Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика принятия решения




Содержание решения

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ НА ТУШЕНИЕ ПОЖАРА

Опыт тушения пожаров и практика пожарно-тактических учений свидетельствуют, что успешное выполнение предъявляемых к решению на тушение требований, особенно его обоснованность и своевременность принятия, зависит, в первую очередь, от глубины знаний, профессионального опыта и воли РТП. Вместе с тем, для этого необходимо четкое представление РТП содержания решения, т. е. того круга вопросов, на который оно должно давать полные, точные и ясные ответы. Последнее подтверждается и такой наукой, как психология. Она констатирует, что человек не может создать мысленную модель какого-либо объекта, а затем охарактеризовать его словами, письменно или графически в том случае, если четко не представляет его структуры, границ и принципов действий.

Между тем по вопросу о содержании решения РТП на тушение могут быть и в действительности имеют место различные точки зрения. Если к данному вопросу подходить только с точки зрения необходимости соблюдения принципов единоначалия и централизации управления, то это решение в любых условиях обстановки должно отражать все явления и стороны предстоящего тушения. Для этого оно по своему содержанию должно включать такие элементы, как замысел боевых действий, задачи всех подчиненных подразделений, порядок их взаимодействия, а также мероприятия по организации управления и всех видов боевых действий.

Однако только такого подхода к содержанию решения недостаточно. Кроме указанной необходимости, следует учитывать, не нарушая принципов единоначалия и централизации, психофизиологические возможности РТП, уровень его знаний и опыта, степень знакомства с реально сложившейся обстановкой, наличие времени на подготовку боевых действий и, в том числе, на принятие решения, состав и количество пожарных подразделений, прибывших на пожар. Считается важным также учитывать уровень подготовки и опыт должностных лиц органов управления и командиров пожарных подразделений.

Из перечисленных факторов наибольшее влияние на содержание решения чаще всего оказывает время, которым располагает РТП на его принятие. Поэтому на нем следует остановиться особо. Наиболее благоприятные для РТП временные условия для принятия решения на тушение будут при наличии свободного времени. В этих условиях он может не спеша и последовательно уяснить и оценить каждый элемент обстановки, провести изучение объекта и прилегающей территории, продумать возможные варианты предстоящих боевых действий, посоветоваться со своими помощниками, все взвесить, рассчитать и, в конечном итоге, принять предварительное решение, в котором определить тактический замысел и задачи всем подразделениям, порядок их взаимодействия, а также мероприятия по управлению, связи и обеспечению боевых действий. Одним словом, вводить какие-либо ограничения в содержание решения в таких условиях не требуется.

Но при изучении данного опыта в настоящее время неизбежно возникает вопрос: будут ли такие условия для принятия РТП решения на тушение пожара? Исследования последних лет дают на этот вопрос отрицательный ответ.

При ведении боевых действий на пожаре РТП неизбежно столкнется с острым противоречием между объемом работ, который требуется выполнить при принятии решения, и временем, которое он сможет фактически для этого использовать. Такое противоречие неизбежно возникнет по следующим основным причинам. Как уже отмечалось, сроки на подготовку боевых действий очень сжатые. Паузы при тушении пожаров, согласно статистике пожаров, как правило, отсутствуют. Возрастают темпы боевых действий, а значит, сокращаются сроки выполнения полученной задачи. Количество времени, которое можно будет использовать на принятие решения, нередко будет зависеть от характера развития пожара. Практика тушения пожаров свидетельствует, что за такое короткое время ни один, даже опытный РТП, принять решение с отражением в нем всех без исключения вопросов организации предстоящего тушения и его всестороннего обеспечения, провести все необходимые для выполнения решения организационные мероприятия физически не сможет. Элементы решений РТП на тушение пожара показаны на рис.6.1.

Данный вывод станет еще более очевидным, если учесть, что нижестоящим командирам вплоть до командиров отделений также требуется время для того, чтобы принять решение и организовать тушение своими подразделениями.

Таким образом, в условиях ограниченного времени возлагать на РТП обязанность лично самому принимать решение с детальным определением в нем всех без исключения мероприятий по организации предстоящего тушения и его обеспечения – значит ставить перед ним явно нереальные задачи, заранее вынуждать его или принимать поверхностное (необоснованное) решение, или использовать время, которое необходимо подчиненным для подготовки к выполнению своих задач, или останавливать подразделения и заставлять их ждать, пока он примет решение. Тем самым РТП заранее будет обрекать пожарные подразделения на пассивность и неуспешные действия, подрывать свой авторитет среди подчиненных, дискредитировать принципы единоначалия и централизации управления. Кроме того, при такой постановке дела неизбежно создается почва для процветания субъективизма, чреватого при тушении особо тяжелыми последствиями.

Рис. 6.1. Состав решений РТП на тушение пожара

 

Чтобы этого не было, степень централизации управления и детализации решения должны соизмеряться с возможностями РТП по переработке информации. В основу его работы должен быть положен дифференцированный подход к содержанию решения. Практика учит, что в условиях крайне ограниченного времени лично РТП должен определять лишь те элементы решения, которые в данной обстановке являются важнейшими и которые не могут определять другие лица. Такими элементами решения на тушение обычно бывают: тактический замысел боевых действий; боевые задачи пожарным подразделениям; основы взаимодействия подразделений при выполнении ими своих боевых задач; главные задачи по обеспечению боевых действий и организации управления.

Что касается остальных вопросов, связанных с мероприятиями по организации всех видов обеспечения боевых действий и управления подразделениями, то при наличии достаточного времени РТП может перед тем, как дать указания исполнителям, сам принять по ним решение с определением задач, сил, средств, сроков и способов выполнения. При отсутствии же такого времени он вполне может ограничиться определением только важнейших задач, а все остальное поручить спланировать на основе его замысла оперативному штабу и затем согласовать или, при необходимости, поправить их планы. Это станет тем более очевидным, если учесть, что круг вопросов, связанных с проведением в жизнь перечисленных мероприятий, весьма широк и сложен. Он требует дополнительного анализа обстановки, ответа на многие десятки вопросов, расчетов и даже специальных знаний. Возьмем, к примеру, организацию управления подразделениями. Ее нельзя сводить только к определению места развертывания оперативного штаба, что иногда бывает в практике пожарно-тактических учений. Кроме того, для организации управления необходимо определить состав оперативного штаба, его техническое оснащение, местонахождение каждого должностного лица, порядок их перемещения в ходе ведения боевых действий, организацию связи, а также задачи его должностных лиц с конкретной установкой: кто, что, где, когда и как должен делать при осуществлении мероприятий по управлению.

Перед тем, как дать обоснованные указания подчиненным, необходимо в обязательном порядке определить задачи, силы, средства, сроки, способы и порядок их выполнения. Нетрудно увидеть, что если РТП на крупном и сложном пожаре в условиях ограниченного времени попытается лично решить во всех деталях перечисленные мероприятия, дать ответы на все эти вопросы, то он неизбежно "утонет" в них и упустит главное – определение тактического замысла тушения, боевых задач пожарным подразделениям и порядка их взаимодействия. И наоборот, изложенный дифференцированный подход к содержанию решения позволит РТП не распылять свое внимание, сосредоточиться на главном и, используя коллективный разум и творчество своих ближайших помощников, обеспечить своевременное и качественное решение всех вопросов, связанных с организацией предстоящего тушения и его обеспечением. При таком подходе, кроме того, сократится круг вопросов, которые РТП должен проанализировать при уяснении задачи, оценке обстановки, а значит, сократится и общее время на принятие решения. Опыт пожарно-тактических учений и практики тушения пожаров показывает, что при данном подходе к содержанию решения его своевременное принятие посильно РТП даже при ограниченном сроке.

Такой подход к решению не противоречит принципам единоначалия и централизации, поскольку за РТП сохраняется персональная ответственность не только за свои личные действия, но и за действия подчиненных. Вместе с тем, он позволит разумно сочетать принципы единоначалия РТП и централизации управления с инициативой и творчеством подчиненных, укрепить среди них свой авторитет, повысить их активность и моральное удовлетворение своим трудом. За годы тушения пожаров со всей убедительностью подтверждено, что стремление РТП в условиях ограниченного времени лично "объять необъятное", его недоверие к сотрудникам органов управления подавляет у них всякую инициативу, наносит большой ущерб управлению пожарными подразделениями, а, следовательно, и успеху боевых действий.

Такие взаимоотношения в коллективах управления тем более недопустимы в современных условиях, когда динамизм боевых действий значительно возрос и вместе с тем поднялся уровень подготовки начальствующего состава. Налицо, следовательно, не только необходимость, но и возможность резко повысить ответственность каждого должностного лица на пожаре за порученное дело.

