Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок реорганизации, ликвидации банка




Порядок государственной регистрации банка в Республике Беларусь

Перед подачей документов для государственной регистрации банка одному из учредителей необходимо согласовать наименование банка с регистрирующим органом (Нацбанком) для того, чтобы исключить возникновение на территории Беларуси двух и более банков с тождественным либо сходным наименованием и тем самым предотвратить возможные факты недобросовестной конкуренции.

Согласование наименования создаваемого банка может осуществить любой из учредителей банка, который уполномочен на это действие остальными учредителями, когда речь идет о создании банка – акционерного общества. Если же учреждается банк – унитарное предприятие, то никаких дополнительных полномочий ему на это не требуется.

Прием документов для государственной регистрации банка осуществляется только в присутствии учредителей (участников) банка (физических лиц или физического лица, уполномоченного учредителями (участниками) банка, и представителей юридических лиц). При этом физические лица предъявляют паспорта, а физическое лицо, уполномоченное учредителями (участниками) банка, и представители юридического лица помимо паспортов предъявляют документы, подтверждающие их полномочия.

За государственную регистрацию создаваемых банков, изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банков, взимается регистрационный сбор в размере, определяемом Президентом Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь. Регистрационный сбор за государственную регистрацию направляется в доход республиканского бюджета.

Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.

Национальный банк до принятия решения о государственной регистрации банка вправе запрашивать у государственных и иных органов дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка, о кандидатах на должности руководителя и главного бухгалтера банка, необходимые для решения вопроса о соблюдении законодательства Республики Беларусь при государственной регистрации.

Специальная квалификационная комиссия Национального банка до принятия решения о государственной регистрации банка проводит оценку соответствия кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к ним.

Национальный банк в случае принятия решения о государственной регистрации банка уведомляет об этом в письменной форме в пятидневный срок его учредителей.

Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в течение десяти рабочих дней выдает:

- свидетельство о государственной регистрации банка;

- разрешение на право изготовления печатей;

- документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.

Руководителю банка выдается удостоверение, утвержденное в установленном порядке.

Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в десятидневный срок представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения о банке для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Национальный банк взаимодействует при государственной регистрации банка с налоговыми органами, органами государственной статистики, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также с организациями, осуществляющими обязательное страхование.

Сообщение о государственной регистрации банка в срок не позднее двадцати дней с момента принятия соответствующего решения публикуется Национальным банком в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями.

Государственная регистрация банка не допускается, если:

- на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован полностью;

- в отношении одного из учредителей банка не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;

- физическое лицо – учредитель банка имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;

- учредитель банка имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фонды либо является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица (простого товарищества (договора о совместной деятельности), хозяйственной группы), имеющего такую задолженность;

- учредитель банка является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен;

- учредитель банка является общественным объединением, преследующим политические цели;

- для государственной регистрации банка представлены не все необходимые документы;

- в документах, представленных для государственной регистрации банка, выявлены недостоверная информация, несоответствие бизнес-плана критериям, установленным Национальным банком;

- установлены факты использования привлеченных денежных средств и (или) направления доходов, полученных незаконным путем, на формирование уставного фонда банка;

- устав банка или иные документы, представленные для его государственной регистрации, не соответствуют законодательству Республики Беларусь или нарушен порядок создания банка.

Государственная регистрация банка не производится также в случае несоответствия кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к ним, или установления специальной квалификационной комиссией Национального банка недостаточной квалификации указанных лиц.

Отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Отказ в государственной регистрации банка либо непринятие Национальным банком в установленный срок решения о его государственной регистрации могут быть обжалованы в хозяйственный суд.

Согласно ст. 83 БК, Национальный банк при принятии решения об отказе в государственной регистрации банка уведомляет об этом в письменной форме в пятидневный срок его учредителей с указанием причин отказа.

Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка, банк в тридцатидневный срок со дня принятия соответствующего решения обязан представить в Национальный банк следующие документы:

- заявление;

- выписку из протокола общего собрания участников банка (решение собственника имущества) о внесении изменений и (или) дополнений в его учредительные документы;

- изменения и (или) дополнения, вносимые в учредительные документы банка;

- два экземпляра учредительных документов банка в новой редакции;

- платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка.

В случае государственной регистрации изменения размера уставного фонда банк представляет в Национальный банк расширенный перечень документов.

Решения о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка, или об отказе в их регистрации принимаются Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для их государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка, по мотивам нецелесообразности их внесения не допускается.

Отказ в государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка, либо непринятие Национальным банком в установленный срок решения об их государственной регистрации могут быть обжалованы в хозяйственный суд.

 

5. Лицензирование деятельности банков

Лицензирование – это выдача специально уполномоченными государственными органами разрешений на занятие субъектами хозяйствования отдельными видами предпринимательской и иной деятельности. Обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями лицензии на осуществление банковских операций рассматривается как один из основных принципов банковской деятельности.

Лицензирование банковских операций является одной из мер осуществления государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (ст. 18 БК). Лицензия на осуществление банковских операций представляет собой официальный документ, выданный Национальным банком субъекту хозяйствования, разрешающий осуществление лицензируемого вида деятельности в течение установленного срока при соблюдении лицензионных требований и условий.

Лицензирование банковской деятельности имеет ряд особенностей по сравнению с порядком выдачи лицензий на иные виды предпринимательской деятельности.

Во-первых, выдача общей лицензии на осуществление банковских операций происходит одновременно с государственной регистрацией банка (ч. 1 ст. 94 БК). В то же время лицензирование иных видов деятельности возможно лишь после проведения государственной регистрации субъектов хозяйствования, желающих осуществлять лицензируемый вид деятельности.

Во-вторых, при получении лицензии на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, наряду с иными лицензионными требованиями нормы БК содержат требование к банку проработать 2 года после его государственной регистрации.

В-третьих, лицензия на осуществление банковской деятельности является комплексной и подтверждает право на осуществление целого ряда банковских операций.

Наряду с необходимостью получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями лицензии на осуществление банковских операций при осуществлении ими иной деятельности, предусмотренной в ст. 14 БК, банки и НКФО обязаны дополнительно иметь соответствующие лицензии на те виды деятельности, перечень которых определен законодательством Республики Беларусь.

Согласно ст. 93 БК, банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения лицензии, выданной Национальным банком. Лицензии учитываются в реестре лицензий, в котором указываются: наименование банка, дата выдачи и номер выданной лицензии, перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

Выдача лицензий платная. Размер лицензионного сбора определяется Президентом Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь.

Как уже было сказано выше, одновременно со свидетельством о государственной регистрации банка Национальный банк выдает лицензию на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

Право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, по открытию и ведению счетов в драгоценных металлах, купле-продаже драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, размещению драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты) может быть предоставлено банку не ранее двух лет с даты его государственной регистрации при условиях его устойчивого финансового положения в течение последних двух лет и наличия нормативного капитала в размере, эквивалентном не менее 10 миллионам евро на дату представления документов для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии. Кроме того, банк должен представить в Национальный банк справку налогового органа по месту нахождения банка об отсутствии задолженности перед бюджетом и (или) государственными внебюджетными фондами.

Документы, представленные банком для получения лицензии либо внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев со дня их представления.

Решение о выдаче лицензии, внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, принимается Правлением Национального банка.

Отказ в выдаче лицензии возможен по основаниям, предусмотренным для отказа в государственной регистрации банка, а также – для банков с иностранными инвестициями – по основаниям, аналогичным ограничениям, применяемым в соответствующих иностранных государствах для отказа в государственной регистрации (регистрации) банков с инвестициями граждан Республики Беларусь и (или) юридических лиц Республики Беларусь.

Что касается оснований для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, то законодательство содержит следующий перечень:

- несоответствие представленных документов законодательству Республики Беларусь или выявление в них недостоверной информации;

- непредставление документов, запрашиваемых Национальным банком для подготовки заключения об устойчивом финансовом положении банка;

- отсутствие у банка технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций;

- несоблюдение банком срока по истечение, которого он вправе претендовать на получение лицензии на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц (не ранее двух лет с даты его государственной регистрации при условиях его устойчивого финансового положения в течение последних двух лет)

- отсутствие нормативного капитала в размере, эквивалентном не менее 10 миллионам евро на дату представления документов для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии.

В части осуществления отдельных банковских операций решением Национального банка может быть приостановлено или восстановлено действие лицензии на осуществление банковской деятельности. Данное решение вступают в силу с момента уведомления банка об его принятии.

Сообщения об этом подлежит опубликованию Национальным банком в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями, в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения.

В случае приостановления действия лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций обязательства сторон, связанные с осуществлением этих операций, прекращаются исполнением сторонами своих обязательств по соответствующему договору. При этом банку запрещается заключать новые договоры и перезаключать на новый срок ранее заключенные договоры, исполнение обязательств по которым связано с осуществлением банковской операции, в части осуществления которой действие лицензии приостановлено.

Национального банка может принять решение об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций. Данное решение также вступают в силу с момента уведомления банка об его принятии.

С момента отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности:

- срок исполнения обязательств банка считается наступившим;

- обязательства банка в иностранной валюте определяются в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка, действовавшему на дату отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности;

- банк не несет ответственности за нарушение своих обязательств за невозможностью их исполнения в связи с отзывом лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пени);

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, вступивших в законную силу до момента отзыва у банка лицензии на осуществление банковской деятельности;

- запрещаются до момента создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) или назначения хозяйственным судом управляющего (антикризисного управляющего) заключение банком новых договоров и перезаключение на новый срок ранее заключенных договоров, исполнение обязательств банка по ним, в том числе осуществление операций по корреспондентскому счету банка, за исключением операций, связанных с текущими и эксплуатационными платежами банка, выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), в пределах сметы расходов, согласуемой с Национальным банком, а также запрещается возврат денежных средств, ошибочно зачисленных на корреспондентский счет банка.

Отказ в выдаче лицензии на осуществление банковских операций, а также приостановления действия лицензии или ее отзыв могут быть обжалованы банком в хозяйственный суд.

 

Прекращение деятельности банка может осуществляться путем его реорганизации или ликвидации. Общие понятия реорганизации и ликвидации юридических лиц даны в ГК (ст.53-62).

С учетом специфики банковской деятельности законодательством устанавливаются некоторые особенности реорганизации (ликвидации) банков.

Слияние банка может осуществляться только с банком (банками), после получения соответствующего разрешение НБ. Решение о выдаче разрешения на слияние банков принимается Правлением Национального банка. О чем в срок не позднее десяти дней с даты принятия решения сообщается банкам.

При слиянии реорганизованные банки обязаны возвратить выданные им лицензии на осуществление банковской деятельности (их дубликаты) и копии таких лицензий в Национальный банк. При этом вновь созданный банк вправе заявить в Национальный банк ходатайство о выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня тех банковских операций, которые были вправе осуществлять реорганизованные банки.

Банк может быть реорганизован путем присоединения только к другому банку. Присоединиться к банку могут только банк либо небанковская кредитно-финансовая организация.

При присоединении банк, реорганизованный путем присоединения к другому банку, обязан возвратить выданную ему лицензию на осуществление банковской деятельности (ее дубликат) и копии такой лицензии в Национальный банк. Банк, реорганизованный путем присоединения к нему другого банка, вправе заявить в Национальный банк ходатайство о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной ему лицензии на осуществление банковской деятельности, для указания в нем тех банковских операций, которые был вправе осуществлять присоединенный банк.

При выделении банк, создаваемый путем выделения из другого банка, обязан заявить в Национальный банк ходатайство о выдаче ему лицензии на осуществление банковской деятельности.

При разделении реорганизованный банк обязан возвратить выданную ему лицензию на осуществление банковской деятельности (ее дубликат) и копии такой лицензии в Национальный банк, а создаваемые в результате разделения банки должны заявить ходатайства о выдаче им лицензий на осуществление банковской деятельности.

Реорганизация банка путем его разделения или выделения банка (банков) допускается при условии, если уставный фонд банков (банка), созданных в результате реорганизации, останется не ниже размера минимального уставного фонда, установленного Национальным банком.

При реорганизации банка его права и обязанности переходят ко вновь созданным банку (банкам) и иным юридическим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством.

Для государственной регистрации реорганизованных банков, в зависимости от формы реорганизации, дополнительно представляется в Национальный банк передаточный акт или разделительный баланс. В случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, в Национальный банк представляется согласие антимонопольного органа.

Ликвидация банка по инициативе его участников (собственника имущества) либо органа банка, уполномоченного учредительными документами, производится с письменного согласия Национального банка. Для получения согласия на ликвидацию банк представляет в Национальный банк следующие документы:

- ходатайство на получение согласия с указанием причин, повлекших необходимость ликвидации банка;

- решение участников (собственника имущества) банка либо органа банка, уполномоченного учредительными документами, о его ликвидации.

В двадцатидневный срок после представления в Национальный банк вышеуказанных документов, Правление Национального банка выносит решение о возможности предоставления согласия на ликвидацию банка по решению участников (собственника имущества) банка либо органа банка, уполномоченного учредительными документами, и отзыве лицензии.

В случае отказа в даче согласия на ликвидацию банка Национальный банк обязан аргументировать свое решение и представить соответственно участникам (собственнику имущества) банка либо органу банка, уполномоченному уставом, план действий по устранению причин, вызвавших принятие решения о ликвидации банка.

Участники (собственник имущества) банка либо орган банка, уполномоченный уставом, принявшие решение о ликвидации банка, в десятидневный срок после получения согласия Национального банка создают ликвидационную комиссию (назначают ликвидатора), назначают ее председателя, а также определяют в соответствии с законодательством Республики Беларусь порядок и сроки ликвидации банка. А также в срок не позднее 5 дней, с момента принятия соответствующего решения информируют, об этом Национальный банк.

Банк обязан прекратить свою деятельность с момента принятия решения о его ликвидации и в двухмесячный срок выйти из состава учредителей (участников) других юридических лиц.

Банк считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сообщение об этом подлежит опубликованию в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями, и в официальном издании Национального банка в тридцатидневный срок со дня внесения соответствующей записи в этот регистр.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.