КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категории
Запрет импорта или экспорта (эмбарго) – в настоящее время представляют собой преимущественно вынужденную меру, признанную международной практикой. Запрет импорта или экспорта: à постоянный (или действующий длительный период времени) à сезонный à вводится, в основном по сельскохозяйственным товарам и морепродуктам, в период достаточного внутреннего производства товаров, и защищает рынки страны от конкуренции в течение этого периода. Сезонное запрещение импорта применяет Ливан к импорту ряда овощей и фруктов, Швеция к импорту некоторых продуктов водного промысла, Конго к импорту риса. à временный à также вводится на определенный срок, но, как правило, по причинам защиты жизни и здоровья, и устанавливается в отношении конкретной страны или группы стран. Швеция запрещала импорт древесины и лесоматериалов из США, Канады и Китая по причине установления болезни деревьев, Австрия – мяса, рыбы, овощей из Перу из-за эпидемии холеры, Россия – в отношении голландских цветов. à политический à эмбарго вводится в результате решений, принятых на международном уровне, когда вводятся экономические санкции против определенной страны (например, на основании решений ООН). Запрещение импорта по политическим мотивам может вводиться и в одностороннем порядке, так, США наиболее активно использовали этот вид нетарифного барьера в отношении целого ряда стран. По причинам экономического характера большинство импортных запретов связано с необходимостью защиты внутреннего промышленного и сельскохозяйственного производства от иностранной конкуренции. Это особенно характерно дляразвивающихся стран, полностью или частично запрещающих к ввозу текстильные и кожевенные изделия, обувь, изделия деревообработки, мебель, строительные материалы, многие виды пищевых товаров, включая муку, крупы, соки и напитки, несложные изделия машиностроения и деревообработки. Запрещение импорта по причинам неэкономического характера связано с защитой и соблюдением религиозных и моральных норм, охраной жизни и здоровья людей, защиты растительного и животного мира, экологии. Так, в ряде мусульманских стран действует запрет на импорт свинины и алкогольных напитков, товаров, противоречащих религиозным законам ислама, в Японии, Канаде, Финляндии запрещается к ввозу продукция порнографического характера, наркотики, некоторые виды фармацевтических товаров, в США – импорт тунца, добытого не гуманным способом. В международной торговле применяются, помимо безусловных запрещений импорта условные запреты (по отношению к продовольственным и фармацевтическим товарам, лекарствам и медикаментам), то есть введение запрета на импорт обусловлено несоблюдением санитарно-гигиенических требований, национальных стандартов и других технических норм. Квотирование – это количественное ограничение размера импорта/экспорта, при котором устанавливаются определенные стоимостные или физические объемы разрешенного импорта/экспорта. Действие квотирования аналогично действию таможенных пошлин, однако в отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет точно и гарантировано ограничить объем импорта или экспорта, и поэтому выступает более жестким и эффективным средством протекционизма. Наиболее часто используются импортные квоты, экспортные квоты в развитых странах не практикуются. Квотирование импорта повышает внутренние цены товаров, позволяет бороться с дефицитом платежного баланса и защищает позиции национального производства в тех случаях, когда другие средства протекционизма могут оказаться недостаточно эффективными. Квоты: à глобальная квота - устанавливают общее количество импорта в натуральном или стоимостном выражении на определенный период времени без распределения его между странами-поставщиками, что дает национальному импортеру свободу выбора контрагента. à индивидуальная квота - общее количества импорта товаров распределяется по странам-поставщикам. Формируется 2 способами: - в рамках глобальной квоты между странами распределяются доли пропорционально их импорту за предыдущий или базовый период (иногда предпочтение отдается традиционным поставщикам); = автономная квота (без согласования со страной-экспортером) - импортная квота для страны–поставщика предоставляется в обмен на встречные обязательства импортировать товары местного производства, иногда она закрепляется двусторонним соглашением. = конвенционная квота – размер квоты определяется встречными обязательствами по закупке товаров нашего производства. Этот вид активно используется Японией, которая сохранила квоты на импорт многих сельскохозяйственных продуктов, не производимых в ней, и использует их как средство воздействия на переговорах по сбыту японской экспортной продукции. à сезонная квота - устанавливается на строго определенный период времени (как правило, на 3 месяца) на ввоз сельскохозяйственной продукции (фруктов, овощей, цветов) в период пика производства внутри страны (как правило, скоропортящаяся продукция). à временная квота - отдельные страны применяют импортные квоты в качестве временного ответного действия, то есть как средство экономического давления на торговую политику других стран. à тарифная квота – занимает промежуточное положение между количественными и тарифными инструментами и может функционировать как чистая квота при запретительном внешнем тарифе, чистый тариф при незаполненной квоте или как собственно тарифная квота. Заниженная ставка (внутренний тариф) применяется для товаров, ввозимых в рамках квоты и более высокая (внешний тариф) к товарам, ввозимым сверх квоты. Тарифное квотирование основное свое распространение получило с 1995 г. после подписания Соглашения по сельскому хозяйству на Уругвайском раунде торговых переговоров, которое предусматривало тарификацию, то есть замену тарифами, всех существующих нетарифных ограничений импорта. В результате 37 стран ввели около 13 700 тарифных квот, 47% из которых не действуют, так как весь импорт не выходит за рамки квоты и к нему применяется внутренняя ставка. Основная масса тарифных квот (до 66%) приходится на небольшое число стран, в основном развитых. Средний внутренний тариф в рамках тарифной квоты по странам-членам ВТО составляет 63%, средний внешний – 128%, средняя заполняемость тарифных квот - 60%. Еще выше уровень внутреннего тарифа у индивидуальных стран, например в Канаде он составляет 203%, в Южной Корее 366%, что связано с природой установления тарифных квот на основе ранее действующего высокого уровня нетарифной защиты. Административное управление тарифными квотами приходится на: - лицензирование (47% от реально функционирующих тарифных квот), - метод обслуживания импортеров, начавших поставки по квоте первыми (21%), - метод предпочтения традиционных поставщиков (9%) - аукционный механизм распределения квот (8%), - распределение квот через государственные предприятия (например, импорт зерновых в Японию через Японскую продовольственную корпорацию, представляющую государственные интересы). Некоторые из этих механизмов сами по себе являются отдельными нетарифными барьерами. Большинство стран используют тарифное квотирование для защиты наиболее чувствительных товаров внутреннего производства стран - импортеров, в основном базовой продукции сельскохозяйственного сектора - мяса, сахара, зерновых, молочной продукции. При этом наиболее защищенные нетарифными барьерами до Уругвайского раунда рынки сельскохозяйственной продукции развитых стран остаются максимально защищенными и в настоящее время. Обязательства по снижению внешнего тарифа квоты не были выполнены, было достигнуто лишь минимальное снижение на 10-15% (вместо запланированных 24-36%), но даже этот процент снижения в основном приходится на продукцию, не представляющую особого интереса для защиты или достигается путем сокращения в большей степени внутреннего тарифа в рамках тарифной квоты, а внешнего на минимальные 15%. Лицензирование – под лицензирование понимают разрешительный порядок импорта или экспорта определенных товаров после получения лицензии, выдаваемой уполномоченным государственным органом. 2 классификации: - лицензирование по индивидуальной или по генеральной лицензии; - лицензирование автоматическое и неавтоматическое. à индивидуальная лицензия - является разовым (на одну сделку) разрешением конкретному импортеру / экспортеру на ввоз определенного товара, не передается другому лицу и полностью регламентирует основные стороны сделки, включая количество, стоимость, страну происхождения товара. à генеральная лицензия - предоставляет право любому импортеру / экспортеру в течение определенного периода времени (как правило, одного календарного года) ввозить определенные специальным перечнем товары. Обычно ограничения в отношении страны происхождения товара не используется (выдается глобальная, или открытая лицензия), но в некоторых случаях может содержаться перечень определенных стран, разрешенных в качестве торгового партнера. Помимо этого существует множество других форм лицензирования, таких как выдача разрешения на импорт только для отдельных покупателей (например, только фактическим потребителям или зарегистрированным импортерам); предоставление лицензии на импорт производителю в зависимости от его экспортных поставок; выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных внешним или внутренним финансированием; обусловленность получения лицензии закупками определенного количества товаров внутреннего производства, которые должен осуществить импортер; наложение обязательства получить специальное разрешение на импорт от соответствующего отраслевого ведомства как первоначальное условие выдачи обычной лицензии; и другие виды лицензирования, связанные с ограничениями по признаку страны - производителя или формы внешней торговли (например, лицензии на бартерные и другие безвалютные операции). à автоматическое лицензирование - предполагает автоматическое получение лицензии на ведение внешнеторговой деятельности при подаче заявки в соответствующий государственный орган. Оно предназначено, прежде всего, для осуществления постоянного наблюдения за объемами импорта товаров с целью контроля и своевременного ограничения увеличивающегося импорта. По своей сути не является действенным протекционистским барьером, проблемы доступа на рынки в этом случае могут возникать только от метода (процедурных аспектов), которым осуществляется лицензирование. à неавтоматическое лицензирование – носит разрешительный характер и свободно не предоставляется. Для получения лицензии необходимо соблюдение определенных условий, и сама лицензия является необходимым предшествующим условием для импорта товаров. Являются отдельным самостоятельным (не зависимым от введенных квот) методом ограничения. Основное различие с автоматическим лицензированием в том, что последнее, главным образом, используется для составления торговой статистики, и одобрение предоставляется во всех случаях, практически немедленно после подачи заявления, а неавтоматическое лицензирование является средством управления импортом в зависимости от соответствия определенным критериям. Добровольные экспортные ограничения - представляют собой обязательство экспортирующей страны ограничить вывоз определенных товаров путем физического ограничения объемов и снижения темпов прироста экспорта, или через повышение цен на экспортируемые товары. Практика применения добровольных экспортных ограничений развивалась по нескольким направлениям: - заключение формальных межправительственных соглашений между двумя странами (например, Япония - США 1989 – 1994 гг. - отказ от увеличения экспорта автомобилей в США), - заключение неформальных соглашений (договоренности) производителей экспортирующей и импортирующей стран, - соглашения по ограничению экспорта в рамках более широкого многостороннего соглашения (например, MFA, с 1973 году). Хотя формально установление добровольных экспортных ограничений является результатом согласованных действий торгующих стран, фактически он навязывается страной-импортером под угрозой применения более жестких мер. Этот вид НТБ сложнее контролировать на международном уровне, чем другие виды нетарифных барьеров. Как правило, такое ограничение распространяется не на всех, а на определенную группу поставщиков, нередко наблюдается различие в степени регламентации; к добровольному самоограничению прибегают в случаях, когда нет достаточных оснований для применения других торгово-политических инструментов регулирования. Затрагивают торговлю продукцией текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, торговлю молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями, металлообрабатывающими станками и другими товарами. Эта мера широко используется развитыми странами, преимущественно ЕС и США, которые вынуждают торговых партнеров ограничивать экспорт товаров под угрозой введения более жестких мер протекционизма. Добровольные экспортные ограничения широко применяются в США и ЕС, причем они используют этот вид нетарифных барьеров в значительно больших масштабах, даже по сравнению с другими развитыми странами. Так, ЕС добивался договоренностей об ограничении экспорта от Японии (ткани, станки, подшипники, цветные телевизоры и видеомагнитофоны, легковые автомобили, другое), Кореи (обувь, бытовая электротехника), Турции, стран Северной Африки и Латинской Америки (текстиль и одежда). США заключали такого рода соглашения с Японией (легковые автомобили, станки, керамика и фарфор), Кореей (кожа, изделия из каучука, бытовая электротехника, очки и оправы к ним). К настоящему времени число двусторонних соглашений о добровольном ограничении экспорта превысило 200, но это не исчерпывающие данные, поскольку выявление этого нетарифного барьера сильно затруднено. Они затрагивают торговлю продукцией текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, торговлю молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями, станками и другими товарами. При наличии соглашения о добровольном ограничении экспортирующая страна может дополнительно применять еще ряд мер нетарифного регулирования, например, выборочное одобрение национальных импортеров со стороны государства, квоты для отдельных предприятий, ограничения на состав импортеров в рамках национальных экономических программ.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |