Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При принятии решения




Логические методы мышления РТП

РТП с самого начала мышления при принятии решения на тушение должен опираться, прежде всего, на объективные факты, реальные условия обстановки, правильно их оценивать с количественной и качественной стороны, рассматривать их в тесной взаимосвязи, непрерывном развитии и изменении, находить основное звено, выявлять главные факторы, влияющие решающим образом на успех тушения пожара, т. е. за внешними явлениями видеть сущность тушения пожара.

При использовании данного метода особо следует остановиться на важности со стороны РТП рассматривать боевую обстановку не столько в статике, сколько в динамике, изменении и развитии в ходе тушения. Только при таком подходе РТП сможет не просто пассивно учитывать обстановку, но и активно влиять в ходе тушения пожара на действия подразделений. Для этого первостепенное значение имеет способность РТП предвидеть возможные изменения в обстановке и ход предстоящих боевых действий. РТП, обладающему такими качествами, легче вырабатывать и быстро принимать решение. Часто бывает, что тот или иной РТП испытывает большие затруднения при принятии решения, прикидывает разные варианты и не знает, на котором остановиться. Другой же в этой обстановке сразу выбирает один вариант и отбрасывает другие.

Важное значение при принятии решения на тушение имеют также сочетания и таких методов логического мышления, как анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, индукция и дедукция, аналогия и сравнение.

Анализ позволяет РТП путем расчленения общей задачи на ряд промежуточных задач, а общей обстановки - на ее отдельные элементы, глубже изучить каждый из них, выявить среди них главные, отделить второстепенные.

Метод анализа обстановки неразрывно связан с ее синтезом, который позволяет объединить полученные в процессе анализа результаты оценки частных элементов обстановки в единое целое, что особенно важно при принятии решения по его элементам.

Анализ и синтез применяются при принятии решения в тесном сочетании не только между собой, но и с такими методами, как индукция и дедукция. Индукция помогает РТП на основе единичных, порой незначительных фактов обстановки на пожаре прийти к общим выводам. Дедукция, наоборот, позволяет на основе знания общих принципов ведения боевых действий судить о частных явлениях на пожаре. Выводы, сделанные индуктивным методом мышления, всегда проверяются методом дедукции, и наоборот. Индукция и дедукция, следовательно, связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ.

Кроме упомянутых выше методов мышления, РТП пользуется и такими, как абстрагирование и обобщение. Особо велика их роль в более сложной ситуации, когда требуется отвлечься от множества сведений об обстановке и сосредоточить свое внимание на самом в данный момент главном, решающем. Но выявление главного в обстановке – задача не простая, тем более, что многие данные обстановки могут отсутствовать, а часть из них будет ложной. В связи с этим большую помощь РТП могут оказать аналогия и сравнение, суть которых состоит в сопоставлении имеющихся данных обстановки с ранее известными случаями тушения пожара и нахождении таким путем нужных выводов. Однако такие выводы, как правило, носят предположительный (вероятностный) характер, поскольку обстановка неповторима и один пожар никогда не похож на другой. Игнорирование этого факта, шаблонное копирование предыдущих действий рано или поздно приведет к невыполнению задачи. И наоборот, творческий учет изменений в обстановке, поиск нового всегда способствуют успеху.

Характеристика методов мышления РТП при принятии решения на тушение была бы неполной, если не сказать о так называемых интуитивно-эвристических методах. Их суть состоит в способности РТП принимать решение без развернутого суждения и промежуточных этапов мышления с последовательным перебором в уме всех элементов обстановки. Другими словами, эти методы основаны на умении РТП "видеть" решение, делать быстрое, свернутое умозаключение, отбирать из множества исходных данных обстановки главное и сразу переходить к конечному результату - решению.

Наиболее четко эти методы проявляются при принятии решения в ходе тушения при резком изменении обстановки, когда требуется быстрая реакция РТП на происходящее. Базируются они не только на субъективных качествах РТП, но, прежде всего, на его глубоких знаниях объективных закономерностей тушения пожаров, твердом владении методами мышления и большом практическом опыте. Они, следовательно, нисколько не противоречат логическим методам, а дополняют и сопровождают их в едином процессе принятия решения. Кроме того, они тесно связаны с психологическим состоянием РТП, его вдохновением, настроением, собранностью воли, духовных и физических сил. Подобно всякому творению рук и воли людей, тушение осуществляется дважды - сначала в мыслях, а потом в действительности. РТП должен силой фантазии, напрягая остроту чувств, мысленно пережить тушение, детали которого порой остаются в памяти, как кадры на фотопленке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.