Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтагматические отношения




Синтагматическими отношениями связаны однотипные единицы, смежно расположенные друг с другом в одном линейном ряду и оказывающие влияние друг на друга.

 

Например, качество мягкости/ твердости согласных звуков влияет на артикуляцию соседних гласных звуков, вызывая в случае мягкости соседствующих согласных продвижение активного артикуляционного органа вперед и вверх, ср. [мал] и [м’·а·т’]

 

Такие отношения возникают между ними только в условиях их функционирования в составе единиц другого, вышележащего уровня: фонемы в морфеме, морфемы в слове и т.д.

Синтагматические отношения выступают формой существования парадигматических отношений.

Парадигматические отношения – отношения между обобщенными единицами потенциального типа.

Синтагматические отношения – отношения между единицами реальными, функционирующими.

Окружение, в котором встречается та или иная единица в линейном ряду, называется позиция.

По способности воздействия на дифференциальные признаки единицы позиции делятся на сильные и слабые.

Сильная позиция – это позиция наибольшего различения единиц. Например, для русских гласных сильной является позиция под ударением после твердого согласного или в абсолютном начале слова ([ дом/ дам / дым / ду´ма ]); для глаголов – позиция присубъектная, различающая полисемию: дети, часы идут, в данных сочетаемостях различается два ЛСВ глагола идти: 1. Передвигаться с помощью ног (о человеке, животном), 2. Работать (ср.: идут быстро – полисемия не снимается).

Слабая позиция – позиция неполного различения единицы. Соответственно, слабой позицией для русских гласных является позиция безударная, для парных шумных согласных – позиция конца слова и перед парным шумным: [ кот – кóда ], [ кот – катá ].

Второе основание разделения – способность сочетания с единицами, имеющими различительные признаки, на этом основании противопоставляются позиции совместимые и несовместимые:

Две позиции совместимы, если в них реализуется один вариант языковой единицы: позиции увлажнить и лечь на существительного земля совместимы, так как в данном сочетании реализуется один ЛСВ земля «почва»: увлажнить землю; лечь на землю.

Несовместимые позиции не допускают употребления одного варианта единицы: лечь на землю – облететь вокруг земли. В данных контекстах реализуются значения «почва» и «планета».

Совокупность позиций единицы называется дистрибуцией.

 

Выделяют четыре типа дистрибуций:

1. Эквивалентная дистрибуция, то есть тождество окружений. Такую дистрибуцию имеют синонимы-дублеты (лингвистика – языкознание).

2. Дополнительная дистрибуция, то есть полное различие окружений. Такая дистрибуция характерна для слов, не имеющие общих компонентов значения (лингвистика – зеленый).

3. Контрастирующая дистрибуция, то есть пересечение контекстов единицы. Такой тип дистрибуции характерен для лексем, входящих различные ЛСГ в качестве согипонимов, например, лексемы лингвистика и математика входят в ЛСГ наименований научных дисциплин.

4. Привативная дистрибуция – совокупность окружений одной единицы полностью включается в состав возможных окружений другой единицы, который при этом имеет и другие. Такие окружения характеризуют родовой и видовые компоненты ЛСГ (лингвистика – наука).

 

Синтагматические отношения единиц, также как и парадигматические, реализуются различным образом на разных уровнях языковой системы, что определяется различием основных единиц языковых подсистем.

От фонемы к предложению наблюдается усложнение признаков единицы, на основе взаимного приспособления которых происходит согласование элементов в линейной речевой цепи.

На фонологическом уровне законы синтагматического развертывания – это законы сочетаемости звуков в речевой последовательности: явления акккомодации и ассимиляции, приспособления артикуляции соседствующих в речевой последовательности звуков.

На морфологическом уровне – это законы сочетаемости морфем в слове, регулирующиеся правилами: 1) морфонологии, определяющими возможности сочетания звуков на стыке морфем (ср., например, обогнуть – обвязать); 2) механизмами семантического согласования (например, суф. -ит- сочетается с корнями, названиями органов человеческого тела (плеврит, бронхит).

На лексическом уровне единицы вступают в синтагматические связи в составе предложения на основе актуализации компонентов как лексического, так и грамматического значения и формы. Например, широко известное «лабораторное» высказывание Зеленые идеи бешено спят построено как грамматически (формально и семантически) правильное, но с нарушением лексико-семантических связей. Фраза Темная лес глухое шуметь (Темный лес глухо шумел) имеет нарушение грамматического и лексико-грамматического согласования.

На синтаксическом уровне вступают в действие правила сочетания частей сложного предложения и частей сложного синтаксического целого, правила формально-смыслового согласования на уровне связного текста – тематическое единство, тема-рематическое развертывание, видо-временное согласование предложений в составе текста и т.д.

2.3.2. Отношения средства/функции

Сложность языковой системы определяется прежде всего тем, что субстанция языковой системы представлена несколькими типами единиц.

Функции отдельных единиц – это их назначение, роль в устройстве языка и механизмах его функционирования. Каждой единице свойственен комплекс функций.

Фонемы, односторонние единицы, служат для различения всех значимых единиц языка, прежде всего – морфем.

Морфемы имеют значение, вернее, значимость, так как их семантика определяется только по соотношению всех элементов слова, основная функция морфем – оформление слова. Вариация воплощения данной функции приводит к формированию разных типов морфем – корневых и аффиксальных, среди последних значимо противопоставление классифицирующих и словоизменительных.

Слова, самостоятельно значимые единицы, выполняют номинативную функцию и участвуют в построении целостной коммуникативной единицы – предложения. Ориентация на выполнение различных частных функций в составе формирующегося предложения приводит к выделению и обособлению предикативной и идентифицирующей лексики.

Предложение (высказывание) направлено на выполнение коммуникативной функции, участвуя как строевая единица в процессах формирования текста.

Первостепенная важность функциональной характеристики проявляется в том, что внешне однотипные единицы являются разными языковыми элементами вследствие различия выполняемых ими языковых функций.

 

Функциональный принцип является определяющим и при уровневой квалификации единиц типа слог, основа, словосочетание. Например, слог квалифицируется как единица фонетического уровня, так он не имеет значения, не выполняет тех же функций, что и морфема.

Основа, являясь номинативно несамостоятельной единицей, принадлежит морфемному уровню.

 

Например, в следующем высказывании выделенные фрагменты могут быть квалифицированы как морф, слово (ЛСВ), фон: Не дом а, а д а м а.

Реализованные речевые варианты объединяются в языковую единицу на основе общности их функции, которая выявляется в пределах единиц более высокого уровня, например звуки [ ’а ], [ иe ], [ ь ] в словоформах п’ать, п’иeти, п’ьтачок – варианты одной фонемы /а/.

Отношения средства-функции являются объединяющими уровни языка в целостную иерархическую организацию. При этом от уровня к уровню функции усложняются, чему соответствует и количественное усложнение, количество фонем исчисляется десятками, морфемы – тысячами, слова исчисляются сотнями тысяч, текст бесконечен.

В целом язык может быть интерпретирован как порождающая модель. При этом комбинаторные возможности единиц естественного языка не используются полностью.

Ограниченность уровневой модели языка выявляется в рамках современных функционалистких теорий: конечная цель функционирования единиц всех уровней – построение текста, что схематически может быть отражено через последовательное включение окружностей в более сложные:

 

 

Рис. 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.