Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И пали ниц ангелы, кроме Иблиса, — он возгордился и оказался неверным




Къур`ан, 38:73,74158

Однако, когда Иблис был спрошен — почему он не поклонился, он ответил, что он лучше чем Адам:

Он (АЛЛАh) сказал: "Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?" Он сказал: "Я — лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины".

Къур`ан, 7:12

Причина, по которой он предпочел себя была в том, что он был сотворен из огня. Так как ангелы сотворены из света, как передавалось от Пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа), а джинны — из огня, то это оправдание превосходства, со стороны Шайтана, подразумевает, что был джинном, а не ангелом. Ибн Кя с ир сказал:

"Когда Всемогущий АЛЛАh приказал ангелам пасть ниц перед Адамом, то повеление было обращено и к Иблису, хотя он и не был одного с ними происхождения, потому что он был среди них и участвовал в их делах. Поэтому повеление было также обращено и к нему и он был проклят за неповиновение этому приказу".159

Аз-Замахшари160 сказал:

"Повеление относилось и к нему, хотя оно было обращено к ангелам, потому что Иблис был вместе с ними и он поклонялся АЛЛАhу Всемогущему также, как поклонялись Ему они. Когда им было приказано пасть ниц перед Адамом и они склонились в его честь, то было даже более уместно, чтобы склонился джинн (Иблис)".161

Кроме того, Къур`анические тексты, приведенные в предыдущих главах показывают, что ангелы не имеют свободы воли, но делают то, что повелел им АЛЛАh. Можно привести иной аят, который освещает вопрос в совершенно однозначных выражениях:

И вот Мы сказали ангелам: "Поклонитесь Адаму!" И поклонились они, кроме Иблиса. Был он из джиннов и совратился с пути Господа своего. Неужели вы возьмете его и его потомство защитниками вместо Меня? Они для вас — враги".

Къур`ан, 18:50

Аш-Шанкъити162 сказал:

"Очевидный смысл (аята) показывает, что причина его непокорности повелению своего Господа была в его сущности джинна. Ибо в основных правилах Къур`анического толкования при обращении к ясному тексту установлен принцип, что фа (тогда, поэтому, потому что, так) — среди тех соединительных частиц, которые указывают "причину"... Например, в высказывании Всемогущего АЛЛАhа: "Вору и воровке (фа) отсекайте их руки...". (5:38). То есть их руки должны быть отсечены из-за их воровства.163...Его (Иблиса) непокорность имела причиной его сущность джинна: "Был он из джиннов и (фа — потому) совратился с пути Господа своего". Это и есть та характеристика, которая отличает его от ангелов. Они все — покорны повелениям, а он — нет".164

Мнение Ибн Х аджара Аль-Хайсами165:

"Очевидно, что доказательство (того, что Иблис — джинн) основанное на фразе: "Был он из джиннов..."сильнее, чем доказательство того, что он ангел, основанного на исключении [ "они (ангелы) пали ниц перед ним, КРОМЕ Иблиса" ], потому что (в арабском языке) исключение часто встречается в нарушенной (мункати) форме166, как в высказывании Всемогущего:

Сказал он (Ибрohим): "А присмотрелись ли вы к тому, чему вы поклоняетесь, вы и ваши древние отцы? Ведь они — враги мне, кроме Владыки миров, Который меня создал, и Он ведет меня по прямому пути...".

Къур`ан, 26:75-78

Здесь "Владыка миров" — не из тех, что упомянуты ранее (т. е. группа, из которой Он исключен)".167

Также некоторые комментаторы указывали, что аят, приведенный выше (18:50) упоминает и потомство Шайтана, в то время как ангелы — существа бесполые, не порождающие потомства.168

В отношении распространенного среди некоторых толкователей мнения, что Иблис был ангелом,

Аш-Шанкъити сказал:

"То, что приписывается некоторыми толкователями многим из ранних ученых, таким как Ибн 'Аббас и другие, в отношении того, что он (Иблис) был из благороднейшей группы ангелов, хранителей рая, что он был назначен на ближайшее небо, и что его имя было Азазель169, — все это происходит из иудейских источников (исра'илийа), которые ненадежны".170

