Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отвечает на телефонный звонок




ДАВАТЬ И БРАТЬ

ИГРАТЬ С КУКЛОЙ

Социальные отношения: взаимодействие

Имитация: двигательная

Учебная цель: стимулирование социальной способности взаимодействия и фор­мирование интереса к игре с предметами

Задание: последовательно выполнить три-четыре действия с куклой

Материал: кукла, щетка для волос, мочалка

 

Наденьте куклу на руку и поиграйте ею с Олегом. Пощекочите мальчика и заговорите с ним измененным голосом, будто это говорит кукла. Побудите ребенка ответить Вам таким же обра­зом. Попытайтесь сделать так, чтобы он смотрел на лицо куклы, а не на Вас. Когда Олег начнет понимать смысл игры, дайте ему другую куклу и покажите, как ее можно использовать. Научите Олега играть своей куклой с Вашей. Пусть, например, Ваша кукла пощекочет куклу Олега, а его кукла на это отреагирует. Следите за тем, чтобы он щекотал Вашу куклу, а не Вас. Сначала занятия должны быть краткими, но удлиняйте их, когда ребенок начнет понимать смысл игры.

Учебная цель: усвоить понятия «брать» и «давать», испытывать положительные эмоции от взаимодействия

Задание: дать предмет другому человеку, получить взамен что-то и сказать «спасибо»

Материал: большая коробка, маленькие игрушки, сладости или что-нибудь еще в качестве вознаграждения

 

Для этой игры нужен еще один человек, возможно, сестра Евгения Даша, его отец или со­ученик. Поставьте на пол коробку с игрушками. Сядьте с Женей и Дашей вокруг коробки на пол. Попросите Дашу взять из коробки игрушку и дать ее Вам. Поблагодарите ее. Пусть Даша возь­мет еще один предмет (лучше всего, если это будет любимая игрушка Жени) и подаст ее Жене. Следите, чтобы он взял игрушку и тоже сказал «спасибо». Если ребенок говорит «спасибо» или произносит слово, которое звучит похоже, попросите Дашу улыбнуться и ответить «пожалуйста», погладить брата. Затем помогите Жене взять из коробки игрушку и подать ее Даше. Пусть Даша ответит, как договорились. Продолжайте игру, пока коробка не опустеет.

Когда игра закончится, пусть Женя поиграет с игрушками, которые он получил, а в качестве вознаграждения дайте ему что-нибудь вкусное. Сначала мальчику нужно будет подсказывать, ему будет трудно говорить слово «спасибо». Удовлетворяйтесь любым ответом, но постепенно добивайтесь лучшего звучания слова.

 

Учебная цель: улучшение социальной способности взаимодействия

Задание: самостоятельно ответить на телефонный звонок и позвать к телефону

Материал: игрушечный телефон

 

Обучайте Бориса этому действию, прежде чем позволить ему ответить на настоящий телефон­ный звонок. Лучше всего для этой цели подходит игрушечный телефонный аппарат. Сначала научите Бориса поднимать трубку и говорить: «Алло!». При этом весьма полезно наклеить рисунки уха и рта на соответствующие части трубки, чтобы ребенок быстрее понял, как держать трубку. Когда Борис научится поднимать трубку и говорить «Алло!», научите его говорить: «Одну минутку!» - и звать к теле­фону того, кого спрашивают. Обучайте ребенка этому, приглашая к телефону каждого члена семьи.

Когда Борис хорошо овладеет этим действием, начинайте обучать его правильно обращать­ся с настоящим телефоном. Попросите родственника или знакомого позвонить в определенное время, чтобы Борис мог ответить. Оговорите, что должен сказать звонящий, чтобы не запутать ребенка. Повторяйте это многократно, а когда ребенок станет увереннее, попросите звонящего разнообразить поручения, чтобы Борис учился реагировать на множество различных ситуаций. Когда ребенок будет уверенно себя чувствовать при приеме любого звонка, пусть подходит к телефону, когда хочет, но будьте поблизости на случай, если он не справится.

 

9. ПЕРЕДАЁТ КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ

Учебная цель: улучшение речевых навыков, развитие слуховой памяти, улучшение соци­альных способностей взаимодействия

Задание: запомнить краткое сообщение (состоящее из 4-6 слов) и передать его друго­му человеку

Материал: отсутствует

Сядьте с Таней в одной комнате и попросите кого-нибудь задержаться в другой. Подведите Таню к двери соседней комнаты, чтобы она видела, кто там находится. Необходимо иметь что-нибудь для поощрения девочки. Прежде чем начнется упражнение, обсудите с Вашим помощ­ником ряд сообщений, которые Таня должна передать, чтобы Вы могли проверить, правильно ли она это делает. Затем дайте Тане краткое поручение и попросите передать его другому че­ловеку. Скажите, например: «Таня, скажи папе, чтобы он вставал!». Если она не выполняет по­ручение сразу, направьте ее к другой комнате и повторите поручение. Если ребенок подойдет к Вашему помощнику, но сообщение не передаст, этот человек должен ей помочь вопросом: «Что сказала мама?». Если Таня все еще медлит, необходимо помочь ей вопросом: «Встать?». Если Таня правильно передаст сообщение, ее нужно похвалить и дать похожее поручение, которое она должна передать Вам. Продолжайте выполнять упражнение описанным способом.

Сначала Таня должна передать лишь два сообщения. Постепенно давайте ей больше поручений, которые должны становиться все труднее. Постоянно следите, чтобы поручения были Тане понятны. Иначе она запутается и может даже не вспомнить о сообщении. Если ребенок не совсем понимает, можно ему помочь повторить содержание сообщения, прежде чем направить к другому человеку.

 

10. «ЧТО БЫ ТЫ ХОТЕЛ?»

Речь: словарный запас

Учебная цель: расширение словарного запаса и улучшение выразительных речевых спо­собностей

Задание: из двух предметов назвать нужный

Материал: три пары предметов домашнего обихода, которые хорошо знакомы ребенку (один предмет из каждой пары Андрей особенно хотел бы иметь)

 

Андрей знает, что должен использовать речь, чтобы получить вещи, которые ему нравят­ся. Хороший способ объяснить это ребенку - предложить выбрать желаемый предмет из двух предложенных. При этом один из предметов интересен для ребенка, а другой не имеет для него значения. Сядьте за стол напротив Андрея и посередине положите два предмета. Возьмите, например, игрушечный автомобиль, с которым он любит играть, и крышку от кастрюли. Второй предмет не должен привлекать внимание ребенка. Двумя руками возьмите руки Андрея. Под­ведите его руки к каждому предмету и назовите их медленно и четко. Продолжайте называть предметы и следите, чтобы руки ребенка касались их. Так ему будет легче связать слово с предметом. Удерживайте руки Андрея в своих, но отведите их от предметов. Спросите: «Андрей, что ты хочешь?» - и сделайте так, чтобы ребенок понял, что ничего не получит, если не выразит свое желание словами. Если Андрей скажет «машина» или другое аналогично звучащее слово, похвалите его и дайте поиграть с ней несколько минут. Повторите действие с парами других предметов. Обращайте внимание, какие предметы ребенок называет быстрее, и начинаются ли эти слова с определенных звуков, которые ему легче произносить. Звуки, произношение кото­рых дается детям легче всего: П, Б, М, Н, Д, К и Т.

 

11. ИГРА В «ДА» И «НЕТ»

 

Учебная цель: расширение словарного запаса, развитие умения отвечать на короткие вопросы словами «да» и «нет»

Задание: на вопрос «Это...?» отвечать «Да» или «Нет»

Материал: две коробки, пять-восемь предметов домашнего обихода, которые Роман хорошо знает (ботинок, чашка, мяч, ложка, мыло)

Сядьте за стол напротив Ромы и в центре поставьте две коробки. Покажите мальчику по­очередно все предметы и положите их в коробку. При этом объясните, из каких частей состоит задание. Возьмите один предмет из коробки и покажите его Роме. Когда ребенок на него пос­мотрит, спросите: «Это ботинок?». Сначала отвечать будете Вы, побуждая Романа повторять за Вами. Скажите: «Нет, это не ботинок». Положите предмет в другую коробку, чтобы Роман знал, что с этим предметом работа закончена. Поступите так же с другими предметами, пока все они не окажутся в другой коробке. Сначала Рома будет отвечать лишь «Да», «Нет» или просто ки­вать головой. Если ребенок будет прогрессировать, пусть повторяет за Вами все предложение: «Да, это чашка». Начните с небольшого количества предметов, постепенно добавляя другие, если концентрация внимания ребенка улучшится. Выбирайте для этой игры предметы, которые хорошо знакомы Роме и названия которых он знает. В противном случае упражнение будет для него слишком запутанным. Используйте ответы «Да», «Нет» также в повседневной жизни, спра­шивая ребенка постоянно: «Ты хотел бы покачаться на качелях?», «Ты Дима?».

В течение дня задавайте ребенку простые вопросы, требующие ответов «да» или «нет». Например: «Ты хочешь яблоко?» или «Это мой ботинок?» (когда вы держите у своей ноги ботинок ребенка). Начинайте с вопросов, на которые ребенок наверняка знает ответ.

Подождите несколько секунд, давая ребенку понять, что вы ждете от него ответа. Если ребенок не отвечает, продемонстрируйте ожидаемый ответ. Например, кивайте головой и скажите: «Да, ты хочешь яблоко», или покачайте головой и скажите: «Нет, это не мой ботинок, это твой ботинок». Если ребенок еще не умеет говорить «да» и «нет», помогите ему кивнуть или покачать головой.

Поправьте ребенка, если он явно ошибся. Однако, если ребенок дал неожидан­ный ответ на вопрос «Ты хочешь?», не надо его поправлять. Действуйте в соответ­ствии с ответом ребенка. Например, ребенок ответил «нет» на вопрос «Ты хочешь яблоко?» (сказал или покачал головой). Скажите: «Нет? Тогда я сама съем это яблоко». Если ребенок огорчится, скажите: «Ты, наверно, ошибся. Ты сказал нет (покачайте головой), а хотел сказать да (кивните головой)».

Важно, чтобы ребенок понял, что его ответам верят и действуют так, как он сказал.

Примечание: Дети часто учатся отвечать «нет» раньше, чем говорить «да». Они мо­гут на каждый вопрос говорить «нет». Будьте последовательны и действуйте согласно тому, что ребенок сказал, а не тому, что, по вашему мнению, он думал. Это лучший спо­соб помочь ребенку эффективно общаться.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.