Ответственность, конечно, бывает разная. РТП, и только он, имеет право принимать решение на тушение как таковое. Он лично отвечает за исход тушения и успешное выполнение подразделениями пожарной охраны полученной боевой задачи. Эту свою ответственность он ни с кем делить не имеет права. Но и каждый начальник должен отвечать за свой участок работы. Там, где есть хоть какая-то ответственность, должно быть и право определять соответствующие мероприятия по частным вопросам, основанные, безусловно, на замысле РТП на тушение.

Такой подход к делу будет соответствовать не только передовому опыту, но и положению теории управления о том, что встречающиеся в жизни решения бывают общие и частные. Рассмотренное решение РТП на тушение и является таким общим решением, поскольку оно включает его тактический замысел, касающийся всех без исключения подчиненных и направленный на выполнение общей задачи. Мероприятия же по отдельным вопросам (организации управления, по видам обеспечения) можно отнести к частным решениям, обеспечивающим выполнение общего решения на тушение.

Наконец, приведенный выше подход к решению на тушение пожара будет учитывать творческую и организаторскую работу коллектива органа управления. Наличие общего и частных решений на тушение вполне оправдано и никакого вреда делу не принесет, тем более, что все они исходят, в конечном счете, из замысла одного лица - РТП и только с его ведома доводятся до исполнителей. Многовластие при этом, таким образом, полностью исключается.

Нуждается в четком определении, конкретизации содержания и в сокращении объема и каждый элемент решения (рис. 6.1). Поскольку дать подробный анализ каждого такого элемента во всех звеньях управления и по всем видам боевых действий не представляется возможным, за основу исследования возьмем решение РТП на тушение и на этой основе попытаемся установить общие принципы подхода к данному вопросу, соблюдение которых поможет в любой обстановке на пожаре.

Замысел боевых действий выражает главную руководящую идею РТП, определяющую цель этих действий, а также в общем виде силы, средства и способы ее достижения. Поэтому он является важнейшим элементом всякого решения на тушение пожара и основой модели предстоящих боевых действии. На нем базируются все остальные элементы решения, а также все частные планы действия самих подразделений.

Чтобы отвечать такому своему основополагающему назначению, замысел должен четко и конкретно давать ответ подчиненным на следующие основные вопросы.

1. Какими силами и средствами и в какой последовательности намерен РТП ликвидировать пожар? Ответы на данные вопросы необходимы, главным образом, потому, что конечная цель любого тушения не может быть достигнута в один момент с использованием только одного средства. Общую задачу в любом виде тушения всегда приходится расчленять по цели, месту и времени на ряд последовательно или параллельно выполняемых промежуточных задач с привлечением для их выполнения соответствующих сил и средств тушения и применением различных способов действий. В тушении пожаров такими задачами обычно являются ближайшая и последующая задачи, направление дальнейшего тушения. Причем каждая из них может расчленяться на ряд более меньших по объему частных задач, связанных с тушением пожара на различных его участках. Особенно важно определить, на каком направлении и как в принципе применяются основные средства тушения.

2. На каком направлении важен успех тушения? Данный вопрос вытекает из важнейшего принципа ведения любого действия по тушению пожара, требующего или использовать силы и средства по всему фронту тушения, или сосредоточивать их на решающем направлении, с тем, чтобы добиться на нем успеха в тушении пожара.

3. Как вводятся и силы и средства и какую форму управления ими намечено применять в ходе предстоящих боевых действий? Ответ на данный вопрос тесно связан с предыдущими. Он как бы придает главной идее РТП ее материальное воплощение в соответствующей группировке пожарных подразделений и способах ее действий.

Таково наиболее целесообразное содержание замысла боевых действий. Его, как видно, не следует перегружать второстепенными мероприятиями, иначе его трудно будет понять подчиненным командирам. Вместе с тем, нельзя в погоне за краткостью слишком обеднять замысел, ограничиваться, например, только определением решающего направления на пожаре, так как этого явно недостаточно для уяснения подчиненными основной идеи РТП.

Боевые задачи пожарных подразделений определяются в решении в строгом соответствии с намеченным замыслом. Суть термина "боевая задача" состоит, прежде всего, в определении, как пожар необходимо потушить. Она вытекает из самой сути боевых действий. Но поскольку эти действия всегда ведутся в рамках времени и пространства, постольку второй составной частью понятия "боевая задача" всегда является определение сроков готовности, начала и конца ее выполнения, а также места действий.

Такой подход к содержанию боевой задачи имеет большое практическое значение. Он позволяет четко сформулировать и освободить это содержание от многих второстепенных мероприятий, ускорить тем самым процесс принятия обоснованного решения, а затем его доведение и уяснение исполнителями.

Аналогичный подход необходим к определению боевых задач и других элементов тушения. Такой подход станет не только необходимым, но и вполне возможным, если дополнительно учесть то важное обстоятельство, что с боевыми задачами по тушению пожара неразрывно связан и следующий элемент решения - основы взаимодействия подразделений. Разделение этих двух элементов решения носит весьма условный характер. Ведь определяя боевые задачи подразделениям, т. е. устанавливая, какой пожар, где и когда должны ликвидировать подчиненные подразделения, РТП тем самым уже закладывает основы их взаимодействия, суть которого состоит в согласовании усилий и действий подразделений по цели (задачам), времени и месту. Однако как показал опыт тушения пожаров, одного определения в решении боевых задач подразделениям для достижения их тесного взаимодействия бывает недостаточно. Кроме них, необходимо определить, а затем указать способы выполнения подчиненными подразделениями своих частных задач при решении общей задачи с тем, чтобы обеспечивалась взаимная помощь и четкая согласованность в их действиях.

Степень детализации таких способов действий в разных звеньях и видах боевых действий может быть, конечно, различной в зависимости от многих факторов: характера задачи, наличия времени, условий местности, уровня подготовки и опыта подчиненных и пр. Дать какую-то единую и пригодную на все случаи жизни схему невозможно и нецелесообразно. Одно можно сказать, что эта степень всегда должна иметь разумный предел, который можно видеть из опыта работы РТП при успешном тушении различных пожаров.

Особо внимательно и творчески должен подходить РТП при определении в решении порядка взаимодействия подразделений. С одной стороны, он должен добиться, чтобы пожарные подразделения действовали как четко слаженный и единый организм. Но с другой, нельзя считать нормальной практику, когда тот или иной РТП без особой к тому нужды и без учета реальных своих возможностей стремится лично сам в деталях определить все те способы действий подразделений, которые являются "внутренним делом" подчиненных командиров на своих участках работ. Такие способы могут быть определены самими подчиненными, поскольку они детально знают обстановку, которую необходимо учесть.

Тоже касается задач по видам обеспечения и организации управления. Здесь также необходимо гармонично сочетать принципы единоначалия и централизации управления с самостоятельностью, инициативой и творчеством сотрудников органов управления и подчиненных командиров, а не приучать их оглядываться на старшего начальника и ждать от него указаний о способах их собственных действий

Важно еще раз отметить и то обстоятельство, что гармоничное сочетание единоначалия и централизации управления со стороны старших начальников с самостоятельностью, инициативой и творчеством подчиненных является одной из основных тенденций развития современного управления во всех областях деятельности пожарной охраны. Каждое звено управленческой системы должно заниматься своим делом, с тем, чтобы более высокие инстанции не загромождались массой текущих дел, отвлекающих их от крупных проблем, а низшие могли оперативно решать вопросы, входящие в их компетенции.

Выполнение данного требования при управлении силами и средствами на пожарах позволит полнее использовать творческие возможности РТП и оперативного штаба, создать среди подчинённых более здоровый "психологический климат", а главное - повысить обоснованность решений на тушение, сократить время на их принятие и доведение до подчиненных, предоставить последним больше времени на подготовку к ведению боевых действий и, в конечном счете, добиться успешного выполнения своих боевых задач.

 

Для реализации общей схемы управления процессом тушения пожара РТП (оперативный штаб) осуществляют процесс выработки решения на организацию действий личного состава пожарных подразделений.

Обоснованность и своевременность принятия решения во многом зависят от той методики, которая при этом применяется.

Под методикой вообще в науке понимается совокупность способов и приемов выполнения какой-либо работы, основанных на объективных законах действительности и обеспечивающих достижение намеченной цели.

Чтобы применить данное определение к процессу принятия РТП решения на тушение, предварительно необходимо учесть следующие его особенности. Во-первых, этот процесс в своей основе носит четко выраженный творческий характер, ибо он всегда связан с поиском новых и наилучших путей тушения пожара и успешного выполнения полученной задачи. Данная особенность обуславливается тем обстоятельством, что тушение любого пожара организуется в новой, изменившейся обстановке и поэтому он никогда не бывает точной копией предыдущих пожаров. Во-вторых, процесс принятия решения на тушение, как правило, протекает в условиях ограниченного времени и поэтому его успех во многом зависит от четкой организации работы РТП и подчиненных ему должностных лиц органов управления при принятии решения.

С учетом этих особенностей можно дать примерно следующее определение сути методики принятия решения на тушение: методика принятия решения на тушение – это основанная на объективных законах и принципах совокупность способов и методов творческого мышления РТП, а также организации совместной с должностными лицами органов управления работы в процессе принятия решения. Ее назначение состоит в том, чтобы в любых сложных условиях обстановки помочь РТП своевременно и обоснованно определить тактический замысел боевых действий, боевые задачи пожарных подразделений и порядок их взаимодействия. Для этого методика должна отвечать ряду требований, вытекающих из условий и специфики самого процесса принятия решения.

Поскольку данный процесс в своей основе носит творческий, познавательный характер, постольку важнейшим требованием к методике принятия решения на тушение является ее соответствие теории познания, логике, законам борьбы с пожарами и принципам тушения пожара. Большую помощь РТП при принятии решения на тушение в современных условиях могут оказать также достижения и выводы таких наук, как психология, математика, кибернетика. Его задача, следовательно, состоит в том, чтобы овладеть в совершенстве всей совокупностью логических и математических методов мышления и познания, выработанных современной наукой.

Соблюдение данного требования позволит выполнить и такие требования к методике принятия решения, как ее универсальность и гибкость. Суть последних состоит в пригодности методики для принятия решения на тушение не какого-то одного пожара, а на любой вид пожара, а также в различных условиях обстановки, в том числе при ограниченном времени. Их выполнение призвано освободить РТП от длительного и трудного поиска в каждом частном случае методов и последовательности мышления, а также способов организации своей работы при принятии решения на тушение.

Сказанное не означает, что методика принятия решения призвана дать РТП какую-то заранее составленную схему или анкету, заполнив которую он получит в готовом виде решение при тушении любого пожара. Цель методики иная – вооружить РТП научными методами мышления и наиболее рациональными способами организации своей работы, дающими возможность проявить творчество, искусство и свой личный талант. Наличие такой общей для всех видов пожаров методики не исключает, а, наоборот, предполагает использование частных закономерностей и принципов тушения каждого вида пожаров.

Следует указать и такие требования к методике принятия решения на тушение, как ее простота и ясность, позволяющие сравнительно легко и быстро усвоить ее всеми командирами пожарной охраны, в том числе молодыми, не имеющими достаточного практического опыта.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что практическое выполнение перечисленных основных требований к методике принятия решения на тушение немыслимо без глубоких и всесторонних знаний РТП, без твердого владения им всем арсеналом логико-математических методов мышления. Кроме того, при принятии решения на тушение немалая роль принадлежит субъективным качествам РТП, особенно таким, как умение предвидеть ход предстоящего тушения, развитая интуиция, сильная воля, смелость и решительность, самостоятельность, способность творчески мыслить при большой психологической нагрузке, готовность пойти на обоснованный риск и взять на себя ответственность за исход тушения. Практика тушения пожаров и пожарно-тактические учения свидетельствует, что если РТП не обладает такими качествами и при первой трудности долго и мучительно колеблется, то ему не поможет принять решение никакая хорошо разработанная методика. Как на содержание самого решения, так и на методику его принятия РТП определяющее влияние оказывают следующие исходные данные: сложившиеся условия обстановки на пожаре; наличие времени на принятие решения; личные профессиональные качества РТП и его подчиненных.

Несмотря на разнообразие этих данных, мышлению РТП и организации его работы при принятии решения на тушение свойственны и общие положения, на которых остановимся ниже.

Методика мышления РТП при принятии решения на тушение занимает доминирующее положение во всей его многогранной деятельности по управлению силами и средствами на пожаре, поскольку от нее в первую очередь зависит обоснованность и своевременность решения, а, значит, и успех боевых действий пожарных подразделений. Поэтому созданию такой методики уделяется большое внимание, особенно в последние годы в связи с происшедшими изменениями в средствах и способах борьбы с пожарами.

Следует, однако, отметить, что процесс мышления любого человека при принятии решений, особенно мышления РТП при принятии решения на тушение в сложной обстановке, весьма трудно поддается анализу и описанию. Тем не менее, попытаемся это сделать, базируясь на результатах исследований имеющегося опыта тушения пожаров и пожарно-тактических учений, проводимых на реальных объектах.

Во многих документах и публикациях решение РТП на тушение вполне справедливо считается результатом уяснения им оценки обстановки. Но сам процесс мышления при принятии решения нередко делится на три самостоятельных и последовательно осуществляемых этапа: вначале будто бы уясняется задача, затем оценивается обстановка и лишь потом принимается решение. С последним мнением полностью согласиться нельзя, так как оно не совсем соответствует действительности и передовому опыту. Самостоятельность и последовательность осуществления упомянутых мыслительных операций РТП носят весьма условный характер. Они скорее только кажутся, чем имеют место на самом деле.

Сама природа процесса уяснения задачи такова, что РТП при его осуществлении вынужден в той или иной степени вторгаться в область оценки обстановки. Его мышление с самого начала процесса принятия решения представляет собой не что иное, как создание мысленной модели предстоящего тушения пожара.

Правильное понимание задачи и тактического замысла позволяет РТП четко представить цель предстоящего тушения, уяснить требование к своему решению и к действиям пожарных подразделений.

Оценка обстановки заключается в познании объективных условий выполнения. В результате такого познания выявляются факторы, способствующие или затрудняющие достижение успеха предстоящего тушения. Такими факторами являются, как известно, рассмотренные выше элементы обстановки. Последовательность их оценки может быть различной, исходя в основном из двух моментов: взаимной зависимости между элементами и важности каждого из них в данных конкретных условиях. Нельзя оценивать, например, всю обстановку на пожаре без проведения разведки. Важность каждого из элементов обстановки тоже может быть различной. Так, при следовании на пожар основное влияние на содержание решения РТП может оказать наличие и состояние дорог и возможности пожарных подразделений по передвижению к месту пожара. Поэтому устанавливать какую-то единую на все случаи жизни последовательность оценки элементов обстановки нельзя и те авторы, которые допускают такую возможность, ошибаются, направляя мышление РТП по ложному пути.

Выводы из оценки каждого элемента обстановки носят обычно двоякий характер. С одной стороны, они в обобщенном виде отражают главное в том или ином элементе и его влияние на выполнение подразделениями полученной боевой задачи, а с другой - определяют конкретное содержание соответствующего элемента решения (где следует выбрать решающее направление, как разместить ствольщиков и т.д.). Эти частные выводы по каждому элементу обстановки и по решению в процессе мышления сопоставляются между собой и с выводами из уяснения задачи, причем последние при необходимости уточняются и конкретизируются по цели, времени и месту. При таком сопоставлении РТП вновь неизбежно сталкивается с вполне закономерным противоречием, выражающимся в том, что каждый элемент обстановки или группа элементов по-разному влияет не только на решение в целом, но и на тот или иной его элемент. Такова в общих чертах методика мышления РТП при принятии решения на тушение пожара.

В учебной практике хорошо зарекомендовала себя методика, при которой вначале уясняется задача и оценивается в отдельности каждый элемент обстановки, устанавливается их влияние на соответствующий элемент решения и лишь потом делаются обобщенные выводы. Такую методику иногда условно называют принятием решения по элементам обстановки на пожаре.

Основное ее достоинство состоит в том, что она дает РТП полный и конкретный круг вопросов, на которые он должен последовательно найти обоснованные ответы при принятии решения на тушение. Особенно ценна она, как показала практика, при первоначальном обучении молодых специалистов в области тушения пожара методике принятия решения в учебных заведениях и в системе служебной подготовки в подразделениях, когда им вручается задание с новой, сложной и совершенно незнакомой до этого обстановкой. В этом случае обучаемый, руководствуясь данной методикой еще при подготовке к занятию, тщательно анализирует каждый элемент обстановки, а в ходе занятия его руководитель подводит обучаемых к целесообразному решению постепенно, шаг за шагом, причем с участием в этом процессе всего коллектива учебной группы.

Однако данная методика имеет и существенные недостатки. Основной из них состоит в том, что на принятие решения с ее помощью требуется очень много времени, которым, как уже отмечалось, РТП при тушении, как правило, не будет располагать. Кроме того, она искусственно отделяет уяснение задачи от оценки обстановки в целом и каждого ее элемента, недостаточно полно раскрывает диалектику мышления РТП, не совсем четко показывает ему, как в конце концов подойти к решению и найти правильные ответы на те многочисленные вопросы, на которые необходимо ответить РТП.

Пути устранения этих недостатков, как показывают практика и исследования, могут быть также различные. Один из них состоит в четком определении содержания, сокращении количества и объема каждого элемента решения за счет исключения из них излишних деталей и обеспечивающих мероприятий.

Вторым важным путем ускорения процесса подготовки решения и повышения его обоснованности является умелое сочетание (но не замена) РТП указанной выше последовательности принятия решения по элементам обстановки с несколько иным порядком, который условно можно назвать принятием решения по элементам решения. Принципиального различия между обоими этими приемами нет и быть не может, поскольку как тот, так и другой основаны на одной и той же методической базе: уяснении полученной задачи и оценке обстановки. Разница между ними заключается лишь в последовательности мышления РТП.

При принятии решения на тушение по элементам этого решения РТП уясняет задачу и оценивает каждый элемент обстановки в тесной взаимосвязи и под углом их комплексного влияния на соответствующий элемент своего решения. Приступая к выработке решения, РТП сразу ставит перед собой конкретный вопрос (где выбирать решающее направление, как построить порядок тушения пожара и т.д.) и тут же ищет на него ответ с учетом условий обстановки, от которых зависит данный ответ. Тем самым его мышление с самого начала приобретает более целенаправленный характер, идет по более короткому пути, а, значит, и быстрее к своей конечной цели – определению тактического замысла, боевых задач подразделений и основ их взаимодействия.

Для применения такой методики у РТП имеется не только необходимость, но и возможность. Она обусловливается наличием указанной выше связи между процессом уяснения задачи, оценкой обстановки и между элементами обстановки, а также тем обстоятельством, что РТП при тушении многие данные обстановки получает и изучает заблаговременно, во время следования на пожар. На месте пожара РТП нет необходимости начинать "с нуля" и последовательно перебирать в уме каждый элемент обстановки, поскольку такая работа им уже проделана. Поэтому он имеет полную возможность сразу приступить к делу - к определению элементов решения.

При внимательном анализе нетрудно увидеть, что процесс мышления РТП при принятии решения никак не может быть искусственно разделен на такие самостоятельные и последовательно осуществляемые этапы, как уяснение задачи и оценка обстановки. Обе эти операции настолько тесно связаны между собой, что малейшее нарушение этой связи немедленно вступает в противоречие с требованиями теории познания, суть которых состоит в следующем.

Сознание человека формируется путем отражения объективного мира. Из этого следует, что процесс принятия РТП решения на тушение, как и всякий другой процесс познания, должен обязательно начинаться с чувственного восприятия реальной боевой обстановки, объективной действительности и следовать по пути от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков путь познания истины, познания объективной реальности. Невыполнение данного требования теории познания может привести к грубым ошибкам, особенно в том случае, когда такие ошибки были допущены РТП и на них "накладываются" ошибки командиров подразделений. Чтобы этого не было, РТП перед тем, как приступить к конкретному и глубокому уяснению задачи, всегда должен вначале разобраться хотя бы в общих чертах в обстановке, осознать, например, такие факторы: где находятся и что делают пожарные подразделения (следуют на пожар, осуществляют боевое развёртывание и т.д.), каков примерно их состав. Без этого он не может правильно ответить на вопросы, стоящие перед ним, в том числе определить, например, даже ориентировочно решающее направление.

Данный вывод подтверждается и практикой опытных РТП при принятии решения во время тушения пожаров и проведения пожарно-тактических учений. Они всегда уясняли задачу и оценивали обстановку в их тесной взаимосвязи и обусловленности. К тому же, как уже отмечалось, для этого у них была не только необходимость, но и возможность. Ведь в боевой действительности РТП в той или иной степени обстановку всегда знает, он постоянно ею живет. С получением задачи происходит лишь сбор недостающих сведений и более целеустремленное изучение всех добытых данных обстановки с учетом характера тушения пожара. Поэтому РТП нет нужды искать ответы на десятки вопросов. Многие из этих ответов у него уже готовы или потребуют только уточнения. Он может использовать обстановку уже не как "сырье" для изучения, а как готовые "детали" для построения "здания" решения. Особенно важна при этом способность РТП своей мыслью охватить все многочисленные факторы обстановки, быстро найти среди них главные, определяющие тот или иной элемент решения. Такие главные факторы в разных условиях будут выглядеть по-разному. Например, последовательность тушения пожара, выбор решающего направления и порядок действия пожарных подразделений будут зависеть, главным образом, от развития пожара, содержание боевых задач и порядок взаимодействия пожарных подразделений - от их тактических возможностей. Однако не исключено, что главными могут оказаться и другие факторы, например, условия местности, метеорологическая обстановка, обеспеченность подразделении огнетушащими веществами и т.д. Искусство РТП и будет, в частности, состоять в том, чтобы быстро разобраться в сложной обстановке и найти правильный выход. Это искусство посильно только грамотному и опытному руководителю пожарной охраны.

Таким образом, уяснение РТП задачи и оценка обстановки - это не какие-то самостоятельные и изолированные друг от друга этапы его мышления, а единый творческий процесс принятия решения. После уяснения задачи оценка обстановки не начинается, а продолжается и углубляется с тем, чтобы полнее и детальнее познать все ее положительные и отрицательные свойства, влияющие на выполнение подчиненными подразделениями полученной задачи.

Данное положение позволяет по-иному подойти и к содержанию самого процесса уяснения задачи. Оно дает возможность РТП не ограничиваться при этом только опытом коллег, а сделать более уверенный шаг по пути к своему собственному решению, отбросить явно нецелесообразные его варианты, наметить ориентировочно тактический замысел, отдать подразделениям конкретные предварительные распоряжения, придать дальнейшему своему мышлению более целеустремленный характер и тем значительно ускорить весь процесс принятия решения. Кроме того, уясняя задачу в совокупности с общими условиями уже известной ему обстановки, РТП может расчленить эту задачу на ряд промежуточных и частных задач и одновременно распределить последние между пожарными подразделениями – исполнителями. Такой прием под названием построения "дерева задач" или "дерева целей" широко освещен в литературе по теории управления производством, и он вполне применим в пожарном деле с учетом, конечно, его специфики.

Несмотря на то, что такое распределение носит еще предварительный характер (без конкретного указания места и времени), оно позволит создать форму, "скелет" будущего решения, который затем гораздо быстрее и легче можно будет заполнить содержанием. Тесное сочетание процесса уяснения задачи с оценкой обстановки имеет, следовательно, большое практическое значение.

Нельзя считать каким-то самостоятельным этапом и последнюю, заключительную операцию в мышлении РТП - определение целесообразного варианта и формулирование решения. Тем более ее нельзя называть принятием решения, как поступают некоторые авторы. Решение на тушение в сознании РТП появляется не сразу, не вдруг, а в результате сложных, порой мучительных раздумий, взвешивания многих "за" и "против" при уяснении задачи и оценке обстановки, т. е. на протяжении всего процесса принятия решения.

Самой природе данного процесса свойственен поисковый характер, поскольку в ходе его у РТП в силу противоречивого влияния разных элементов обстановки неизбежно возникает в виде гипотез несколько альтернативных вариантов решения. В конце этого процесса происходит не принятие решения, а именно выбор из нескольких вариантов одного, который РТП по тем или иным критериям (показателям) считает наилучшим, оптимальным или наиболее целесообразным, т.е. близким к оптимальному.

Поиск такого варианта начинается с самого начала процесса принятия решения. В ходе этого процесса грамотный и опытный РТП из множества возможных вариантов сравнительно легко "отсеивает" явно ошибочные. Оставшиеся несколько (два-три) целесообразных или рациональных вариантов РТП в конце процесса принятия решения сопоставляет между собой по ожидаемым результатам тушения (расходу материальных средств, времени на выполнение задачи и т.д.) и окончательно выбирает из них наилучший. Кстати, заметим, что как раз в этот момент большое значение приобретает не только ум, но и воля РТП. Самое плохое решение - ни на что не решиться, а значит, бездействовать. Выбрав наилучший вариант, РТП формулирует и объявляет свое решение подчиненным. Процесс принятия решения окончен.

Однако и такое окончание данного процесса можно считать лишь относительным. После него мышление РТП над решением продолжается, особенно при частых изменениях в обстановке, что наиболее характерно для периода ведения боевых действий по тушению пожара. В данный период РТП неизбежно и неоднократно приходится уточнять, дополнять, конкретизировать тот или иной элемент ранее принятого решения, а при внезапном и резком изменении обстановки принимать принципиально новое решение в целом.

Чаще всего необходимость в уточнении или изменении ранее принятого решения будет возникать в ходе тушения при тех резких изменениях в обстановке, которые РТП и оперативному штабу было трудно предусмотреть заранее, еще до начала тушения.

Таким образом, процесс мышления РТП над своим решением имеет место на всех стадиях управления подразделениями, начиная с момента получения боевой задачи и заканчивая ее выполнением. Ни один РТП не может надеяться, что после принятия даже обоснованного решения и отдачи боевого приказа все пойдет как бы автоматически, само собой, поскольку развитие пожара бывает порой непредсказуемым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.