КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы, условия и барьеры карьерного роста
Уровень карьеры.
Уровень карьеры — достигнутый профессиональный статус. Чаще всего при изучении успешной карьеры объектом исследования становятся руководители. Американские исследователи выделили три уровня карьеры среди руководителей. 1. Низкое звено управления (технический уровень). Это уровень управленцев, находящихся непосредственно над рабочими и исполнителями, например мастер, медицинская сестра, заведующая отделом и т. д., т. е. люди, отвечающие за ресурсы, сырье, оборудование. Их работа отличается напряженностью и разнообразием. Половина рабочего времени руководителей такого ранга проходит в общении, причем более всего с рабочими или непосредственными исполнителями, немного с мастерами и менее всего со своим начальством. 2. Среднее звено управления (управленческий уровень). В последнее время именно это звено управления существенно возросло по численности и значимости. Большое количество руководителей среднего звена является одним из признаков современной организации. К ним относятся заведующие отделениями, начальники цехов, деканы, офицеры (от лейтенанта до полковника), и т. д. Представители управленческого звена вносят существенный вклад в решение проблем организации, но характер их работы в большей степени определяется характером работы руководимого ими подразделения, чем организации в целом. Среднее звено управления является как бы буфером между низовым и высшим звеньями управления. Представители среднего звена управления почти 90% времени проводят во взаимодействии с людьми. 3. Высшее звено управления (институциональный уровень).Это самый малочисленный слой управленцев — президент и вице-президент корпорации, генерал, министр, ректор. Именно представители высшего звена управления отвечают за принятие важнейших решений. Их работа чрезвычайно напряженна, существует огромный риск неудачи, и как результат — личное одиночество, Рабочая неделя управленцев такого ранга составляет 60 — 80 ч, почти 70% времени уходит на заседания и встречи и около 20% на работу с бумагами.
Задание к параграфу 5.1.5. 1. Как Вам видится развитие собственной карьеры по уровням во временном континууме. Обоснуйте свой прогноз.
Успех продвижения менеджера по этапам трудовой карьеры зависит от ряда объективных и субъективных факторов: • времени начала, силы и устойчивости трудовой профессиональной мотивации; • личных энергетических, интеллектуальных возможностей и функциональных способностей к адаптации и включению в данный вид трудовой деятельности, зависящих от временных фаз его жизненных, трудовых и семейных условий; • степени социальной зрелости работника, направленности его жизненных и трудовых интересов, трудового и жизненного опыта, определяющего приоритеты поведения в соответствии с его потребностями и ценностными установками; • характера микросреды в производственном коллективе, стиля и методов взаимоотношений подчинённых и руководства, содержания труда, степени соответствия содержания работы личным потребностям и интересам работника; • условий и перспектив должностного и квалификационного роста, определяющих не только возможности увеличения материального благосостояния, но и удовлетворение потребностей человека в самовыражении, признании, самоутверждении; • устойчивости, стабильности и демократичности функционирования государственных и социально-правовых институтов, нормализующих миграционную, экологическую и демографическую ситуации в стране, создающих уверенность работника в завтрашнем дне и рождающих чувство стабильности и безопасности; • ситуативных, случайных обстоятельств, вносящих элемент вероятности в развитие трудовой деятельности человека. Современные социальные условия, сложившиеся в России, оказывают значительное влияние на формирование карьеры. Е. Молл выделяет четыре группы условий. Общение — изменение количества и качества информационных потоков и процедур принятия решений, расширение международных связей; к должностному продвижению ведут способность к обучению и коммуникативность; тормозят карьерный рост догматизм, консерватизм, ригидность. Социально-экономические условия — изменение форм собственности, освоение предпринимательской деятельности путем проб и ошибок; расслоение общества, что ведет к тому, что движущим мотивом карьеры становится завоевание и упрочение своего мест, происходит ограничение в личностном развитии: чрезмерная ориентация на рынок, краткосрочные цели, усиленный контроль за результатами финансовых операций; успешной карьере способствует разнообразие сфер деятельности и создание новых уровней систем управления. Кризисные условия — криминальный контроль, повышенный риск препятствуют успешной карьере, происходят нарушения в потребностно-мотивационной сфере в связи с легализацией черного бизнеса, несовершенством рыночных механизмов; реальное преимущество приобретают лица, не обремененные моралью; кризисные условия делают невозможным планирование карьеры, так как большое значение приобретают личные связи и протекция, нестабильность и неопределенность; для развития карьеры характерны иллюзии мгновенного восхождения по управленческой лестнице, безнаказанность и негативная оценка событий, отрицание систематической подготовки руководителей, социально неодобряемые приемы успешной карьеры. Кадровые условия — формируется новая система подготовки специалистов; причем нет четко установленных представлений о служебной иерархии, не всегда должным образом ценятся квалификация и опыт работы, возраст; имеет место кризис в управленческой мотивации, который выражается в уходе от ответственности. Таким образом, можно сделать вывод, что за последние годы возможности карьерного роста расширились для всех, особенно для людей активных, способных обучаться новому, имеющих личные связи. Карьера утратила функции последовательно выявления сильных и нейтрализации слабых сторон руководителя. Исследователи обращают внимание на две группы факторов, определяющих формирование карьеры. Во-первых, это факторы, связанные непосредственно счеловеком, — его способности и интересы, мотивация, принятие решения осмене ролей и статуса, особенности специализации и т. д. Во-вторых, факторы, связанные с взаимодействием с окружающими людьми и организацией, влияние других людей на профессиональную карьеру человека (например, материальные возможности родительской семьи при получении образования, планирование собственной семьи и сочетание интересов семьи и организации, достижение организационного «плато» карьеры, потребность организации в специалистах данного профиля и т. д.). Обобщая отечественные и зарубежные исследования, в качестве инварианта профессионализма, определяющего карьерный успех, можно выделить (М. В. Сафонова, 1999): образованность; системность и аналитичность мышления, умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть результат решений, умение мыслить одновременно масштабно и реалистически; коммуникативные умения, навыки эффективного межличностного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психологическое воздействие и влияние на других людей; высокий уровень саморегуляции: умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость; деловая направленность: активность, настойчивость, целеустремленность, направленность на принятие решений, умение решать нестандартные проблемы и задачи, стремление к постоянному повышению профессионализма; ясная Я-концепция, реалистическое восприятие своих способностей и возможностей, высокое (адекватное) самоуважение. Американская исследовательница С. Донелл, опросив 2,5 тыс. руководителей, выявила несколько основных причин неудач в карьере руководителей: желание получать более высокое жалованье, иметь личный комфорт, а не заботиться о результативности руководимых подразделений; чрезмерное волнение по поводу символов положения (дом, квартира, кабинеты, машины); волнение по поводу собственной персоны; склонность присваивать себе всевозможные лавры; склонность к самоизоляции и, как следствие, постепенная потеря связи с окружающими; желание скрыть свои мысли и чувства, прежде всего свой гнев и страх. Индивидуальными личностными факторами, препятствующими достижению карьерного успеха, являются: недостаток личностного потенциала (отсутствие необходимых качеств, низкая мотивация, экстернальный локус контроля); нерешительность, тревожность, эмоциональная нестабильность; неконструктивные установки относительно достижений (боязнь успеха); боязнь неудачи, нереалистичность целей, избегание риска; перфекционизм (преобладание в структуре личности направленности на себя, а не на дело). Управляя карьерой в процессе работы, необходимо помнить следующие правила: • Не теряйте времени на работу с безынициативным, неперспективным начальником, сделайтесь нужным инициативному, оперативному руководителю; расширяйте свои знания, приобретайте новые навыки; готовьте себя занять более высокооплачиваемую должность, которая становится или станет вакантной. • Познайте и оцените других людей, важных для вашей карьеры (родителей, членов семьи, друзей). • Составляйте план на сутки и на всю неделю, в котором оставляйте место для любимых занятий. • Помните, что всё в жизни меняется: вы, ваши занятия и навыки, рынок, организация, окружающая среда; оценить эти изменения — важное для карьеры качество; ваши решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между вашими интересами и интересами организации. • Никогда не живите прошлым: во-первых, прошлое отражается в нашей памяти не таким, каким оно было на самом деле, во-вторых, прошлого не вернёшь. • Не допускайте, чтобы ваша карьера развивалась значительно быстрей, чем у других; увольняйтесь, как только убедитесь, что это необходимо. Думайте об организации как о рынке труда, но не забывайте о внешнем рынке труда; не пренебрегайте помощью организации в трудоустройстве, но в поисках новой работы надейтесь, прежде всего, на себя.
Задание к параграфу 5.1.6. Какие из инвариантов профессионализма у Вас, на Ваш взгляд, развиты (по Сафоновой)? Ответ обоснуйте. Определите условия необходимые для Вашей успешной карьеры. Какие из Ваших индивидуальных личностных факторов могут препятствовать достижению карьерного успеха?
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |