КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В диалоге за пределами терапевтического кабинета
Сенсорная интеграция Идеальная детская комната для развития Идеальная детская комната была бы похожа на терапевтический кабинет. К сожалению, такие размеры остаются мечтой, в реальности архитекторы отводят под детскую помещение площадью в 10-12 квадратных метров. Я предлагаю следующее решение: как можно больше разнообразия и как можно меньше мебели. Так ли уж нужен младшему школьнику письменный стол? Вполне возможно, ему гораздо удобнее делать домашнее задание на кухне, в компании мамы. Лучше, освободившись от больших шкафов и открытых полок для бесчисленных мягких игрушек, повесить гамак (в целях экономии места - в форме петли), а на пол положить матрасы для прыжков и строительства. Множество синяков и ушибов легко предотвратить, если и вместо громоздкой кровати с острыми углами просто положить на пол матрас поверх деревянной решетки. Комната нужна для активной игры и для уединения. Компьютер, телевизор, музыкальный центр не должны находиться там, где спят, из-за слишком сильного воздействия на органы чувств и электросмога. В своих комнатах дети должны играть и спать. Избыток раздражителей вызывает либо хаос, либо оцепенение.
Как примерно следует обставить детскую: - натуральные материалы вместо искусственных (почитайте информацию о бытовых ядах); - спокойные краски вместо обоев «вырви глаз» и яркого постельного белья; - цвета должны соответствовать характеру ребенка, так как они воздействуют на душу и тело; - матрас из трех частей в однотонных чехлах (заменяет батут, крупные строительные блоки);
- мини-батут (только мягко пружинящий!); - небольшая или средних размеров, в зависимости от возраста ребенка, горка;
- гамак (можно подвесить петлей); - по желанию: боксерская груша, перчатки; - много больших подушек (однотонных, не пестрых); - материал для строительства «домика» (простыни, прищепки для белья, веревки, мягкий плед, овечья шкура, фонарик); - кресло-мешок; - большая пластмассовая бочка, в которую ребенок может залезть; - большой надувной матрас (при покупке проверьте, чтобы у него не было неприятного запаха); - при достаточной высоте потолков в комнате можно сделать антресоль; - игрушки должны храниться за закрывающимися дверцами или в больших ящиках. - Разумеется, все эти предписания невозможно реализовать в одной комнате. Это только рекомендации.
Разобравшись в вопросе, родители меняют свои взгляды - это позволяет им найти новые бытовые ситуации, дающие возможность пополнить чувственный опыт или по-новому оценить старые, используя их для сенсорной интеграции. - Пока ребенок мал, процедуру одевания и раздевания можно превратить в игру «надавливаний и потягиваний» (кинестетическая информация), тем самым помогая малышу лучше ощутить свое тело. - Ребенка можно купать в маленькой ванночке, поставленной в ванну. После купания воду выплескивают в большую ванну - один ребенок называл эту игру «Капитан в тазу», - а малыша мажут кремом с легким массажем, если, конечно, ему это нравится. Полезны только те ощущения, которые доставляют удовольствие.
фото 41: Самостоятельное использование крема
фото 42: Исследование собственных ощущений
- Отцы предпочитают нежным объятиям дружеские потасовки. В общении со своими сыновьями они стараются найти какое-то общее дело (поход с палаткой, рыбалка, поездка на велосипеде, плавание на байдарке, катание на горных лыжах, парусный спорт, футбол и т.д.). - Родителям легче понять, почему дети затевают дружеские потасовки, если им известно, что такие упражнения с собственным телом при участии партнера (не врага) чрезвычайно важны и полезны для развития (фото 43).
- Даже упражнение со скользким кремом (см. пример Флориана на с. 1359) можно проделать дома в саду всей семьей. В жаркий летний день для этого понадобится только большая клеенка, пара банок крема, вода, детское масло или жидкое мыло. - Прогулка по лесу, соединяющая в себе приключения и исследованию, викторина (Ивановы против Петровых) как любое «общее дело» способствуют социальной интеграции и помогают ребенку почувствовать себя частью семьи (мы - одна команда).
Если основной принцип ясен, для подвижной игры сгодятся все идеи. (Некоторые мамы регулярно ездят со своими детьми в ИКЕА, чтобы те могли вдоволь «накупаться» в большом бассейне с шариками.)
фото 44: Хоп!
На хорошо оборудованных детских площадках можно тренировать вестибулярную систему: качаться, прыгать, кружиться, лазать, скатываться с горки (фото 45). Играя с песком и водой, ребенок не только стимулирует тактильное восприятие. Малыши любят таскать ведерки, полные песка или воды: пока они не удовлетворят свою потребность в мышечных ощущениях, эта каторжная работа им не надоест. Они с энтузиазмом волокут тяжело нагруженную тачку или, напрягая все свои силы, сражаются с тяжелой дверью, не позволяя себе помочь. - В саду, где играют дети, обязательно должен быть гамак или качели (фото 46). - В наше время почти не осталось деревьев, по которым разрешается лазать (фото 47). - Большая пластмассовая бочка таит в себе богатые возможности экспериментов с силой притяжения. - Если голеностопные суставы уже сформировались, я рекомендую детям катание на коньках и роликах (при покупке
следует обратить внимание на качество). Ноги не должны подвертываться внутрь, поэтому предпочтительнее ролики с высокими сапожками, хорошо фиксирующие ногу. Пока ребенок не научится переносить вес с одной ноги на другую, осваивая катание, ему следует двигаться как на самокате, отталкиваясь одной ногой. 209
- Катание на трехколесном велосипеде, самокате, карте, скейтборде, одноколесном и двухколесном велосипеде в безопасном месте чрезвычайно способствует интеграции ощущений.
- Без страха играя в теплой воде, дети сами постепенно учатся плавать. Многие непоседы предпочитают держать голову под, а не над водой. Так им легче приспособиться к воздействию земного тяготения, сохраняя под водой привычное положение головы. Ведь чтобы удерживать голову над водой, нужно нарочно тянуть ее вверх. Такое положение непривычно, мешает установить равновесие. Эти же дети обычно не любят лежать на животе, а ложась на спину, неохотно опускают голову на пол, подчиняясь силе притяжения. Другие дети боятся нырять, пока не научатся открывать под водой глаза. Им не хватает «зрительной поддержки равновесия» (см. главу «Основы сенсорной интеграции в диалоге», раздел «Вестибулярная система»). Вот перечень видов спорта, совместимых с терапевтическими занятиями по методу сенсорной интеграции или, в легких
случаях, даже заменяющих их: верховая езда, вольтижировка, плавание, парусный спорт, гребля, дзюдо, прыжки на батуте, некоторые цирковые трюки, к примеру, жонглирование (см. главу «Какие виды терапии разумно дополняют сенсорную интеграцию в диалоге!», фото 49, 50), лыжи, коньки и серфинг.
фото 49: Цирк Миньон - на манеже клоуны (фото - цирк Миньон)
фото 50: Клоун на канате (фото - цирк Миньон)
Игра на музыкальном инструменте, ритмика помогает достичь большего равновесия детям с музыкальным дарованием. Важно, чтобы инструмент соответствовал темпераменту и характеру ребенка, чтобы он сам выбирал, на чем играть. Тому, кто с трудом справляется со своими порывами, больше подойдут ударные или труба, чем скрипка. Дети, одаренные способностями к рисованию, могут научиться выражать свои чувства с помощью цветов и форм, в кар-
тинах. Таким образом тоже можно достичь большей уравновешенности.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |