Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В диалоге за пределами терапевтического кабинета




Сенсорная интеграция

Идеальная детская комната для развития

Идеальная детская комната была бы похожа на терапевтиче­ский кабинет. К сожалению, такие размеры остаются мечтой, в реальности архитекторы отводят под детскую помещение пло­щадью в 10-12 квадратных метров.

Я предлагаю следующее решение: как можно больше раз­нообразия и как можно меньше мебели.

Так ли уж нужен младшему школьнику письменный стол? Вполне возможно, ему гораздо удобнее делать домашнее за­дание на кухне, в компании мамы. Лучше, освободившись от больших шкафов и открытых полок для бесчисленных мягких игрушек, повесить гамак (в целях экономии места - в форме петли), а на пол положить матрасы для прыжков и строитель­ства. Множество синяков и ушибов легко предотвратить, если и вместо громоздкой кровати с острыми углами просто поло­жить на пол матрас поверх деревянной решетки.

Комната нужна для активной игры и для уединения. Ком­пьютер, телевизор, музыкальный центр не должны находить­ся там, где спят, из-за слишком сильного воздействия на орга­ны чувств и электросмога.

В своих комнатах дети должны играть и спать. Избыток раздражителей вызывает либо хаос, либо оцепенение.

 

Как примерно следует обставить детскую:

- натуральные материалы вместо искусственных (почитай­те информацию о бытовых ядах);

- спокойные краски вместо обоев «вырви глаз» и яркого по­стельного белья;

- цвета должны соответствовать характеру ребенка, так как они воздействуют на душу и тело;

- матрас из трех частей в однотонных чехлах (заменяет ба­тут, крупные строительные блоки);

 

 

- мини-батут (только мягко пружинящий!);

- небольшая или средних размеров, в зависимости от воз­раста ребенка, горка;

- гамак (можно подвесить петлей);

- по желанию: боксерская груша, перчатки;

- много больших подушек (однотонных, не пестрых);

- материал для строительства «домика» (простыни, прищеп­ки для белья, веревки, мягкий плед, овечья шкура, фонарик);

- кресло-мешок;

- большая пластмассовая бочка, в которую ребенок может залезть;

- большой надувной матрас (при покупке проверьте, чтобы у него не было неприятного запаха);

- при достаточной высоте потолков в комнате можно сде­лать антресоль;

- игрушки должны храниться за закрывающимися дверца­ми или в больших ящиках.

-

Разумеется, все эти предписания невозможно реализовать в одной комнате. Это только рекомендации.

 

Разобравшись в вопросе, родители меняют свои взгляды - это позволяет им найти новые бытовые ситуации, дающие возмож­ность пополнить чувственный опыт или по-новому оценить ста­рые, используя их для сенсорной интеграции.

- Пока ребенок мал, процедуру одевания и раздевания мож­но превратить в игру «надавливаний и потягиваний» (кинесте­тическая информация), тем самым помогая малышу лучше ощутить свое тело.

- Ребенка можно купать в маленькой ванночке, поставлен­ной в ванну. После купания воду выплескивают в большую ван­ну - один ребенок называл эту игру «Капитан в тазу», - а ма­лыша мажут кремом с легким массажем, если, конечно, ему это нравится. Полезны только те ощущения, которые достав­ляют удовольствие.

 

фото 41: Самостоятельное использование крема

 

 

 

 

фото 42: Исследование собственных ощущений

 

- Отцы предпочитают нежным объятиям дружеские пота­совки. В общении со своими сыновьями они стараются найти какое-то общее дело (поход с палаткой, рыбалка, поездка на велосипеде, плавание на байдарке, катание на горных лыжах, парусный спорт, футбол и т.д.).

- Родителям легче понять, почему дети затевают дружеские потасовки, если им известно, что такие упражнения с собствен­ным телом при участии партнера (не врага) чрезвычайно важ­ны и полезны для развития (фото 43).

- Даже упражнение со скользким кремом (см. пример Флориана на с. 1359) можно проделать дома в саду всей семьей. В жар­кий летний день для этого понадобится только большая клеен­ка, пара банок крема, вода, детское масло или жидкое мыло.

