Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие индивидуального имиджа менеджера в позитивный как условие его карьерного роста




 

5. 2.1. Имидж государственного служащего: сущность и функции

Анализ работ, посвященных изучению имиджа, показал многообразие подходов к пониманию его содержательной основы, структуры и функций. Но, тем не менее, возможно выделить некоторые общие положения:

21.имидж - целенаправленно сформированный образ;

22.имидж реализуется в процессе деятельности, в общении;

23.имидж оказывает активное воздействие на воспринимающих его людей и регулирует их поведение;

24.имидж - динамическая характеристика, находящаяся в постоянном взаимодействии субъекта - носителя имиджа со средой (социальной, природной, культурной);

25.имидж неоднороден, он состоит из относительно статичного ядра и мобильного, подвижного внешнего слоя, оперативно откликающегося на воздействие внешних или внутренних условий;

26.имидж не может быть сформирован раз и навсегда, так как зависит от многих переменных, как индивидных, личностных, индивидуальных, так и средовых;

27.основная функция имиджа - коммуникативная, так как имидж, сформированный по типу социально желательного образа, способен вызывать доверие партнеров по общению, делая его более комфортным.

Анализ специальной литературы показал, что имидж государственного служащего как интегративная характеристика внешнего и внутреннего содержания личности, существенно влияющая на эффективность деятельности, практически не рассматривается. Для того, что бы определить имидж специалиста, учитывая специфику его деятельности потребовалось обратиться к следующим областям знаний: философии; этике; эстетике; культурологии; этнографии; социологии; общей и социальной психологии; цветопсихологии; семиотике; валеологии и экологии; эргономике и дизайну; имиджелогии, определившей некоторые ориентиры в области формирования имиджа человека как социально желательного образа. На основании чего мы дали следующее определение имиджу государственного служащего:

Индивидуальный позитивный имидж государственного служащего интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, а также качеств, определяющих его профессиональное мастерство, находящийся в гармоничном взаимодействии с природой, социумом, культурой и самим собой, способствующий повышению эффективности деятельности, основанной на демократических принципах.

Как следует из определения, имидж – это динамическая характеристика, находящаяся в постоянном взаимодействии с природой, социумом и культурой, которая зависит от уровня сбалансированности отношений различных индивидных (темперамент), личностных (потребностей, способностей, Я-концепции, ценностных ориентаций, установок, знаний) образований. Состояние индивидуального имиджа может быть как позитивным, при его гармоничном взаимодействии с природной, социальной и культурной средой и при высоком уровне сбалансированности личностных образований, так и негативным - при негармоничном взаимодействии имиджа со средой, при низком уровне сбалансированности личностных образований или при наличии того и другого фактора.

Рассмотрение функций имиджа специалиста, которые мы выделили, анализируя работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, В.Н. Парфенова, посвященные классификации функций личности как субъекта общения, позволяет оценить значение и последствия состояния индивидуального имиджа государственного служащего в его профессиональной деятельности. При этом мы исходили из положения, что имидж выступает неотъемлемой частью субъекта общения.

Коммуникативные функции имиджа специалиста. В процессе общения осуществляется взаимосвязь участников коммуникации. Передаваемая информация определяет характер образующейся взаимосвязи. Он либо укрепляет единство участников (происходит образование общности) если знаки, передаваемые специалистом, позитивны, что может быть обеспечено только позитивным индивидуальным имиджем, либо обособляет их друг от друга, разрывая групповое единство, в случае, если имидж негативен.

Информационные функции имиджа специалиста. Информационная функция в процессах общения осуществляется в единстве с коммуникативной. Обработка информации, полученной по каналам в виде знаков и их комплексов (знаки, представленные во внешнем виде специалиста, в его словах, жестах, мимике и т.д.) возможна за счет того, что за каждым знаком закреплены символы. Информационный аспект общения связан с проблемами семиотики и языка. Эффективность информационных функций зависит от того, насколько гармоничен индивидуальный имидж партнеров, так как эта гармония позволяет привести в соответствие систему «знак – значение», адекватная взаимозависимость которых в процессах передачи-приема информации обеспечивает уровень взаимопонимания между участниками коммуникативного процесса.

Когнитивные функции имиджа специалиста. В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений. Когнитивные функции последовательно включаются вслед за коммуникативными и информационными и направлены на интерпретацию отношения «знак-значение» в целях определения смысла.

Эмотивные функции имиджа специалиста. В процессах общения переживание отношений находит вторичное отражение в различных видах отношений к специалисту (симпатии – антипатии, любви – ненависти, дружбе – вражде и др.). Позитивный индивидуальный имидж способствует возникновению положительных эмоциональных проявлений у реципиента, определяет психологический фон взаимодействия, стимулируя или ослабляя активность участников коммуникативного процесса в совместной деятельности, интегрируют или разрушают общность, создают настроение, приносят радость или огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью и смыслом жизни.

