Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. Самостоятельная работа студентов




Самостоятельная работа студентов.

Индивидуальная работа преподавателя со студентами.

Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности

2.1 Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

2.2.Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Неделя Кол. час Вид занятия, тема и краткое содержание Методы
1-4 4ч. Тема 1. Теоретические основы этикета. Понятие этики как науки. Мораль как система принципов, норм, идеалов и ценностей. Структура морали. Функции морали. Виды и особенности моральных норм. История мирового этикета. Нравственность как компонент духовной культуры. Внешнее как форма проявления сущности духовной культуры. Моральная сущность. Моральный выбор. Взаимосвязь интеллектуального и нравственного в духовной культуре. М, П, Д
   
4ч. Семинар: 1. Понятие этики как науки. 2. Мораль как система принципов, норм, идеалов и ценностей. Структура морали. 3. Функции морали. 4. Виды и особенности моральных норм. 5. История мирового этикета. 6. Нравственность как компонент духовной культуры. 7. Внешнее как форма проявления сущности духовной культуры. 8. Моральная сущность. 9. Моральный выбор. 10. Взаимосвязь интеллектуального и нравственного в духовной культуре. 11. Решение тестовых заданий. Э,ПБ,И
 
4-8 4ч. Тема 2. Особенности профессиональной этики. Сущность профессиональной этики. Происхождение профессиональной этики. Виды профессиональной этики. Принципы и нормы профессиональной этики. Классификация этических кодексов. Культура одежды делового человека. Поведение в общественных местах. Профессиональные типы личности.     М, П, Д
   
4ч. Семинар: 1. Сущность профессиональной этики. 2. Происхождение профессиональной этики. 3. Виды профессиональной этики. 4. Принципы и нормы профессиональной этики. 5. Классификация этических кодексов. 6. Культура одежды делового человека. 7. Поведение в общественных местах. 8. Профессиональные типы личности. 9. Решение деловых ситуаций. 10. Тестовый контроль.     Э,ПБ,И
8-12 4ч. Тема 3. Конфликт в коллективе. Что такое конфликт? Основные положения теории конфликтов. Возможна ли бесконфликтность? Как возникают конфликты? Как преодолеть конфликт? Компромисс. Что углубляет конфликт? Предупреждение конфликта. Роль руководителя в коллективе, в конфликтной ситуации Важность подготовки и воспитания руководителя в деловом мире. Понятие лидерства. Проблемы, возникающие в процессе руководства. Методы работы руководителя. Создание благоприятного психологического климата в коллективе. М, П, Д
   
  4ч. Семинар: 1. Понятие конфликта. 2. Теории конфликтов. 3. Компромисс. 4. Предупреждение конфликта. 5. Роль руководителя в коллективе, в конфликтной ситуации Важность подготовки и воспитания руководителя в деловом мире. 6. Понятие лидерства. 7. Проблемы, возникающие в процессе руководства. 8. Методы работы руководителя. 9. Создание благоприятного психологического климата в коллективе. 10. Решение ситуационных задач. 11. Кроссворд.   Э,ПБ,И
12-16 4ч. Тема 4. Корпоративная этика. Понятие и особенности корпоративной этики и этикета. Корпоративное общение. Коммуникативная культура. Формы корпоративного общения. Психогигиена. Факторы, способствующие развитию корпоративной этики в организации. Корпоративная этика и социальная ответственность. Этические проблемы корпоративных отношений. Сущность административной этики. Управленческая этика. Ритуалы и традиции в деятельности организации. Стили управления. Этические нормы деловых отношений. Рабочий кабинет руководителя. Система визуальных коммуникаций учреждения. Организация рабочего времени служащих. М, П, Д
   
4ч. Семинар: 1. Понятие и особенности корпоративной этики и этикета. 2. Корпоративное общение. 3. Коммуникативная культура. 4. Формы корпоративного общения. Психогигиена. 5. Факторы, способствующие развитию корпоративной этики в организации. 6. Корпоративная этика и социальная ответственность. Этические проблемы корпоративных отношений. 7. Сущность административной этики. 8. Управленческая этика. 9. Ритуалы и традиции в деятельности организации. 10. Стили управления. 11. Этические нормы деловых отношений. 12. Рабочий кабинет руководителя. 13. Система визуальных коммуникаций учреждения. Организация рабочего времени служащих. 14. Решение ситуационных задач. 15. Решение тестовых задач Э,ПБ,И
17-18 2ч. Тема 5. Внешний облик делового человека. Манеры поведения и имидж. Особенности внешнего вида. Одежда делового человека.   М, П, Д
   
