Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды банков




Банк – это коммерческая организация, зарегистрированная в установленном законодательством порядке, имеющаяна основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности такие банковские операции, как:

1. Привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

2. Размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банк вправе осуществлять иные банковские операции, указанные в лицензии на осуществление банковской деятельности.

Понятие банка складывается из трех основных элементов.

Во-первых, указывается, что банк является юридическим лицом. Это подчеркивает, что банковским законодательством банк рассматривается в первую очередь как субъект гражданского права. Из этого также следует, что индивидуальные предприниматели не вправе заниматься банковской деятельностью.

Во-вторых, определяется, что банк как юридическое лицо осуществляет банковские операции. Это позволяет отграничить банк от иных юридических лиц. Выделение банков среди юридических лиц обусловлено не определенным статусом имущества банка и соответственно особой организационно-правовой формой этого юридического лица, а особым предметом деятельности, которым занимается это юридическое лицо, - оно осуществляет банковские операции.

В-третьих, устанавливаются банковские операции, которыми вправе заниматься только банки. Это позволяет провести разграничение между банками, с одной стороны, и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, занимающимися отдельными банковскими операциями, с другой стороны. Такое разграничение осуществляется посредством указания на исключительное право банков в отличие от небанковских кредитно-финансовых организаций осуществлять три указанных вида банковских операций в совокупности.

Исключительное право означает, что кроме банков в совокупности осуществлять такие операции не вправе никто. Но отдельные из этих трех видов банковских операций (без совокупности) могут осуществлять и другие, небанковские кредитно-финансовые организации, в связи с чем, такие операции в отдельности не являются исключительным правом банков. Осуществление указанных трех операций в совокупности – это право банков, но не их обязанность. Если банк осуществляет различные банковские операции, не совершая в совокупности указанные три, то это не влечет потери статуса банка.

Признаки банка:

1. Деятельность банка направлена на получение прибыли, как и у иных коммерческих организаций, но банк извлекает прибыль из оборота финансовых инструментов путем совершения банковских операций.

2. Банк является кредитной организацией.

3. Банк осуществляет свои операции на основе лицензий, выдаваемых Национальным банком.

4. Банк является часть банковской системы и поэтому исполняет определенные обязанности по отношению к этой системе и государству.

Таким образом, банкам второго уровня присущи следующие основные функции:

- образование (аккумуляция) средств;

- предоставление кредита;

- содействие платежному обороту.

Банкможет создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.

Банк должен иметь свой устав, утверждаемый в порядке определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Банк для осуществления целей и задач, определенных его уставом, по согласованию с Национальным банком, вправе выступать учредителем (участником) коммерческих организаций в порядке и на условиях, определяемых БК и иным законодательством Республики Беларусь. Норматив участия в уставном фонде одной коммерческой организации устанавливается в размере не более 5% от нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации. Норматив предельного размера участия в уставных фондах коммерческих организаций в совокупности устанавливается в размере не более 25% от нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации.

Также банк должен иметь наименование и фирменное наименование, соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова «банк», а также на его организационно-правовую форму.

В настоящее время легальная классификация банков не закреплена в законодательных актах Республики Беларусь. Тем не менее, в теории банковского права выделяют следующие классификации видов банков.

- зависимости от объема банковских операций, которые могут выполняться банками на основании лицензий: в Республике Беларусь могут создаваться универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

Специализированный банк – это банк, чья деятельность направлена в основном для предоставления одного, двух или нескольких видов связанных между собой услуг для большинства своих контрагентов (инновационный банк, инвестиционный банк, сберегательный банк, ипотечный (земельный) банк и др.). В Республике Беларусь не сложилась специализация банков исходя из функционального критерия, несмотря на то, что в названиях некоторых банков присутствуют указания на их возможную специализацию.

- по форме собственности, на базе которой создается банк, банки подразделяются на образованные на основе государственной собственности и созданные на основе частной собственности;

- по организационно-правовой форме, в которой создается и функционирует банк, различают банки в форме акционерных обществ (открытых или закрытых) или унитарных предприятий;

- по структуре выделяют банки с разветвленной сетью обособленных подразделений (филиалов или представительств, не являющихся юридическими лицами) или без таковой;

- по составу уставного фонда банки можно подразделить на те, уставный фонд которых образован полностью за счет взносов белорусских юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь, и банки с иностранными инвестициями, которые в свою очередь делятся на банки со стопроцентным иностранным капиталом (т.е. дочерние банки иностранных банков) и банки с определенной долей иностранного капитала, переданного в уставный фонд банка.

Часто коммерческие банки делят на крупные, средние и мелкие. Но из-за отсутствия легального подхода для классификации предлагаются весьма различные критерии для такого деления, в частности, размер уставного фонда банка, доля в банковской системе государства, размер размещенных банком средств и т.д.

 

2. Порядок формирования уставного фонда банка

Уставный фонд банка состоит из стоимости вкладов его учредителей (участников).

Минимальный размер уставного фонда банка устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь (в настоящее время 5 000 000 евро).

При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован исключительно из денежных средств.

Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей (участников) банка, а для увеличения уставного фонда банка – собственные средства участников (собственника имущества) банка, иных лиц и (или) банка.

Под собственными средствами учредителя (участника, собственника имущества) банка, иных лиц, а также собственными средствами банка следует понимать приобретенные законным способом денежные средства или иное имущество, принадлежащие им на праве собственности либо в силу иного вещного права (право хозяйственного ведения или право оперативного управления).

Для формирования и увеличения размера уставного фонда банка не могут быть использованы привлеченные денежные средства и (или) доходы, полученные незаконным путем.

В уставный фонд банка не может быть внесено имущество, право на отчуждение которого ограничено собственником, законодательством Республики Беларусь или договором.

Денежные вклады в уставный фонд банка вносятся как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Беларусь. При этом весь уставный фонд должен быть объявлен в белорусских рублях. Перерасчет иностранной валюты осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным банком на дату внесения вклада в уставный фонд.

Средства госбюджета и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, а также объекты госсобственности могут быть использованы для формирования уставного фонда банка только в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Уставный фонд является тем имуществом, которое необходимо коммерческой организации для начала ее деятельности. Уставный фонд служит для определения «долей участия», так как позволяет определить процентное соотношение между участниками, т.е. какая доля принадлежит каждому из участников (хотя в унитарном предприятии уставный фонд не служит данной цели, поскольку в нем уставный фонд неделим (п. 1 ст. 113 ГК).

В уставном фонде банка определяется минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов банка. При этом в силу законодательства Республики Беларусь уставный фонд не является той стандартной суммой, которая обязательно должна находиться на счету у банка (то же в отношении имущества в вещной форме); банк вправе использовать средства уставного фонда на осуществление своей деятельности.

Уставный фонд банка должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации банка.

Денежные вклады, вносимые в уставный фонд банка, подлежат перечислению на временный счет, открываемый учредителями банка в Национальном банке. Денежные средства могут быть зачислены на временный счет, открываемый и в другом банке, но только при условии их перевода на этот счет через соответствующий корреспондентский счет такого банка, открытый в Национальном банке. Средства с временного счета могут быть использованы только для зачисления на корреспондентские счета банка после государственной регистрации банка либо для возврата учредителям в случае отказа в государственной регистрации банка.

Национальный банк и банки вправе начислять проценты по денежным средствам, размещенным у них на временном счете.

Наряду с возможностью формирования уставного фонда банка за счет денежных вкладов, в соответствии с ч.6 ст. 75 БК, участники (учредители) банка вправе вносить и неденежные вклады. Предельный размер неденежной части уставного фонда для банка независимо от перечня осуществляемых им операций и состава учредителей устанавливается в размере 20% уставного фонда.

При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован лишь из денежных средств, однако и в части, превышающей минимальный размер уставного фонда, банки не вправе полностью сформировать ее за счет неденежного вклада, так как все равно должна быть соблюдена пропорция – не более 20% от полного размера уставного фонда. При этом к вкладам в неденежной форме относится имущество, необходимое для осуществления банковской деятельности и относящееся к основным средствам, за исключением объектов незавершенного строительства.

 

3. Документы, представляемые для государственной регистрации банка

Согласно ст. 77 БК государственной регистрации, без которой деятельность банка запрещается, подлежат:

- вновь созданные (реорганизованные) банки;

- изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков.

Доходы, полученные банком, действующим без государственной регистрации, направляются в доход республиканского бюджета.

Органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк Республики Беларусь.

Для государственной регистрации банка в Национальный банк представляются:

- заявление о государственной регистрации;

- устав банка (в двух экземплярах);

- выписка из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителя и главного бухгалтера банка;

- документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка из временного счета, заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения в уставный фонд вклада в неденежной форме и другие документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь);

- копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, содержащие сведения о наличии собственных средств для внесения в уставный фонд банка, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетом и (или) государственными целевыми бюджетными и (или) внебюджетными фондами;

- сведения об учредителях – физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы (для неработающих – справка органа службы занятости либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства), справка органа внутренних дел об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;

- справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- документ, подтверждающий право на размещение банка по месту его нахождения (месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка), указанному в учредительных документах;

- анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, заполняемые ими и содержащие сведения:

- для руководителя банка - о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;

- для главного бухгалтера - о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет в должности бухгалтера банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;

- об отсутствии (о наличии) у них непогашенной или неснятой судимости, подтвержденные справкой органа внутренних дел, содержащей, кроме того, сведения о непривлечении (привлечении) в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу.

- документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка, по определяемому Национальным банком перечню:

- копии платежных документов, подтверждающих внесение денежных вкладов в уставный фонд, – по каждому инвестору;

- выписка из протокола учредительного собрания (решения собственника имущества) об утверждении денежной оценки имущества в случае внесения в уставный фонд вклада в неденежной форме;

- заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения в уставный фонд вклада в неденежной форме.

- бизнес-план, порядок составления и критерии оценки которого устанавливаются Национальным банком (на 2 года);

- документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по определяемому Национальным банком перечню. Указанные документы определяются в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами Национального банка, регламентирующими порядок осуществления банковских операций, и представляются учредителями в случае ходатайства о получении права на осуществление таких операций в рамках лицензии;

- платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию банка;

- эскизы печатей в двух экземплярах.

Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются следующие документы:

- нотариально удостоверенный договор о создании акционерного общества;

- список учредителей с указанием размера их вкладов, количества, категорий и номинальной стоимости акций, подлежащих размещению среди них, а также долей таких акций в общем объеме уставного фонда этого банка.

Данный перечень документов, необходимых для государственной регистрации, является исчерпывающим. Национальный банк выдает учредителям банка, представившим указанные документы, письменное подтверждение об их получении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.