Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тело как проводник электрических явлений 6 страница




Монополизм в Республике Беларусь отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку его истоки лежат в структуре хозяйствования СССР, где кон­куренция считалась ненужным дублированием, а централизация и укрупнение производства обосновывались положительным эффектом масштаба. Уровень монополизации белорусской экономики, определяемый количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. Однако речь не идет о классических монополиях. Рыночная сила монополиста характеризуется наличием у него:

а) власти над ценами;

б) способности воздвигать барьеры для вхождения в отрасль новых участников благодаря монопольному доступу к ис­точникам сырья и специфическим технологиям;

в) патентов и лицензий;

г) значительных финансовых ресурсов для борьбы с потенциальными конкурентами и т.д. Однако предприятия, занимающие доминирующее положение на рынках Беларуси, в большинстве своем не обладают перечисленными выше характеристиками.

Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным С они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.

Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития С все это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.

Экономическая ситуация в Республике Беларусь характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных предприятий. Кроме того, государство инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. Названные процессы улучшают управляемость экономики, в определенной степени позволяют использовать преимущества кооперации производства и положительного эффекта масштаба, но снижают уровень конкуренции.

Антимонопольное законодательство регулирует антимонопольную политику, направленную на ослабление и ограничение рыночной власти или предотвращение ее приобретения экономическими субъектами.

Органы, проводящие антимонопольное регулирование, обращают внимание на следующие критерии:

Ґ рыночную долю фирмы. Для этого определяются географические границы рынка, на котором реализуется продукция фирмы, и наличие товаровСзаменителей для исследуемого продукта;

Ґ антиконкурентное поведение фирмы. Антимонопольное регулирование применяется прежде всего против компаний, которые захватывают рынок с использованием ограничительной политики. Если фирма монополизирует источники сырья, агрессивно ведет себя по отношению к другим фирмам, проводит политику слияний, то это можно определить как антиконкурентное поведение;

Ґ характер товара фирмы С обычный или уникальный (т.е. является ли фирма новатором). Фирмы, которые добиваются успеха и захватывают значительную долю рынка в результате создания уникальной продукции и достижения высокой производственной эффективности, в меньшей степени подвергаются антимонопольному регулированию;

Ґ наличие у фирмы сверхвысоких прибылей, являющееся признаком монопольной власти. Трудность заключается в том, чтобы определить уровень нормальной прибыли (которая входит в состав экономических издержек), сверх которой всю прибыль можно считать экономической.

При выявлении рыночной доли фирм используются показатели, например, в США С индекс ХерфиндаляСХиршмана.

В зависимости от его величины все отрасли ранжируются по трем категориям. Если НН1 < 1000, рынок считается неконцентрированным, и правительственные органы не видят необходимости вмешиваться, например, в процесс слияний фирм, так как степень рыночной власти незначительна. Если 1000 < НН1 < 1800, то рынок характеризуется как умеренно концентрированный, и при слиянии фирм соответствующие государственные органы могут проводить антимонопольные расследования. При НН1 > 1800 рынок признается высоко­концентрированным, и слияния фирм, еще более увеличивающие концентрацию, попадают под пристальное внимание государства, которое вправе запрещать их в определенных случаях.

В ФРГ считается, что господство монополий на рынке существует, если доля одного предприятия составляет не менее 1/3 в общем объеме продаж, трех предприятий С не менее 1/2, пяти предприятий С не менее 2/3.

В Республике Беларусь предприятие признается занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, если, во-первых, его доля продаж превышает некоторую величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления (за исключением случаев государственной или естественной монополии); во-вторых, если уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможностей доступа на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополисты включаются в Государственный реестр монополистов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.