нанимаемых работников. В результате уменьшается число нанятых работников и растет безработица. В тех регионах Российской Федерации, где существуют крупные градообразующие предприятия с тысячами работников, объединенных в крупные профсоюзы, заработная плата, как правило, выше. Закрытие таких предприятий затруднено.

3) Стимулирующая заработная плата на фирмах устанавливается по следующим причинам. Высокая заработная плата, во-первых, обеспечивает лучшую жизнь, что повышает производительность работников и прибыль фирм; во-вторых, сокращает текучесть кадров и время на прием и обучение новых рабочих; в-третьих, повышает старательность работников, рискующих быть уволенными за халатность; в-четвертых, при ее снижении вызывает переход лучших работников в другую фирму, оставляя на фирме худших работников (отрицательная селекция). В регионах, где по разным причинам затруднен переход работников с одного места работы на другое, их зависимость от работодателя значительно выше.

Показа­тели состояния рынка труда: число безработных на одну заявленную вакансию; средняя продолжительность безработицы; масштабы скрытой безработицы, уровень общей и регистриру­емой безработицы, уровень заработной платы и другие. Состояние рынка труда в отдельных регионах очень различно и определяется многочисленными факторами.

Например, после дефолта августа 1998 г. уровень регистрируемой безрабо­тицы по территории России различался в 13 раз: от 0,7% экономиче­ски активного населения в Москве до 12% в регионах с критической ситуацией на рынке труда. По численности зарегистрированных безработных на одну вакан­сию разница достигала 1807 раз: от 0,6 человека в Москве до 1084 чело­век в Агинско-Бурятском автономном округе.

К регионам с критической ситуацией на рынке труда на начало 2000 г. относились 16 субъектов РФ: республики Дагестан, Ингуше­тия, Мордовия, Калмыкия, Марий-Эл, Удмуртия, Чувашия, Коми-Пермякский автономный округ, Архангельская, Владимирская, Киров­ская, Костромская, Ивановская, Ленинградская, Псковская, Ярослав­ская области.

Специфика нынешней ситуации в России заключается в том, что помимо традиционно уязвимых групп – многодетных, инвалидов, неполных семей, пенсионеров, учащихся – в категорию бедных попадают новые большие группы – безработные, работающие с детьми, военнослужащие, учителя, врачи, ученые, т.е. категории экономически активного населения, которые способны и должны своим трудом обеспечить необходимый уровень благосостояния.

Исключительно тяже­лое положение сложилось в России с занятостью на селе. Сначала сельское население страны постоянно сокращалось, но с 1991 г. оно увеличива­лось за счет притока беженцев, вынужденных переселенцев, мигран­тов. В 2000-е годы темпы прироста существенно сокращались. Этим людям было сложно найти работу, поскольку социальная и производственная инфраструктура села была практически разрушена, промышленные и строительные организации либо ликвидированы, либо существенно сократили объем работ.

Вопросы эмиграции и иммиграции находятся в ведении Феде­ральной миграционной службы. Россия по-прежнему остается импор­тером и экспортером рабочей силы. В последние годы приток иностранных работников в страну постоянно сокращает­ся. Среди них велика доля нелегальных эмигрантов в Российскую Федерацию.

На рынке труда сталкиваются интересы: 1) работодателей и их союзов; 2) занятых наемных работников и их профсоюзов; 3) безработных; 4) государства и муниципалитетов; 5) нелегальных мигрантов. Так, на рынке труда Москвы идет вытеснение москвичей легальными и нелегальными иногородними гражданами РФ, эмигрантами из ближнего и дальнего зарубежья.

Главный интерес государства состоит в обеспечении полной заня­тости за счет развития производства на основе внутренних ресурсов региона без привлечения бюджетных средств, что увеличивает налоговую базу. Интересы региональных властей на рынке труда обусловлены тем, чтобы обеспечивать полную занятость в регионе путем привлечения средств госбюджета, особенно когда речь идет об осуществлении крупных инвестиционных проектов.

Сокращение занятости в государ­ственном секторе экономики не всегда компенсируется ее увеличением в частном, особенно за счет малого бизнеса. Работодатели не всегда официально регистрируют работников предприятия, чтобы не отчис­лять значительные суммы во внебюджетные социальные фонды и не выплачивать работнику предусмотренные зако­ном пособия при его увольнении. Такое положение устраивает и работника, так как позво­ляет ему не платить налоги. Пере­ход на накопительную систему пенсионного обеспечения слабо стимулирует к открытости доходов.

По мнению Е.М.Примакова, президента ТПП РФ, роль государства в регули­ровании рынка труда сегодня ничтож­но мала. Страна, не обладающая каче­ственными трудовыми ресурсами, не­избежно теряет позиции в глобальной конкуренции и наоборот. Сегодня доля США на рынке наукоемкой про­дукции - 39 %, Японии - 30, Германии - 16, России - всего 0,3 %.

Региональные программы заня­тости учитывают особые факторы и условия, влияющие на состояние регионального рынка труда. В основу этих программ положе­ны четыре группы показателей: 1) состояние рынка труда; 2) экономическая ситуация; 3) социальное положение; 4) демографическая ситуация.

В регионах с критической ситуацией на рынке труда программы включают обычно следующие меры: 1) оценку ситуации и ее мониторинг, 2) основные задачи служб занятости и пути их решения; 3) организацию работы учебных заведений; 4) организацию работы при угрозе массовых увольнений с пред­приятий, к которым применяется процедура банкротства; 5) организацию работы по стабилизации социально-трудовых отношений; 6) организацию работы по социальной защите граждан; 7) организацию работы по поиску стратегии экономического раз­вития региона.

Важную роль играет информационное обеспечение рынка труда, включая данные предприятий о высвобождении рабочей силы и о вакантных местах, а также информацию о повышении квалификации, подготовке и переподготовки кадров. В последние годы на региональных рынках труда все более отчетливо проявляет­ся нехватка квалифицированных работников многих специальностей для разных отраслей экономики, перекос в подготовке специалистов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.