- Прогулка по лесу, соединяющая в себе приключения и исследованию, викторина (Ивановы против Петровых) как лю­бое «общее дело» способствуют социальной интеграции и по­могают ребенку почувствовать себя частью семьи (мы - одна команда).

 

 

Если основной принцип ясен, для подвижной игры сгодят­ся все идеи. (Некоторые мамы регулярно ездят со своими деть­ми в ИКЕА, чтобы те могли вдоволь «накупаться» в большом бассейне с шариками.)

 

фото 44: Хоп!

 

 

На хорошо оборудованных детских площадках можно тре­нировать вестибулярную систему: качаться, прыгать, кружить­ся, лазать, скатываться с горки (фото 45). Играя с песком и во­дой, ребенок не только стимулирует тактильное восприятие. Малыши любят таскать ведерки, полные песка или воды: пока они не удовлетворят свою потребность в мышечных ощущени­ях, эта каторжная работа им не надоест. Они с энтузиазмом волокут тяжело нагруженную тачку или, напрягая все свои си­лы, сражаются с тяжелой дверью, не позволяя себе помочь.

- В саду, где играют дети, обязательно должен быть гамак или качели (фото 46).

- В наше время почти не осталось деревьев, по которым разрешается лазать (фото 47).

- Большая пластмассовая бочка таит в себе богатые воз­можности экспериментов с силой притяжения.

- Если голеностопные суставы уже сформировались, я ре­комендую детям катание на коньках и роликах (при покупке

 

следует обратить внимание на качество). Ноги не должны под­вертываться внутрь, поэтому предпочтительнее ролики с вы­сокими сапожками, хорошо фиксирующие ногу. Пока ребенок не научится переносить вес с одной ноги на другую, осваивая катание, ему следует двигаться как на самокате, отталкиваясь одной ногой.

209

 

 

- Катание на трехколесном велосипеде, самокате, карте, скейтборде, одноколесном и двухколесном велосипеде в безопас­ном месте чрезвычайно способствует интеграции ощущений.

- Без страха играя в теплой воде, дети сами постепенно учатся плавать. Многие непоседы предпочитают держать го­лову под, а не над водой. Так им легче приспособиться к воз­действию земного тяготения, сохраняя под водой привычное положение головы. Ведь чтобы удерживать голову над водой, нужно нарочно тянуть ее вверх. Такое положение непривычно, мешает установить равновесие. Эти же дети обычно не любят лежать на животе, а ложась на спину, неохотно опускают голо­ву на пол, подчиняясь силе притяжения.

Другие дети боятся нырять, пока не научатся открывать под водой глаза. Им не хватает «зрительной поддержки равно­весия» (см. главу «Основы сенсорной интеграции в диалоге», раздел «Вестибулярная система»).

Вот перечень видов спорта, совместимых с терапевтически­ми занятиями по методу сенсорной интеграции или, в легких

 

случаях, даже заменяющих их: верховая езда, вольтижировка, плавание, парусный спорт, гребля, дзюдо, прыжки на батуте, некоторые цирковые трюки, к примеру, жонглирование (см. главу «Какие виды терапии разумно дополняют сенсорную ин­теграцию в диалоге!», фото 49, 50), лыжи, коньки и серфинг.

 

 

фото 49: Цирк Миньон - на манеже клоуны (фото - цирк Миньон)

 

фото 50: Клоун на канате

(фото - цирк Миньон)

 

Игра на музыкальном инструменте, рит­мика помогает достичь большего равнове­сия детям с музыкальным дарованием. Важ­но, чтобы инструмент соответствовал тем­пераменту и характеру ребенка, чтобы он сам выбирал, на чем играть. Тому, кто с трудом справляется со своими порывами, больше подойдут ударные или труба, чем скрипка.

Дети, одаренные способностями к ри­сованию, могут научиться выражать свои чувства с помощью цветов и форм, в кар-

 

тинах. Таким образом тоже можно достичь большей уравно­вешенности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.