Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аттестация гражданских служащих




Общественно-политические и социально-экономические процессы во всех странах, в том числе в России, в условиях рыночных отношений хара-ктеризуются быстротечностью и изменчивостью. Это, в свою очередь, обусловливает существенное изменение требований к руководителям и специалистам в период прохождения ими государственной гражданской службы.

Этим определяется необходимость периодической оценки знаний, умений и навыков гражданских служащих, также установления их служе-бно-должностного соответствия замещаемым ими должностям. Этим це-лям служит аттестация государственных гражданских служащих, предус-мотренная Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федера-ции» и осуществляемая на основе оценки их профессиональной служебной деятельности.

Аттестация (от лат. attestaatio - свидетельство) - определение квали-фикации работника, качества продукции, рабочих мест, уровня знаний уча-щихся; отзыв, характеристика.[22] Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

Как один из правовых институтов государственной гражданской служ-бы, аттестация включает:

· совокупность правовых норм, регулирующих отношения, ессе ее организации и проведения отношения;ной гражданской службыс изменением условий оплаты труда гражданских служащих.твенномсклады-

вающиеся в процессе ее организации и проведения;

· оценку выполнения гражданским служащим возложенных на них за-

дач и обязанностей по обеспечению и реализации полномочий государст-венных органов в соответствии с должностным регламентом, а также сте-пени их соответствия замещаемой государственной должности.

Аттестацию рассматривают в широком и узком смысле слова.

В широком смысле аттестация – это процесс, в ходе которого ре-шаются следующие задачи:

ü формирование высокопрофессионального кадрового корпуса

государственных гражданских служащих;

ü обеспечение стабильности кадров государственной службы;

ü выявление потенциальных возможностей гражданских служа-

щих с целью их наиболее эффективного использования;

ü стимулирование профессиональной компетентности и повыше-ния квалификации работников;

ü повышение организованности, ответственности и дсциплины кадров государственного аппарата;

ü предупреждениеи борьба с правонарушениями и коррупцие в системе государственной службы;

ü воспитание гражданских служащих и др.

В узком смысле слова аттестация – это процесс, благодаря которо-

му совершенствуется деятельность государственного органа по подбору, расстановке и повышению квалификации гражданских служащих.

Прохождение аттестации является основанием для продолжения за-мещения гражданским служащим должности государственной граждан-ской службы.[23]

В соответствии с ч.4 ст.48 Федерального закона № 79-ФЗ «О госу-дарственной гражданской службе», аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Порядок проведения аттестации опре-делен Положением о проведении аттестации государственных граждан-ских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президен-та России от 21 февраля 2005 г. № 110. [24] Аттестации подлежат все государственные гражданские служащие, за исключением тех граж-данских служащих, которые не подлежат аттестации в соответствии с ч. 3 ст. 48 Федерального Закона № 79-ФЗ и п. 3 Положения о проведении аттестации, в том числе.

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы

менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по

уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация

указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год

после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий

«руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен

срочный служебный контракт;

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Ранее срока, указанного в ч. 4 ст. 48, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установ-ленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности граждан-ского служащего также может проводиться внеочередная аттестация граж-данского служащего. Согласно положениям ч. 6 ст. 48 Закона № 79-ФЗ решение о проведении внеочередной аттестации в этом случае должно приниматься на основе результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. По смыслу этой нормы, инициатива ее проведения может исходить как от гражданского служаще-го, так и от представителя нанимателя (например, при неудовлетвори-тельных результатах профессиональной служебной деятельности граждан-ского служащего по результатам годового отчета). Однако и в том, и в дру-гом случаях необходимо выраженное согласие другой стороны служебного контракта.[25]

При проведении аттестации учитываются соблюдение граждан-ским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполне-ние требований к служебному поведению и обязательств, установленных Федеральным законом № 79-ФЗ..

