КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как найти
Пример Мои мнимые уловки Слушатели курсов по сенсорной интеграции часто спрашивают меня о том, какие уловки я использую. Хотя во время терапевтических занятий они сидят рядом со мной, наблюдая за происходящим, и я ничего от них не скрываю, им бывает трудно понять самое простое. Насколько студенты поняли теорию, проверяется на практике. Для того чтобы усвоить материал, недостаточно просто понять его умом. В диалогической терапии успех зависит от внутреннего отношения терапевта к ребенку, помноженного на его собственную сензитивность*. Вот моя открытая тайна: Я отношусь к детям очень серьезно и уважаю их. В начале своей терапевтической карьеры я работала с Ниль-сом (19 месяцев, сильные нарушения сенсомоторного развития и сенсорной интеграции). Он не мог ходить, а чрезвычайно низкий мышечный тонус делал его похожим на ребенка с выраженными двигательными нарушениями. Он был одним из первых малышей в моей практике. Чтобы не упустить важных шагов в его развитии из-за моего тогда еще недостаточного опыта работы с маленькими детьми, за занятиями должна была время от времени наблюдать терапевт, работающая в соответствии с концепцией К. и Б. Бобатов". Такое решение меня очень устраивало. Мне удалось быстро установить контакт и с матерью, и с ребенком. Подошло время встречи с упомянутой опытной коллегой,
* Т.е. способность предчувствовать и понимать поведение пациента. - Примеч. пер. ** Концепция Бобатов: нейроразвивающий подход к терапии, разработанный супругами Карелом и Бертой Бобатами в середине XX века. -Примеч. пер.
но, к сожалению, я не смогла на нее прийти. Прежде чем я успела узнать о результатах встречи, мне позвонила очень взволнованная мама Нильса. Не вдаваясь в подробности, она сразу заявила: «Туда мы больше не пойдем! К вам мы с Нильсом ходим с удовольствием, но туда мы больше ни ногой!» Что же произошло? Я позвонила своей коллеге и спросила ее, что она мне может посоветовать, на что мне следует обратить внимание в работе с Нильсом. Ответ был таков: «Ах, просто продолжай занятия. У него почти нет шансов. Ты вряд ли сможешь что-то испортить, это умственно отсталый ребенок».
Эта терапевт пришла на занятия с заранее сложившимся убеждением в том, что Нильс - тяжелый инвалид. Мать и ребенок истолковали такое отношение к себе как неуважение. Нильс ходил ко мне на занятия до 8 лет. Теперь он стал обычным подростком, продолжает заниматься верховой ездой и хорошо учится в гимназии. Вот так жизнь опровергает преждевременные категоричные выводы. Можно ли считать нарочитой «уловкой» мое недоверчивое отношение к заключениям врачей и психологов, стремление судить о ребенке не по первому внешнему впечатлению, а воспринимать его как единое целое? (Рекомендуемая книга: Brown Ch. My Left Foot. 1954*.) Надо признать, что объективно картина болезни Нильса действительно была сходна с тяжелой инвалидностью. С субъективной же точки зрения чувствовалось, что его мозг работает хорошо. Его способность жадно впитывать все, что я могла предложить ему на занятиях, и требовать большего, свидетельствовала о том, что он знает, какую «пищу» выбрать для регуляции органов чувств. Я по его глазам видела, когда он переживал такие «моменты истины». Его целеустремленность, порой упрямство только подтверждали мои догадки: он умел различать на тонком уровне, что ему помогает, а что – нет! Нильс
* Российским читателям доступен фильм «Моя левая нога: история Кристи Брауна» (1989). - Примеч. пер. умел хорошо учиться. Внешне казалось, что все идет очень медленно. Но ведь мы не знаем, что происходит внутри. Опоздание в развитии речи в данном случае объяснялось сильным нарушением способности к интеграции, но не умственной отсталостью. Пассивно Нильс очень хорошо понимал речь, запаздывала только его реакция.
Дайте детям время на развитие, обратившись к необходимым терапевтическим занятиям!
«Со временем все устаканится!» - родителям часто приходится слышать эту фразу. На деле то, что «устаканивается» само по себе, без терапевтической помощи, не достигает нужного качества!
В целом я исхожу из того, что мозг каждого человека способен к обучению. Никто не может предсказать, чему, в количественном выражении, сможет научиться тот или иной ребенок. Я не делаю никаких прогнозов - ни негативных, ни позитивных. Это невозможно. Что может дать статистика? Для каждого отдельного случая она всегда остается абстрактным набором цифр. Мое отношение основывается на многолетнем опыте. Нильс был не единственным ребенком с ошибочным диагнозом. Я воздерживаюсь и от позитивных прогнозов. На занятиях я стараюсь показать родителям, чему учатся их дети в данный момент, как разглядеть маленькие шаги вперед. За маленькими успехами следуют большие. Именно на этой основе складывается то отношение, которое нужно для того, чтобы поддержать терапию и развитие ребенка.
Интенсивная работа с детьми с тяжелыми нарушениями, в особенности с аутистами, научила меня все подвергать сомнению. Помимо любви к детям, самая большая моя «уловка», пожалуй, заключается в том, что я знаю, что я на самом деле не знаю ничего.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |