КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика подготовки и сдачи зачета
Разъяснения по вопросам работы с тестовой системой курса Тестовая система курса разработана с целью установить качество усвоения студентом учебного материала. По результатам выполнения тестов можно составить общее представление о том, насколько успешно студент овладел знаниями по определенной теме или дисциплине в целом. Тестовые задания – это современный эффективный метод контроля знаний студента, метод определения уровня усвоения им учебного материала и метод обучения данной дисциплине. Тестирование проводится в рамках промежуточной аттестации по дисциплине. Специфика решения теста заключается в правильной оценке приводимых в тесте утверждений. Задание к тесту – оценить правильность приведенных утверждений словами «да» или «нет». Тестирование проводятся после завершения лекционного курса по всем темам дисциплины и могут быть использованы в промежуточной аттестации по дисциплине (зачет). Оценка уровня текущих знаний производится по следующим критериям: - 90% правильных ответов – "отлично"; - 80% правильных ответов – "хорошо"; - 70% правильных ответов – "удовлетворительно"; - менее 70% правильных ответов – "неудовлетворительно". Оценка уровней остаточных знаний производится по принципу «зачёт» - «незачёт». «Незачёт» ставится, если доля неправильных ответов составляет более 50%. Подход к оценке промежуточного уровня знаний аналогичен оценке остаточных знаний.
Зачет – это механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Зачета сводится к тому, чтобы проверить сложившуюся у студента систему знаний и оценить степень ее усвоения. Тем самым зачет содействуют решению главной задачи учебного процесса – подготовке высококвалифицированных специалистов. Основными функциями зачета являются: обучающая; оценивающая; воспитательная. Обучающее значение зачета проявляется, прежде всего, в том, что в ходе подготовки к нему студент обращается к пройденному материалу, сосредоточенному в конспектах лекций, учебниках и других источниках информации. Повторяя, обобщая, закрепляя и дополняя полученные знания, поднимает их на качественно-новый уровень – уровень системы совокупных данных, что позволяет ему понять логику всего предмета в целом. Новые знания студент получает в ходе самостоятельного изучения того, что не было изложено в лекциях и на прктических занятиях. Оценивающая функция зачетов состоит в том, что они подводят итоги не только конкретным знаниям студентов, но и в определенной мере всей системе учебной работы по курсу. Если зачет проводится объективно, доброжелательно, с уважительным отношением к личности и мнению студента, то он имеет и большое воспитательное значение. В этом случае зачеты стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, собственного достоинства, уважения к науке и преподаванию. Зачет как особая форма учебного процесса имеет свои особенности, специфические черты и некоторые аспекты, которые необходимо студенту знать и учитывать в своей работе. Это, прежде всего: - что и как запоминать при подготовке к зачету; - по каким источникам и как готовиться; - на чем сосредоточить основное внимание; - каким образом в максимальной степени использовать программу курса; - что и как записать, а что выучить дословно и т.п. Прежде всего, у студентов возникает вопрос – нужно ли заучивать учебный материал? Однозначного ответа здесь нет. Можно сказать и да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Запомнить, прежде всего, необходимо определение понятий и их основные положения. Именно в них указываются признаки, отражающие сущность данного явления и позволяющие отличить данное понятие и явление от других. В то же время на зачете, как правило, проверяется не столько уровень запоминания студентом учебного материала, сколько то, как он понимает те или иные научные понятия, категории, систематизирует аргументы и факты, как умеет мыслить, аргументировано отстаивать определенную позицию, объясняет и пересказывает заученную информацию. При подготовке к зачету следует запоминать и заучивать информацию с расчетом на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и пособий, учебной программы курса. Правильно используя программу при подготовке к ответу (она должна быть на столе у каждого), студент получает информационный минимум для своего выступления. Программу курса необходимо максимально использовать как в ходе подготовки, так и на самом зачете. Ведь она включает в себя разделы, темы и основные проблемы, в рамках которых и формируются вопросы для зачета. Заранее просмотрев программу, можно лучше сориентироваться, чем она поможет на зачете, в какой последовательности лучше учить ответы на вопросы. Найдя свой вопрос в программе, студент учитывает то, где он расположен и как сформулирован, как он соотносится и связан с другими вопросами, что позволяет ему мобилизовать все свои знания этой проблемы и гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ. Такой подход не только позволяет облегчить, разгрузить сам процесс запоминания, но и содействует развитию гибкости мышления, сообразительности, ассоциативности, творческому отношению к изучению конкретного учебного материала. Кроме этого, необходимо применять для запоминания материала и метод использования ассоциаций, то есть ту связь, которая образуется при определенных условиях между двумя или более понятиями, представлениями, определениями и т.