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового кор-пуса государственной гражданской службы Российской Федерации, повы-шению профессионального уровня гражданских служащих, решению воп-росов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы в государственном органе при сокраще-нии ее должностей, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестация имеет важнейшее значение в служебной деятельности гражданских служащих. Как коллективный метод оценки профессиональ-ных качеств гражданских служащих аттестация, несомненно, полностью не устраняет произвола руководителя. Но это, вероятно, самый справедли-вый, самый демократичный и наиболее эффективный подход. Наиболь-шая эффективность данного метода проявляется в рамках должностного продвижения, когда предпочтение при заполнении вакантных мест отдает-ся лицам, имеющим опыт работы в аппарате государственной администра-ции, когда поступление на службу происходит на низовом должностном уровне, а в дальнейшем, на должности среднего звена гражданские служащие перемещаются из низового, а в высшее звено отбираются из среднего.

Специалисты отмечают, что по мере развития и совершенствования гражданской службы в России возрастает роль аттестации в процессе должностного профессионального роста управленцев. Она призвана либо подтвердить правовой и социальный статус служащих, либо стать осно-ванием к их изменению. По ее результатам могут быть предложены ко-миссией и реализованы руководителем государственного органа (предста-вителем нанимателя) меры, способствующие развитию карьеры и повы-шению правового статуса гражданского служащего – продвижение в долж-ности, присвоение классного чина; увеличения надбавки за особые условия труда; включение гражданского служащего в кадровый резерв.[26]

 

В основе аттестации государственных гражданских служащих лежат принципы, которыми руководствуются федеральные государст-венные органы и государственные органы субъектов РФ, их кадровые аппараты, председатели и члены аттестационных комиссий в процессе оп-ределения профессиональной пригодности гражданских служащих и их служебных качеств. В числе этих принципов: законность; объективность; доступность всех граждан к занятию должностей государственной граж-данской службы в соответствии с образованием и профессиональными ка-чествами; гласность; беспристрастность; коллегиальность.

Наиболее общими критериями оценки государственных граждан-ских служащих могут быть:

· деловые и личные качества (свойства, черты) сотрудников, характеристики их поведения в различных ситуациях;

· качество выполнении управленческих функций либо осуществления

административных процедур (в соответствии с должностным регла-ментом);

· характеристики применяемых средств деятельности, показатели ре-зультатов деятельности возглавляемых подразделений (коллекти-вов);

· результаты организаторской деятельности;

· успешность установления и достижения государственными граждан-скими служащими целей управления.

Существует также интегральная (комплексная) оценка, включающая различные комбинации из названных и иных критериев.[27]

Оценка служебной деятельности государственных служащих пред-полагает определение его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой государственной должности, участия в решении постав-ленных перед соответствующим государственным органом (подразделе-нием) задач, сложности и результативности выполняемой им работы. При этом учитываются профессиональные знания, опыт, прохождение курсов повышения квалификации и (или) переподготовки, а также организатор-ские способности (применительно к группе должностей).

Подготовка и проведение аттестации гражданских служащих, осуще-ствляемые в соответствии с Положением, утвержденным Указом Прези-дента России от 1 февраля 2005 г. № 110, включает три этапа: подгото-вительный, непосредственно аттестация, заключительный. Предвари-тельная работа по подготовке аттестации возлагается на подразделение государственной службы и кадров государственного органа, а за подго-товку к аттестации – на конкретного гражданского слу-жащего.

Подготовительный этап. Для проведения аттестации государст-венных гражданских служащих по решению представителя нанимателя ежегодно издается правовой акт государственного органа, содержащий следующие положения:

ü о формировании аттестационной комиссии;

ü об утверждении графика проведения аттестации;

ü об утверждении списка гражданских служащих, подлежащих аттестации;

ü о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том чи-сле из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юри-дического (правового) подразделения и подразделения, в котором граж-данский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность граж-данской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образова-тельных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанима-теля в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, свя-занным с гражданской службой, без указания персональных данных экс-пертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации граж-данских служащих, замещающих должности гражданской службы, испол-нение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, кото-рые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией реше-ния. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавлива-ется.

В графике проведения аттестации указываютс я наименование го-сударственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация; список гражданских служащих, подлежащих аттестации; дата, время и место проведения аттестации; дата представления в аттестационную ко-миссию необходимых документов с указанием ответственных за их пред-ставление руководителей соответствующих подразделений государствен-ного органа. График аттестации доводится до сведения гражданских слу-жащих, подлежащих аттестации, не менее чем за месяц до начала аттес-тации.

Не позднее, чем за две недели в аттестационную комиссию предс-тавляется мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивирован-ному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служа-щим за аттестационный период работах, поручениях и подготовленных им проектах документов и т.д, содержащиеся в годовых отчетах о профессио-нальной служебной деятельности гражданского служащего.

В практике работы государственных органов, важной частью под-готовительного этапа аттестации государственных гражданских служащих

являются индивидуальные собеседования. В ходе собеседования непо-средственный руководитель оценивает работу гражданского служащего и представляет результат своей оценки для обобщения и последующего принятия решения в аттестационной комиссии. Эта процедура способст-вует взаимному личному общению непосредственного руководителя и подчиненного. В ряде государственных органов установлены системы оце-нок, когда в ходе собеседования до сведения гражданского служащего доводятся выводы, сделанные руководителем, в свою очередь у гражданс-кого служащего есть возможность задавать вопросы и комментировать ус-лышанное.[28]

Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый граждан-ский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополни-тельные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представ-ленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого гражданского служащего. Участие в проводимой в государственном органе аттестации (в том числе и внеочередной) является обязанностью гражданского слу-жащего. В частности, согласно ч. 14 ст. 48 Закона № 79-ФЗ, в случае отказа гражданского служащего от аттестации, а также при неявке его на аттес-тацию без уважительных причин гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности. Перечень дисциплинарных взысканий, которые могут применяться к гражданскому служащему, и порядок их применения установлены ст.ст. 57, 58 указанного Закона. Аттестация в этом случае переносится.[29]

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решение об оценке про-фессиональных и личностных качеств гражданского служащего, а также рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттес-туемого и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой государственной должности.

Оценка служебной деятельности государственного гражданского служащего основывается на соответствии его служебной деятельности по-

ложениям должностного регламента.

Аттестационная комиссия может вынести в отношении аттестуемого гражданского служащего одно из следующих решений:

· соответствует замещаемой должности гражданской службы;

· соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

· соответствует замещаемой должности гражданской службы при ус-ловии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

· не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего. Аттестационный лист подписывается председателем, замести-телем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии. С аттестационным листом гражданский служащий должен быть ознакомлен под расписку.

Заключительный этап. Результаты аттестации гражданского слу-жащего представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения. Представитель нанимателя в течение од-ного месяца после проведения аттестации и по ее результатам издает соот-ветствующий правовой акт государственного органа. При этом он может принять одно из следующих решений в отношении соответствующего гражданского служащего:

· о включении его в кадровый резерв для замещения вакантной долж-ности гражданской службы в порядке должностного роста;

· о направлении на профессиональную переподготовку или повыше-ние квалификации;

· о понижении в должности гражданской службы.

Необходимо отметить, что ст. 37 Закона № 79-ФЗ предусматривает возможность расторжения служебного контракта с гражданским служа-щим по инициативе представителя нанимателя при его несоответствии замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Данная ст. 37 предусматривает увольнение гражданского служащего только при отказе его от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы. При этом решение об увольнении гражданского служащего в указанных случаях принимается по усмотрению представителя нанимателя.

Федеральным Законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государствен-ной гражданской службе Российской Федерации» (ст.70) предусмотрена возможность обжаловать результаты аттестации в комиссию государст-венного органа по служебным спорам или в суд. Способ защиты выбирает аттестуемый гражданский служащий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.