2ч. Семинар: 1. Манеры поведения и имидж. 2. Особенности внешнего вида. 3. Одежда делового человека. 4. Решение деловых ситуаций. 5. Тестовый контроль     Э,ПБ,И
  4ч. Тема 6. Речевой этикет. Понятие и особенности речевого этикета. Устное деловое общение. Языковые нормы устного делового общения. Письменное деловое общение. Официально-деловой стиль письменной речи. Визитная карточка. Деловые разговоры по телефону. Деловая беседа. М, П, Д
   
4ч. Семинар: 1. Понятие и особенности речевого этикета. 2. Устное деловое общение. 3. Языковые нормы устного делового общения. 4. Письменное деловое общение. 5. Официально-деловой стиль письменной речи. 6. Визитная карточка. 7. Деловые разговоры по телефону. 8. Деловая беседа. 9. Решение деловых ситуаций. Э,ПБ,И
    2ч. Тема 7. Культура делового спора. Понятие делового спора. Рекомендации по ведению спора. Уловки в споре. М, П, Д
   
2ч. Семинар: 1. Понятие делового спора. 2. Рекомендации по ведению спора. 3. Уловки в споре. 4. Решение практических ситуаций. Э,ПБ,И
  2ч. Тема8. Кинесика. Кинесика и деловой этикет. Кинесика и этикет в ситуации знакомства. Кинесика и этикет в ситуации беседы. Кинесика и этикет в конфликтной ситуации. М, П, Д
   
2ч. Семинар: 1. Кинесика и деловой этикет. 2. Кинесика и этикет в ситуации знакомства. 3. Кинесика и этикет в ситуации беседы. 4. Кинесика и этикет в конфликтной ситуации. 5. Решение практических ситуаций. Э,ПБ,И
  2ч. Тема 9. Деловые мероприятия Понятие деловых мероприятий. Беседа, встреча, совещание, заседание, собрание, симпозиум, конгресс, съезд. Порядок проведения деловых мероприятий. Общие правила организации мероприятий   М, П, Д
   
  2ч. Семинар: 1. Понятие деловых мероприятий. 2. Беседа, встреча, совещание, заседание, собрание, симпозиум, конгресс, съезд. 3. Порядок проведения деловых мероприятий. 4. Общие правила организации мероприятий. 5. Решение практических задач.
  2ч. Тема 10. Приемы и банкеты. Виды приемов и банкетов. Организация проемов. Проведение банкетов. Рассадка гостей. Поведение на приеме. Сервировка стола. Меню. Закуски, напитки. Обслуживание на приемах и банкетах  
   
  2ч. Семинар: 1. Виды приемов и банкетов. 2. Организация проемов. 3. Проведение банкетов. 4. Рассадка гостей. 5. Поведение на приеме. 6. Сервировка стола. 7. Меню. 8. Закуски, напитки. 9. Обслуживание на приемах и банкетах. 10. Деловая игра.  
  2ч. Тема 11. Международный этикет. Понятие международного этикета. Стиль и культура протокольных мероприятий Столовый этикет.  
   
  2ч. 1. Понятие международного этикета. 2. Стиль и культура протокольных мероприятий. 3. Столовый этикет. 4. Решение деловых ситуаций. 5. Тестовое задание.  
  2ч. Тема12. Служба хорошего настроения. Клиент всегда прав. Сделки и переговоры.  
   
  2ч. Семинар: 1. Клиент всегда прав. 2. Сделки и переговоры. 3. Решение деловых ситуаций. 4. Тестовый контроль  

 

Неделя. Кол-во час. Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
    Темы контрольных работ: ЗАДАНИЕ 1 Введение. Тема 1. Понятие этики как науки. Профессиональная этика: нормы, стандарты и принципы. Тема 2. Профессиональный этикет: сущность и принципы. 1.1. Этика как научная дисциплина, изучающая мораль и нравственность. Предмет этики, её структура и связь с другими науками. 1.2. Понятие профессиональной этики, ее происхождение и сущность. Виды профессиональной этики, их особенности. 1.3. Когда и где зародилось понятие «этикет». В каких странах происходило наиболее интенсивное развитие правил этикета, и с чем это исторически связано. 1.4. Сформулируйте понятия «этика» и «этикет». В чем заключаются различия и взаимосвязь этих понятий. 1.5. Каковы современные тенденции развития этикета. Приведите конкретные примеры таких тенденций. 1.6. Какие виды (типы) этикета можно выделить. Дайте характеристику каждого из них. 1.7. Профессиональный этикет - причины возникновения, особенности содержания и проявления в современной России. 1.8. Каково ваше представление о культурном человеке. Как проявляется роль морали в профессиональной деятельности. 1.9. Каковы основные функции этикета в профессиональном общении. 1.10. Каковы основные принципы профессионального этикета. Сформулируйте, как вы понимаете каждый из них.   ЗАДАНИЕ 2 Тема 3. Речевой этикет в профессиональном общении. Этикет приветствий, представлений и приглашений. Тема 4. Невербальные средства общения и профессиональный этикет. 2.1. Роль речи и ее культуры в деловом общении. Языковые нормы делового общения. 2.2. Речевой этикет. Правила речевого поведения в деловом общении. 2.3. Общие правила приветствий и представлений - порядок и процедура. 2.4. Какие факторы влияют на процедуру приветствия, представления и титулирования в практике деловой жизни? 2.5. Как исторически развивалась система норм и требований к форме и содержанию визитной карточки? 2.6. Виды визитных карточек, используемых в деловых отношениях. 2.7. Правила оформления и использования визитных карточек делового человека. 2.8. Этикетные знаки: цветы, подарки, сувениры - их выбор и преподнесение. Умение принимать подарки. Национальные особенности при осуществлении выбора подарков. 2.9. Невербальные средства общения, их роль, функции и особенности. 2.10. Как можно использовать невербальные средства общения в профессиональных ситуациях разного рода. Приведите примеры.   ЗАДАНИЕ 3 Тема 5. Корпоративная этика и философия фирмы. Этикет руководителя и подчиненного. Тема 6. Этикет организации и ведения деловых встреч и переговоров. 3.1. Что входит в понятия «философия фирмы» и «имидж фирмы». Раскройте в ответе каждую составляющую часть этих понятий. 3.2. Корпоративная этика: понятие и направления развития. Какие преимущества предполагает (дает) соблюдение корпоративной этики. 3.3. Основные требования, предъявляемые фирмой к сотрудникам и их взаимоотношениям в коллективе (культура организации, история, традиции, кодекс). 3.4. Этикет руководителя: субординация, лояльность, демократичность, ответственность. 3.5. В каких служебных ситуациях взаимоотношения руководителя и подчиненного регулируются правилами этикета. 3.6. Специфика проявления служебного этикета в соотношении: руководитель - подчиненный, мужчина - женщина. 3.7. Правила, критерии и этикет эффективной подготовки и проведения делового совещания. 3.8. Этапы процесса переговоров и их характеристики. 3.9. Протокольные аспекты подготовки и ведения деловых переговоров с партнерами. 3.10. Выделение рабочих зон в кабинете руководителя. Варианты расположения участников деловых бесед в условиях рабочего кабинета.   ЗАДАНИЕ 4 Тема 7. Этикет письменного делового общения и делового общения по телефону. Тема 8. Имидж и внешний облик делового человека. 4.1. Деловая корреспонденция - лицо вашей фирмы и конкретного сотрудника. 4.2. Виды и содержание деловых писем. 4.3. Основные правила ведения делового телефонного разговора (Вы - инициатор звонка; Вы - ответчик). 4.4. Основные критерии выбора времени для делового телефонного разговора. 4.5. По каким признакам можно определить насколько сотрудник владеет и следует правилам этикета ведения делового телефонного разговора. 4.6. В чем сходство и различие между очной деловой беседой и телефонным разговором? 4.7. Имидж делового человека - понятие, основные составляющие и их характеристики. 4.8. Костюм делового человека - основные правила подбора, составления и поведения в нем. Аксессуары, как обязательное дополнение к деловому костюму, главные критерии их выбора. 4.9. Вечерний костюм для торжественного, званого приема. Особенности и критерии выбора. 4.10. Определите понятие «манеры поведения». Каковы особенности требований к манере поведения делового человека. Привести примеры поведения в конкретных ситуациях. Темы рефератов и сообщений: 1. Проблема преемственности в истории этических учений 2. Этические концепции Платона и Аристотеля 3. Духовная оппозиция в эпоху средневековья 4. Этические поиски Нового времени 5. Этика «всеединства» о смысле жизни 6. Простые нормы нравственности и их историческая судьба 7. Нравственность на пороге XXI века 8. Современная экологическая этика 9. Рыцарский образец поведения: от средних веков до наших дней 10. История идей гуманизма 11. Нравственный конфликт и его разрешение 12. Проблема смысла жизни в религиозных учениях Востока 13. Специфика морального конфликта 14. Общечеловеческие ценности и глобальные проблемы мирового развития 15. Будущее человечества: прогнозы, гипотезы, проекты 16. «Право на смерть»: аргументы «за» и «против» 17. Нравственная оценка богатства в различных моральных системах 18. Половая мораль и ее историческое развитие 19. Любовь как основа нравственности в христианской этике 20. Значение культуры этикета в жизни общества
Недели семестра. Час. Темы выносимые на самостоятельную подготовку.
1. 2. 3.
Сентябрь,       Тема: Теоретические предпосылки становления этики делового общения. Этика делового общения в истории философской мысли.Этика в учении Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля.Закон "взаимопомощи" в первобытном обществе, самопожертвование. Принцип справедливости. "Десять заповедей". "Золотое правило" общения и нравственности. Оттенки этических норм (национальные, религиозные, классовые, социальных прослоек, профессиональные).  
Октябрь,     Тема: Этика и развитие деловой культуры в России. Условия выработки и применения этических принципов в России. Роль автаркической власти и религии. Периоды укрепления и ослабления этических норм. "Золотой век" – XIX-ый- Развитие благотворительности и меценатства – российского предпринимательства. Эволюция типов деловых людей и формы самоорганизации делового сообщества.Проблемы межличностного общения в трудах российских ученых.Современное состояние российской деловой культуры. Общие черты современного российского предпринимательства. Современные взгляды на место этики в деловом общении: возможное противоречие между этикой и бизнесом. Индивидуалистические перекосы. Социальные типы российских предпринимателей. Болевые точки этического развития российского предпринимательства. Снижение планки правового регулирования. Эрозия основных этических норм. Расширение зоны нерегулируемых отношений.
Ноябрь,       Тема: Развитие деловой культуры за рубежом.Особенности этики делового общения в западноевропейской культурной традиции. «Протестантская этика и дух капитализма».  
Март   Тема: Деловое общение с использованием технических средств коммуникации. Особенности делового общения с использованием электронных средств коммуникации. Методы передачи сообщений: факсимильные, кодовые. Функциональная и экономическая эффективность использования электронной почты. Преимущества и недостатки использования телефакса и факс-модема. Электронная коммерция и деловое общение. Средства коллективной работы в компьютерных сетях. Компьютерная видеоконференцсвязь (КВКС) и ее использование в организации делового общения при подготовке и проведении рекламной кампании. Мобильные средства связи: и деловое общение.
Май     Тема: Общие основы и различия в российской и зарубежной этике бизнеса (мотивация благотворительности, патернализм и др.) Шаги на международном уровне по созданию в бизнесе единой этической основы. Декларация Круглого стола в Ко (Caux Round Table), другие аналогичные меры. Этические ориентиры в области бизнеса, выраженные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (декабрь 1980 г.). "Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой".    

 

2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

 

 

Наименование основных методов Краткое описание и примеры использования в темах и разделах, место проведения
2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Тема: Кинесика.
6. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Тем: Приемы и банкеты. Игры, тренинги,сценарии.
7. Использование методов, основанных на изучении практики (case studies) Тема: Речевой этикет.
8. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач Ситуационные задачи по теме: Тема: Особенности профессиональной этики. Тема: Деловые мероприятия

 

 

3.Средства обучения

 

3.1.Информационно-методические

Основная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., «Аспект-пресс», 2000.

2. Барышев А.Д., Матюхтна Ю.А., Шередер Н.Г. Этика и психология делового общения (Сфере сервиса) М., «Альфа-М»,2009.

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., «Инфра»,2003.

4. Гойхман О.Я., Надвина Т.М. Речевая коммуникация. М., «Инфра-М»,2003.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, «Питер», 2003.

6. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие для бизнесмена.Ось-89,2000

7. Психология и этика делового общения (под редакцией Лавриненко В.Н.).М., «ЮНИТИ», 2003.

8. Спивак В.А.Корпоративная культура. СПб, «Питер», 2001.

9. Чалдини Р. Психология влияния. СПб, «Питер», 2003

10. Шейн Э. Организационня культура и лидерство. СПб, «Питер», 2003.

1. Конфликтология (под редакцией А.С. Кармина). СПб, «Лань»,2001.

2. Коробцева Н.А., Петрова Е.А. Истоки имиджа, или одежда деловой женщины в азбуке общения. М., «Гном-Пресс», 2006.

3. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту. СПб, «Альфа», 2000.

4. Паневчик В.В. Деловое письмо. Минск, «Высшая школа», 2005

5. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., «Инфра», 2000.

6. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. М., «Дело», 2007.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.