Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тело как проводник электрических явлений 5 страница




Каково бы ни было желание сотрудничать, каждая фирма беспокоится (и не без основания), что если она будет конкурировать пассивно, ее соперник может конкурировать агрессивно, захватывая львиную долю на рынке.

В итоге молчаливый сговор недолговечен. Здесь изначально заложено недоверие друг к другу, и поэтому в любой момент может начаться олигополистическая война.

Анализируемая здесь базовая ситуация часто называется Здилеммой заключенныхИ и иллюстрируется проблемой, стоящей перед двумя содержащимися в отдельных камерах ворами, которые могут или сознаться, или не сознаться в краже, которую они совершили вместе. Когда каждый преследует исключительно собственные интересы, совместные действия заключенных приводят к наихудшему для обоих результату.

Преимущество теории игр перед другими моделями олигополии для практического использования заключается в том, что фирме не обязательно знать, какое решение примут ее конкуренты. Однако фирма должна уметь анализировать эффект каждого возможного решения. Очевидно, что эта задача практически невыполнима, когда на рынке действует много конкурирующих компаний. Следовательно, теория игр применима только в относительно простых случаях, но и при этом оценка прибыли, получаемой фирмой при каждом варианте, будет весьма приблизительна.

 
 

 


3. Рыночная власть, ее источники и показатели. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование

Рыночная власть означает способность экономического субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия (цены и объемы продаж) в собственных интересах. Понятие рыночной власти обычно отождествляется с понятием монополизма.

Главными признаками использования фирмами монопольной власти являются рост цен и снижение объемов продаж, в результате чего общество получает меньшее количество товаров по более высокой цене, нежели это возможно при кон­куренции продавцов.

Почему на отдельных рынках возникает монопольная власть? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить источники монополизации рынков (о них уже шла речь в тема 4):

Ґ в некоторых отраслях конкуренция в принципе неосуществима, благодаря чему возникает естественная монополия;

Ґ в ряде отраслей наблюдается продолжительный положительный эффект масштаба производства, в результате которого минимальные средние издержки достигаются при очень значи­тельных объемах выпуска. Таким образом, эффективно функционировать здесь могут лишь несколько крупных предприятий;

Ґ фирмы могут обладать монопольным правом на источни­ки специфического сырья или на ресурсы, предложение которых ограничено;

Ґ существует масса юридических ограничений (например, патенты на изобретения и технологии, лицензии на право заниматься определенным видом деятельности);

Ґ фирмы могут захватить значительную долю рынка, используя методы ЗнечестнойИ конкуренции (например, демпинговые цены с целью разорения конкурентов, подкуп государственных чиновников для получения различных привилегий от государства и т.д.).

О степени монопольной власти фирм в той или иной отрасли можно судить, основываясь на некоторых показателях.

Коэффициент Лернера рассчитывается как отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными издержками ее производства к цене продукции:

 

L= (P Р MC)/P, (6.1)

где L Р значение коэффициента Лернера;

P Р цена продукции.

МС Р предельные издержки выпуска продукции.

 

Коэффициент Лернера может принимать значения от нуля до единицы. Чем больше его значение (т.е. чем больше разница между ценой продукции и величиной предельных издержек), тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке. Для совершенной конкуренции, при которой цена товара равна предельным издержкам его производства, данный коэффици­ент равен нулю.

Коэффициент концентрации С это выраженное в процентах отношение объема продаж определенного количества крупнейших фирм (например, трех, четырех, шести или восьми) к общему, отраслевому объему продаж. Данный показатель достаточно прост в расчетах, но он имеет существенный недостаток: характеризует не всю совокупность фирм в отрасли, а только несколько крупнейших фирм.

Индекс ХерфиндаляСХиршмана рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм определенной отрасли:

 

HHI = , (6.2)

где где НН1 С значение индекса ХерфиндаляСХиршмана; S С доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли, %; п С количество фирм в отрасли.

Максимальное значение индекса наблюдается при полной монополизации рынка одним продавцом (НН1 =1002 =10 000). Минимальное значение индекса приближается к нулю и воз­можно, когда число субъектов стремится к бесконечности, а их рыночные доли С к нулю. Если при расчете индекса рыночные доли фирм измерять не в процентах, а в долях от единицы, то максимальное значение данного показателя будет равно единице.

На величину индекса ХерфиндаляСХиршмана влияют два параметра: количество фирм в отрасли и их размеры. Чем больше фирм осуществляют производство и продажи рассматриваемого товара, тем меньше значение индекса. Чем больше доля отдельных фирм в отраслевом объеме продаж, тем выше значе­ние индекса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.