Конативные функции имиджа специалиста. В процессах общения конативные функции направлены на согласование и координацию взаимодействий участников коммуникативного процесса. Отношение к специалисту, сформированное на эмотивном уровне, при восприятии и осмыслении имиджа определяет поведение партнера, который либо корректирует свои позиции, принимает участие в выработке общих планов взаимодействия, новых взглядов на окружающую действительность, общественное поведение, либо уклоняется от содеятельности.

Креативные функции имиджа специалиста. Креативные функции позитивного индивидуального имиджа специалиста направлены на преобразование участников коммуникации в процессе общения, которое обеспечивается специальными механизмами психической деятельности, к которым относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение, благодаря им происходят изменения во взглядах, в поведении и качествах личности.

 

5.2.2. Развитие позитивного имиджа государственного служащего: сущностный подход

Анализ определения позитивного имиджа государственного служащего дает нам основание для разработки технологии развития имиджа субъекта в позитивный.

Суть самой технологии заключается в том, чтобы в результате самопознания и осознания собственных качеств, как генетически заданных, так и приобретенных в процессе хабитуализации (опривычивания) и социализации, выявить опорные для успешной карьеры качества и их подчеркнуть, качества, которые развиты недостаточно, но также необходимые для карьерного роста - развить, качества (привычки) мешающие профессиональному и личностному развитию - трансформировать.

Технологию, опирающуюся на содержательный аспект имиджа можно сформулировать следующим образом:

Формирование позитивного имиджа государственного служащего – это целенаправленный процесс, подчеркивающий лучшие индивидные, личностные, индивидуальные и профессиональные качества специалиста, находящиеся в гармоничном взаимодействии с природой (природосообразные качества), культурой (культуросообразные качества) и социумом (социосообразные качества) для того чтобы продемонстрировать желание, готовность и способность к партнерскому взаимодействию с реципиентом на основе доверия.

Выделим в определении некоторые ключевые слова:

индивидные качества человека;

личностные качества человека;

индивидуальные качества человека;

Индивидные качества человека – это те качества, которые даны человеку от рождения (данные в генезисе). Интегративной характеристикой этих качеств является темперамент человека.

Личностные качества человека формируются благодаря жизни в обществе, именно общественные отношения (совместная деятельность и общение) являются для индивида личностнообразующими. Интегративной характеристикой личности является характер, проявляющийся в отношении человека к самому себе, к другим людям (знакомым и незнакомым), к труду и собственности.

Индивидуальностью может называться человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей человека, направленностью личности.

 

5.2.3.Развитие позитивного имиджа государственного служащего: структурный подход

Имидж формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта. В связи с этим наше внимание привлекла диспозиционная модель личности (М. Рокич, В.А. Ядов). Личность рассматривается и структурируется в данной модели как субъект деятельности. Диспозиционная модель личности выявляет механизм внутренней регуляции социального поведения субъекта. Модель иерархическая, она состоит из диспозиций, отличающихся между собой как по уровню, так и по своим регулятивным возможностям.

В динамической модели индивидуального имиджа ПР специалиста мы учли следующие факты: имидж – явление средовое, он состоит из двух взаимосвязанных составляющих: ядра - сравнительно статичной, но способной к изменениям составляющей, которая и составляет основу, стержень имиджа человека (Я-концепция, ценности, установки, знания), и оболочки - переменной составляющей имиджа (аудиальный, визуальный, ольфакторный, кинестетический образы), которая достаточно оперативно изменяется в зависимости от условий среды. В связи с этим динамическую модель индивидуального имиджа специалиста можно представить в следующем виде (рис.1).

В иерархическую структуру диспозиций, входящих в ядро имиджа мы включаем: поверхностный (низший) уровень диспозиций (знания, данные, представления о путях формирования имиджа); социальные фиксированные установки (аттитюды, складывающиеся на основе данных, знаний и в то же время существенно на них влияющие); систему ценностей (изменения в системе ценностей личности приводят к изменению набора его установок); «Я-концепцию».

«Я-концепция» - центральный элемент ядра имиджа - формируется через все три слоя, скрепляет их собой и тем самым замыкает структуру ядра имиджа. Ценности интегрируются в личность, если они не входят в противоречие с «Я-концепцией». Если человек изменяет образ самого себя, диспозиционная структура ядра имиджа трансформируется


Макросреда

Внешняя составляющая имиджа

Микросреда визуальный, аудиальный, ольфак-

торный, кинестетический образы)

 

Ядро имиджа

 

 

Рис 1. Динамическая модель индивидуального имиджа специалиста

 

Контрольные вопросы:

Определите сущность имиджа.

Представьте структуру имиджа в виде схемы, определите ее диспозиционные уровни.

Назовите основные функции имиджа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.