Таким образом, наиболее правильное мнение в том, что Иблис находился среди ангелов, но не был одним из них. Как случилось так, что он находился среди них — разъясняется во многих сомнительных повествованиях, приписываемых сподвижникам Пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа) и их ученикам.171

Был или нет Шайтан предком всех джиннов, как Адам был предком всего человечества, также было предметом споров среди некоторых мусульманских ученых. Некоторые считали, что он — один из джиннов и не их предок. Кроме того, подобно Каину, бывшему первым злосчастным человеком, они рассматривали Шайтана — первым злосчастным джинном, из-за его неповиновения повелению АЛЛАhа — поклониться Адаму.172 Следующий аят приводился как доказательство в поддержку этого взгляда:

И вот Мы сказали ангелам: "Поклонитесь Адаму!" И поклонились они, кроме Иблиса. Был он из джиннов...

Къур`ан, 18:50

Очевидный смысл этого аята подразумевает, что Шайтан был только одним из них и не первым среди них.173

Другой взгляд был выражен Аль- Х асаном Аль-Басри в его толковании фразы из вышеупомянутого аята: "Был он из джиннов...". Он сказал:

"Иблис не был одним из ангелов, ни на мгновение ока. Он был предком джиннов, также как Адам был предком людей".174

Этого взгляда также придерживался Ибн Таймийа.175 Однако, в отношении вопроса — был или нет Шайтан в действительности, предком джиннов, — удовлетворительного доказательства в Къур`ане и Сунне, чтобы предпочесть одно мнение другому, — нет.

ФОРМА

В своем естественном виде большинство джиннов — невидимы для человека, но видимы для некоторых животных. Это позиция большинства ученых, прошлого и настоящего. В отношении визуальности джиннов, Му х аммад Рашид Рида написал следующее:

"Если ангелы или джинны принимают форму плоти, подобную человеческой или другой (т. е. животного), то становится возможным видеть их. Однако, в нормальных условиях, они — невидимы в своем натуральном виде".176

Далее следует некоторые из достоверных повествований, поддерживающих эту позицию:

Джабир ибн ‘АбдуЛЛАh сообщил, что Пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал:

Если вы слышите лай собак или крик осла ночью, то ищите убежища у АЛЛАhа от шайтана, потому что они видят то, чего вы не видите. 177

В другом повествовании, Абу Хурайра сообщил, что Пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал:

Когда вы слышите крик осла, то ищите убежища у АЛЛАhа от шайтана, потому что он видит шайтана. 178

В другом повествовании, Абу-д-Дарда' сказал: "Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) стоял (в молитве) и мы слышали, что он сказал: "Я ищу убежища у АЛЛАhа от тебя". Затем он протянул руку, как если бы схватил что-то, и сказал трижды: "Я проклинаю тебя проклятием АЛЛАhа". Когда мы закончили молитву, мы спросили его: "О, посланник АЛЛАhа! Мы слышали, что ты сказал нечто в своей молитве, что мы никогда не слышали от тебя прежде. И ты протянул свою руку". Он ответил: "Поистине, враг АЛЛАhа, Иблис, принес пылающий факел и пытался ткнуть им мне в лицо...". 179

Их невидимость также можно вывести из следующего аята:

Ведь он видит вас, — он и его сонм — оттуда, откуда вы их не видите...

Къур`ан, 7:27

Некоторые ученые прошлого, такие как Аш-Шафи'и180, Ан-Наххас181 и Ибн Хазм182 использовали этот аят как доказательство, что только пророки могли видеть джиннов. Аль-Байhакъи183 сообщил в своей книге Манакиб Аш-Шафи'и, от Ар-Раби', что Аш-Шафи'и сказал:

"Мы не принимаем свидетельства любого, кто заявит, что видел джинна, если он не пророк".