д. Это такой психологический процесс, в результате которого одни понятия или представления вызывают появление в уме других. Чем с большим количеством фактов мы ассоциируем данный факт, тем более прочно он задержан нашей памятью. Оптимальным для подготовки к зачету является вариант, когда студент начинает подготовку к нему с первых занятий по данному курсу. Такие возможности ему создаются преподавателем. Однако далеко не все студенты эти возможности используют. Большинство из них выбирают метод атаки, штурма, когда факты закрепляются в памяти в течение немногих дней или даже часов для того, чтобы сдать. В этом случае факты не могут образовать в уме прочные ассоциации с другими понятиями и поэтому такие знания, как правило, менее прочные и надежные, более бессистемные и формальные. Материал же, набираемый памятью постепенно, связанный с ассоциациями, с другими событиями, неоднократно подвергаемый обсуждению, имеет иной, более высокий качественный уровень, сохраняется в памяти длительное время и может быть востребован в любой обстановке. При подготовке к зачету по наиболее сложным вопросам, ключевым проблемам и важнейшим понятиям необходимо сделать краткие письменные записи в виде тезисов, планов, определений. Запись включает дополнительные моторные ресурсы памяти. Особое внимание в ходе подготовки к зачету следует уделять конспектам лекций, ибо они обладают рядом преимуществ по сравнению с печатной продукцией. Как правило, они более детальные, иллюстрированные, что позволяет оценивать современную ситуацию, отражать самую свежую научную и оперативную информацию, отвечать на вопросы, интересующие аудиторию в данный момент, тогда как при написании и опубликовании печатной продукции проходит определенное время, и материал быстро устаревает. В то же время подготовка по одним конспектам лекций недостаточна, необходимо использовать и иную учебную литературу. Дать однозначную рекомендацию, по каким учебникам лучше готовиться к зачету нельзя, потому что идеальных учебников не бывает. Они пишутся представителями различных научных школ и направлений, по-разному освещают, интерпретируют процессы в обществе и деловой сфере, в каждом из них есть плюсы и минусы, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, одни проблемы раскрываются более глубоко и основательно, другие поверхностно или вообще не раскрываются. Поэтому для сравнения учебной информации и раскрытия всего многообразия данного явления желательно использовать два и более учебных пособия. Готовясь к ответу по конкретному вопросу, необходимо исходить из принципа плюрализма. Это значит, что студент вправе выбирать любую точку зрения, даже если она не совпадает с мнением преподавателя, но с условием ее достаточно основательной аргументации. Не следует бояться дополнительных и уточняющих вопросов на экзамене. Они, как правило, задаются для выявления общей подготовленности студента, или для уточнения высказанной студентом мысли. Среди основных критериев оценки ответа студента можно выделить следующие: · правильность ответа на вопрос, то есть верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов; · полнота и одновременно лаконичность ответа; · новизна учебной информации, степень использования последних научных достижений и нормативных источников; · умение связать теорию с практикой и творчески применить знания к оценке сложившейся ситуации; · логика и аргументированность изложения; · грамотное комментирование, приведение примеров и аналогий; · культура речи. Все это позволяет преподавателю оценивать как знания, так и форму изложения материала. Оценка знаний производится по 2-х бальной системе и на основании соответствующих критериев: оценка «зачет» ставится, когда студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, рекомендованной литературы, аргументировано и логически стройно излагает материал, правильно применяет теоретические положения при анализе социальных явлений; оценка «незачет» ставится, когда студент не усвоил содержания учебной дисциплины. В заключение следует отметить, что значение самостоятельной работы по изучению своей профессии очевидно. Постоянный поиск форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся — начинающему, и имеющему определенный опыт. Характер социально-экономических перемен, происходящих в современном мире, настоятельно призывает к этому. Надеемся, что поднятые в данном методическом пособии вопросы определенным образом помогут студентам в успешном овладении гуманитарными знаниями, экономическим мышлением и послужат необходимым импульсом для дальнейшего профессионального роста.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |