Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гендерный аспект построения карьеры




В последнее время в социально-психологических исследованиях особое внимание уделяется гендерным аспектам построения карьеры. По американским данным, в среднем менеджменте (в должностях со средним доходом) женщины занимают более половины мест, одна треть новых миллионеров — это женщины.

Темп привлечения женщин к предпринимательству в шесть раз превышает темп привлечения в эту сферу мужчин. По данным ООН, в ближайшие годы предполагается увеличение доли женщин на должностях руководителей до 45 — 50%, что ставит важную задачу подготовки женщин-управляющих.

В современном мире женщины продвигаются быстрее в тех областях, где старые правила не действуют, в традиционных областях женщин-руководителей немного. Таким образом, налицо явление расшатывания сложившегося стереотипа, восприятия женщины как человека, не способного и не желающего делать карьеру. Основные гендерные стереотипы, касающиеся построения карьеры, связаны с полоролевой социализацией, социальными стереотипами, устройством социума, что отражается в известном изречении: “Для женщин путь к управленческой карьере связан с преодолением многочисленных препятствий, а для мужчин- с реализацией многочисленных возможностей”.

Социально-психологические исследования показали, что женщины не меньше мужчин заинтересованы в продвижении по службе и повышении своего образовательного уровня, ориентированы на престиж, заработную плату; обладают не меньшим чувством ответственности. Осуществлению женской карьеры объективно мешает естественная биологическая роль женщины, связанная с необходимостью совмещения служебных, супружеских и родительских функций. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что женщины, которым удается сделать карьеру и добиться руководящей должности, как правило, остаются одинокими или испытывают сильное физическое и эмоциональное напряжение и чувство вины.

В рабочей же ситуации отмечаются такие “сильные” качества женщин-руководителей, как стремление к новому, радикализм, высокая чувствительность, забота о людях, “очеловечивание” организационных интересов, направленность на взаимодействие с подчиненными, т. е. все то, что характерно для модели современного эффективного менеджмента. Стиль женского управления часто называют “преобразовательным” или “мягким принуждением”. Его основными характеристиками являются:

активное взаимодействие с подчиненными;

поддержка у сотрудника самоуважения;

3) поддержка сотрудников в стрессовой ситуации;

4) стремление к созданию оптимального психологического климата в организации, профилактика конфликтов;

5) поддержка здоровья, организация совместного досуга;

6) “финансовая сообразительность”, детальное планирование;

7) “инстинкт выживания”, разумный риск, стремление удержать приобретенное и завоевать новое;

8) интуиция;

9) чувство юмора, оптимизм, вера в себя.

В исследованиях женской карьеры выделяются культурные, образовательные, юридические и психологические барьеры.

Отмечаются следующие социально-психологические факторы, сдерживающие женскую карьеру:

1) уже упомянутое выше гендерное разделение в профессиональной ориентации и сферах карьеры;

2) чрезвычайно высокая мотивированность;

3) повышенная эмоциональность, ранимость, обостренное переживание промахов и неудач;

4) боязнь успеха и неуверенность в себе, что мешает рисковать и творчески решать деловые и управленческие задачи.

Большинство факторов, сдерживающих карьерный рост женщин, касается организационного профессионального поведения: женщины более пассивны в планировании карьеры, менее ориентированы на состязание и конкуренцию, что обусловлено характером социализации. Показано, что женщины, сделав успешную карьеру, проходят в процессе социализации такой путь, который делает их в большей степени сходными со “средним” мужчиной, чем со “средней” женщиной.

Д. В. Паюсовой (2000), изучавшей профессиональные полоролевые стереотипы в нашей стране, было установлено, что такие области деятельности, как лесоводство, милиция, транспорт, математика, строительство, наука, политика, воспринимаются как мужские, а искусство, образование, дизайн, сфера обслуживал легкая промышленность — как женские. Причем понятие “мужская профессия” включает в себя категории профессионализма, трудности, наличия высшего образования и оценивается более значимо по сравнению с “женской”. Понятие “женская профессия” включает категории второстепенности, биологической обусловленности, необязательности высшего образования. При сравнении со статистикой свидетельствующей о реальном распределении работников в различных областях занятости, можно сделать вывод о тенденции занижения доли мужчин, занять неквалифицированных и низкостатусных областях, а также о занижении доли женщин, работающих в технических областях.

Существование “мужских” и “женских” областей деятельности связано с полоролевыми стереотипами.

Мужчин чаще рассматривают как компетентных работников, в то время как стереотип “идеальной женщины” не входит категория “работник”. Мужчинам в целом приписывается больше способностей, которые служат базой профессиональной деятельности и карьеры, чем женщинам. Интересно, что и женщина и мужчины склонны оценивать мужчин как более компетентных, что, вероятно связано с полоролевой социализацией, которая направляет женщин скорее в семью, нежели в профессиональную деятельность. Полоролевые стереотипы, относящиеся к областям деятельности, в настоящее время устойчивы и не имеют тенденции к изменению.

Специфика женской карьеры, как мы отметили, заключается в том, что женщина сочетает карьеру с активным выполнением ролей матери, жены, домохозяйки, а это служит источником “ролевого напряжения”, стресса, так как профессиональная и семейные роли являются одинаково значимыми, что особенно выражено у молодых женщин. Построение карьеры часто сопровождается негативными эмоциональными переживаниями, связанными с недостаточным вниманием к близким и особенно детям.

Исследование М. В. Сафоновой (1999) показало, что важный фактор успешной карьеры женщин — практика семейного воспитания родительской семьи. В подавляющем большинстве карьерно успешные женщины — это старшие дети полных одно-двухдетных семьях, где родители имеют высокий образовательный и социально-профессиональный статус. Сформированные в родительской cемье высокие жизненные стандарты, стремление к достижению и независимости cвязаны с успешным построением карьеры. При этом особо важны “нетрадиционные установки матери относительно роли женщины в обществе, а также поддерживающее поведение отца.

Интересно, что существуют отличия в личностных особенностях и характере поведения женщин, занятых в традиционно “женских” и традиционно “мужски сферах, т. е. сфера профессиональной занятости и характер организационной культуры актуализирует определенные личностные черты и особенности поведения женщин, успешных в карьере.

В той же работе М. В. Сафоновой выделено пять наиболее часто встречающихся типов карьерно успешных женщин:

“кандидатпы в мастера” (молодые женщины, начинающие карьеру и стремящиеся сделать ее как можно быстрее);

“успешные управляющие” (женщины зрелого возраста, поднявшиеся на самые высокие ступени служебной лестницы);

“свободные художники” (женщины, склонные к творчеству, вызову, предпринимательству);

“сестры милосердия” (женщины с ориентацией на служение);

“жрицы науки” (женщины, реализующие себя в академической сфере).

 

Задание 4 параграфу 5.1.7.

Как, на Ваш взгляд, нужно воспитывать девочку в семье, чтобы она впоследствии могла стать успешным руководителем?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.