Ибн Х аджар184, комментируя это высказывание, сказал:

"Это установление должно относится к тому, кто заявил, что видел их в форме, в которой они были созданы. Тот, кто видел их в обличии животного не должен подвергаться недоверию, из-за большого числа повествований в отношении принятия ими видимой формы".185

Имам Аш-Шафи'и подкрепил свое суждение о том, что только пророки могли видеть джиннов в их натуральном состоянии, — Къур`аническим аятом, который прокомментировал Ибн Х аджар:

"Высказывание Всемогущего: "Ведь он видит вас, — он и его сонм...", относится к тому, когда они в форме, в которой были сотворены".186

Аль-Къуртуби приводит высказывание Ан-Наххаса:

"(Фраза:) "... оттуда, откуда вы их не видите..." указывает, что джинны — невидимы, за исключением миссии Пророка, так как это должно быть доказательством (истинности) его пророчества. АЛЛАh, Величайший и Милостивый, сотворил их в невидимом мире, и они могут быть видимы только, если они изменят свою (первоначальную) форму, которая из чудес, происходящих только в эпоху пророков (мир им и благословение АЛЛАhа).187

Ибн Хазм Аз-Захири сказал:

"Нет какого-либо достоверного сообщения о лицезрении джиннов, после кончины Пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа). Есть только повествования с нарушенной цепочкой или повествования от отвергаемых (передатчиков)".188

Ученые объясняли невидимость джиннов по-разному. Некоторые считали, что они невидимы потому что АЛЛАh сотворил человеческие глаза — неспособными видеть их, в то время как другие придерживались взгляда, что они невидимы из-за тонкости их тел.189 По причине недостаточности доказательств, поддерживающих эти мнения в Къур`ане и Сунне, этот вопрос не разрешен окончательно.

ВИДИМОСТЬ

Существует много достоверных повествований, которые показывают, что некоторые из джиннов, подобно ангелам, могут принимать видимые человеческие очертания и иные различные формы. Некоторые существуют постоянно или временно в видимой форме животного этого мира. В одном из длинных повествований Абу Хурайра сказал:

"Посланник АЛЛАhа назначил меня охранять закят в Рамадан.190 В то время, когда я охранял, некто пришел и начал рыться в продуктах, я схватил его и сказал: "Клянусь АЛЛАhом! Я передам тебя посланнику АЛЛАhа!" Но человек взмолился: "Поистине, я бедный и имею иждивенцев. Я — в великой нужде!", и я отпустил его. На следующее утро Пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: "О, Абу Хурайра! Ты пленил прошлой ночью?" Я ответил: "Он жаловался, что находится в великой нужде и имеет семью, и я отпустил его". Тогда Пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: "Несомненно, он солгал тебе, и он вернется"... (Этот случай повторился еще два раза, после чего Пророк сказал): "О, Абу Хурайра! Знаешь ли ты с кем разговаривал эти последние три ночи?" Он ответил, что не знает и Пророк сказал: "Это был Шайтан". 191

КАТЕГОРИИ

В соответствии с различными достоверными х ади с ами пророка Му х аммада (мир ему и благословение АЛЛАhа), джинны подразделяются на три широкие категории, связанные с режимом существования. Он сказал:

Есть три вида джиннов: один вид, который летает в воздухе все время, другой вид, который существует как змеи и собаки, и земной тип, который обитает в одном месте или блуждает около него. 192

Среди летающих джиннов есть такие, которые подслушивают ангелов в ближайшем небе. Затем эти джинны передают информацию некоторым предсказателям.

‘АбдуЛЛАh ибн 'Аббас сообщил случай, рассказанный ему другим сподвижником Пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа). Он сказал, что они сидели ночью с посланником АЛЛАhа и увидели ослепительно сияющий метеор. Пророк спросил их: "Что вы говорили в доисламские дни в таком случае?" Они ответили: "АЛЛАh и Его посланник знают лучше, а мы говорили, что в такую ночь родился великий человек и умер великий человек". Тогда посланник АЛЛАhа сказал:

Эти (метеоры) не посылаются ни в случае рождения, ни в случае смерти кого-либо. Когда АЛЛАh, Всевышний и Славный, решает сделать что-либо, Он издает повеление. Тогда ангелы, несущие трон и те, кто в небесах рядом с ними, восхваляют и прославляют Его, пока восхваление АЛЛАhа не достигает тех, кто в небесах этого мира. Затем ангелы, близкие к носителям трона, спрашивают их: "Что ваш Господь сказал?" Они сообщают им о том, что Он сказал, и те, кто в небесах (ниже) спрашивают и получают сообщение от них (ангелов, находящихся около носителей трона), пока оно не достигает небес этого мира. Когда передается это сообщение, (джинны) урывками подслушивают то, что сумеют и несут это своим друзьям. Когда ангелы замечают джиннов, они сбивают их метеорами. Если бы они (джинны) сообщали (своим друзьям – колдунам, предсказателям) только то, что они подслушали, это было бы правдой. Однако, они добавляют к этому и смешивают ее (правду) с ложью. 193

До начала миссии пророка Му х аммада (мир ему и благословение АЛЛАhа), джинны путем подслушивания, могли собирать значительное количество информации о будущем. Однако, с началом откровения, АЛЛАh повелел ангелам тщательно охранять ближние небеса и большинство джиннов были рассеяны прочь. Это явление описано в Къур`ане посредством высказывания одного джинна:

И мы коснулись неба и нашли, что оно наполнено стражами могучими и светочами. И мы сидели около него на седалицах, чтобы слушать, но кто прислушивается теперь, тот находит для себя подстерегающий светоч.

Къур`ан, 72:8,9

АЛЛАh сказал:

И охранили Мы их (небеса) от всякого сатаны, побиваемого камнями. А если кто украдкой подслушает, то следует за ним ясный светоч.

Къур`ан, 15:17,18

Сподвижник Пророка, Ибн 'Аббас, продолжая в отношении этих перемен, в результате которых джинны не могут более подслушивать, говорит:

"Когда Пророк и группа его сподвижников отправились на рынок 'Указ194, шайтанов лишили возможности подслушивать на небесах. В них были пушены метеоры, и они вернулись к своим людям. Когда их люди спросили их о происшедшем, они рассказали им. Некоторые решили, что должно что-то произойти, поэтому они рассеялись по земле, разузнавая. Некоторые из них натолкнулись на Пророка и его сподвижников, когда они совершали молитву и они (джинны) слышали как читался Къур`ан. Они стали говорить между собой, что это, видимо, и есть то, что стало причиной их неудачи с подслушиванием. Когда они вернулись к своим людям, то сказали: "Поистине, слышали мы Къур`ан дивный! Он ведет к прямому пути. И уверовали мы в него, и никогда не придадим мы нашему Господу никого". 195

Что касается появления джиннов в форме змеи, сподвижник Пророка, Абу Саид Аль-Худри сообщил, что Пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал:

В Медине есть группа джиннов, которые приняли Ислам, поэтому кто бы ни увидел змею (в своем доме) должен три раза попросить ее удалиться. Если она явится после этого, он должен убить ее, потому что это шайтан. 196

Во многих достоверных х ади с ах, Пророк говорил о появлении джиннов в виде собаки. Абу Зарр сообщил, что Пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал:

Когда любой из вас становится на молитву, перед ним должно быть что-то прикрывающее его, подобное (по высоте) спинке седла, иначе его молитва будет нарушена прохождением (перед ним) осла, женщины или черной собаки.

Ученик Абу Зарра спросил: "Какая разница между черной собакой, рыжей собакой и коричневой собакой?" Он ответил: "О, мой племянник! Я также спросил посланника АЛЛАhа, как ты спрашиваешь меня и он ответил:

Черная собака — шайтан. 197

Также некоторые ученые считали, что верблюды — это джинны. Это мнение основывалось на достоверном повествовании Пророка, переданном Аль-Бара' ибн 'Азиб:

Не совершайте молитвы в верблюжьих загонах, потому что они (сотворены)198 из шайтанов. 199

Однако, другие ученые считали, что это описание — метафора и не несет буквального смысла. Ибн Хиббан200 сказал:

"Если воздержание от совершения молитвы в верблюжьем загоне было бы установлено по причине того, что верблюды сотворены из шайтанов, тогда Пророк не молился бы на спине верблюда (во время поездок). Невозможно, чтобы совершение молитвы не было бы дозволено в том месте, где могут быть шайтаны, но было бы дозволено верхом на самом шайтане. Смысл его (Пророка) высказывания: " ... они сотворены из шайтанов" в том, что шайтаны сопровождают их".201

Джинны, которые находятся в одном месте или блуждают около него относятся к наземной категории и включают в себя тех джиннов, которые известны как карин (букв. "товарищ"). Они сопровождают каждого человека от рождения и до смерти. Эти джинны подталкивают человека к низменным страстям и постоянно пытаются отклонить его от праведности. Пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) упомянул в этом отношении:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.